|
|
|
|
01.09.2003 Час Ноль № 10
Морской фестиваль
толерантности в Петрозаводске
Толерантность. Мало кому известно и тем более понятно значение
этого слова. В первую очередь, толерантность - это терпимость,
снисходительность к кому-либо. Терпимость к окружающему миру,
терпимость к людям, которые отличаются от нас цветом глаз, кожи,
религией, терпимость к себе. Современное российское общество стоит
на грани полного краха. Следовательно, в обществе рождается чувство
одиночества, войны всех против всех. 16 сентября в Петрозаводске
прошел первый международный морской фестиваль, темой которого была
«Культура толерантности в высшей школе». С 10 утра проходили
конференции в ПетрГУ, КГПУ и Речном училище. Целью конференции было
установить связь с учебными заведениями, обменятся культурными
ценностями, знаниями, рассмотреть конкретные приемы воспитания,
привлечь молодежь в культурный процесс воспитания. Соучредителями
программы стали представители из Санкт-Петербурга – «Университет
водных коммуникаций», «Российский гидрометеорологический
университет», военно-морские ВУЗы. Программа конференции делилась на
четыре секции: «Петербург и Петрозаводск: 300 лет толерантности?
Российские регионы и формирование культуры Санкт-Петербурга»,
«Толерантность и взаимодействие полов. Проблема воспитания
толерантности в семье», «Воспитание толерантности через досуговые
объединения студентов. Национальные диаспоры и межнациональные
отношения в студенческой среде», «Толерантность в высшем
образовании». Открывали конференцию: зам. главы самоуправления
г. Петрозаводска Анохова Т.М., ректор ПетрГУ Васильев В.Н.,
проректор СПбГМТУ Константинов А.Н. «Толерантность – переход от
одной идеологии к другой. Каждый воспринимает ее по-своему, –
рассказывает А.Н. Константинов - Идеологические аспекты слишком
давят на сегодняшний день. Нам тяжело договориться, следовательно,
здесь толерантности нет. И даже принять позицию другого мы не можем,
а тем более свести ее в некий симбиоз. Поэтому мы согласны, что
независимо от своих позиций, будь-то политические или религиозные, у
нас есть некая история, базовые ценности. Надо, чтобы мы, каждый из
нас, каждый россиянин осознал, что наша история началась не в 90-ых
годах, что мы накопили очень богатый опыт, основанный на
толерантности, т.к. вся наша культура собирательная и терпимая.
Санкт-Петербург хотя и считают западным городом, но он является
чисто российским городом, т.к. он продолжил более интенсивные
традиции общей российской толерантности. Мы как были между западом и
востоком, так и остались. Мы должны быть и азиатами, и европейцами.
Наш единственный способ самосохраниться - остаться такими, какие мы
есть. Если мы согласимся, что уникальность нашей культуры, как раз в
симбиозе всего лучшего, что есть на востоке и на западе, то тогда мы
сами поймем себя, поймем, кто мы, какая наша миссия, для чего эта
страна существует. Чем мы многообразнее, тем мы сильнее.
Уникальность русской культуры в том, что у нас нет ничего своего.
Все заемное: опера - Италия, балет - Париж, оперетта - Австралия,
литература - Западная Европа. Мы очень хорошо умеем брать чужое, и
доводить его до совершенства и в этом наша беда. Следовательно,
толерантность - способ выживания. Если мы, условно, откажемся от
принципов толерантности, то кончится наша уникальность. Для нас
толерантность - это единственный способ сохранить себя». Лена
Зуй
Фашизм. Национализм. Кризис общественной системы, из которой
возник фашизм, был, собственно, серией кризисов: социальных,
политических, экономических и военных. Фашизм прекрасно виден в
Мировой войне. Она поставила заново вопросы о современном обществе и
его будущем, о добре и зле, о жизни и смерти. Военные уже тогда, в
конце войны, становились носителями психологии фашизма. И они
составили его изначальную среду. Они внесли в будущее фашистское
движение свою психологию, свои идеалы и методы. Всё самое жестокое,
выработанное мировой войной: ненависть, беспощадность, массовость
убийств, которые родила война. Вопрос о добре и зле в германской
истории, о взлётах немецкого духа и его падении не могут оставить
безразличным никого. Людям, которым удалось выжить, предстояло
осмыслить всё, что произошло. На все времена человечество получило
трагическое доказательство того, к чему приводит попытка призвать к
власти террористические силы, остановить и повернуть вспять
исторический процесс. В истории пролито много крови и в целях
справедливых и в целях неправедных. На эти примеры ссылаются те, кто
сейчас как-то оправдывает фашизм. Тема фашизма актуальна, т.к.
возникает много радикальных движений, скинхеды, например. Ведь ХХ
век – век особый. Он мстит тем, кто очищает путь войне. Мир глубоко
изменился после разгрома фашизма, и темпы его изменений будут
расти. Никто не должен стремиться к военному превосходству над
другими. Попытки примерить людей с самой ужасной личностью ХХ
столетия – это моральный и политический вызов многим народам, в
первую очередь, немцам. Движение жизни ставит всё новые проблемы не
только перед современностью, но и в сфере понимания прошлого. Именно
изучение истории фашизма позволяет убедиться, что тот, кто
становится на этот путь, обрекает себя с самого начала. Фашизм –
вина общественной системы, которая производит его на свет и тех
совершенно конкретных людей, которые творили зло. История способна
помочь созданию гарантий неповторения катастрофических ошибок. В
новом мире нельзя пытаться навязывать свою волю другим, думая, будто
сила всесильна. Формой существования фашизма могло быть только
военное насилие. И без него германский нацизм не был бы самим собой.
Он распался бы. Мне что-то может не нравится в нациях, но все
равно мы должны относиться очень терпимо друг к другу.
Несправедливо, когда человек оскорбляет людей другой нации. У каждой
нации свои «плюсы» и «минусы». Мы живём в одном мире, поэтому не
стоит конфликтовать из-за этого. Газета «Час ноль» очень
интересна своими темами. Благодаря ей, мы ещё раз убеждаемся, что
фашизм несёт зло, поэтому не стоит стремиться к его созданию. Ещё
мне очень понравилось, что ученики могут высказывать своё мнение о
фашизме, национализме. Я думаю, это правильное решение. Желаю
успехов в будущем! Катя Разборова, отделение журналистики РША,
г.Сегежа
Прочитав газету «Час ноль», я впервые задумалась о проблеме
фашизма. Но мне бы хотелось углубиться в эпоху ХХ века, больше
узнать о современных профашистских организациях. По моему мнению,
фашизм, действительно, строится на гибели ни в чём не повинных
людей. Я считаю, что необходимо подавлять в себе национализм.
Потому как простое пренебрежение или избегание «других» может
перелиться в преследования или принудительные депортации людей
другой нации. Мне кажется, что здоровый национализм – это,
практически, патриотизм, а также вера в то, что твой народ, твоя
нация лучше других, но не более того. А всё остальное, т.е.
пренебрежение, недолюбливание, изгнание и т.д. относятся к
нездоровому национализму. Тот факт, что в паспорте теперь нет
указания на националбность, лишь доказательство того, что не важно к
какому народу ты принадлежишь, а важно, что ты имеешь такие же
права, как и другие. Я думаю, что в России есть хотя и небольшая,
но всё же угроза фашизма, т.к. в нашу страну ежегодно приезжают
тысячи чеченцев, грузин, армян и т.д., в результате чего появляется
всё больше таких профашистских общественных организаций, как
скинхеды. Лично я не была свидетелем проявления фашизма. Однако,
моя бабушка, будучи ещё девочкой, была захвачена фашистами и
насильно перевезена из Финляндии на территорию России. Я никак не
подавляю национализм в себе. Естественно, моё предпочтение всегда в
пользу русских, а не «других». Но в целом, я не считаю «их» плохими
или недостойными нормального отношения. Мне понравилась газета,
т.к. она не скрывает проблем фашизма, национализма, а напротив,
пытается бороться с ними, помогает подросткам понять, что люди всех
стран и народов должны иметь одинаковые права, где бы они не
находились. Возможно, распространение этой газеты или подобных ей в
школах поможет остановить, или хотя бы предугадать, возможность
фашизма в России Светлана Ершова, лицей №1 и РША
Слова, красные от крови… Холокост – это всесожжение. Этим
словом принято обозначать в современной исторической литературе
катастрофу европейского еврейства в период Второй мировой войны.
Холокост явился страшным и гибельным для миллионов людей следствием
фашистской идеи расовой исключительности и борьбы за чистоту
“арийской” крови. Эта идея неизбежно должна была вылиться, после
прихода Гитлера к власти, в политику и практику уничтожения
еврейской нации силами и средствами целого государства. История
Холокоста поднимает и спустя полвека не исследованные до конца
проблемы, касающиеся индивидуальной ответственности, этического
поведения общества и состояния человеческих норм в целом. Знание
уроков Холокоста необходимо, прежде всего для того, чтобы подобный
геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. В истории
Холокоста содержится мощный потенциал для осознания того, как в
нечеловеческих условиях нацистской оккупации люди оставались людьми.
Как, рискуя своей жизнью и жизнью своих детей, они приходили на
помощь тем, кого нацисты обрекли на уничтожение. Как сами обреченные
находили силы для вооруженного и духовного сопротивления. На
оккупированной территории Советского Союза нацисты начали свой
чудовищный эксперимент по физическому и духовному уничтожению
миллионов людей. Жертвами геноцида стали 6000000 евреев. Холокост
евреев СССР может быть понят только в контексте тщательно
спланированной нацистами “тотальной войны”, которую они вели с
первых дней нападения на СССР. Ее важнейшим постулатом было
безжалостное уничтожение всех, кто являлся реальным или мнимым
врагом рейха, оказывал малейшее сопротивление или
неповиновение. Еврейское население являлось особой категорией
жертв нацистов, подвергшейся преследованию и уничтожению. Нацистский
оккупационный режим представлял потенциальную угрозу для жизни всего
без исключения мирного населения. Однако именно евреи – независимо
от возраста, политических взглядов и степени своего противодействия
нацистам – стали первыми и поголовными жертвами нацистского
произвола. Важнейшее значение для понимания природы и сущности
нацистского оккупационного режима, его идеологии и практики имеет
выстроенная гитлеровцами система комплексного геноцида одного из
народов. При внимательном рассмотрении Холокоста становится
очевидным его прямая взаимосвязь с главной целью нацистов – победой
в войне. Эта задача была изначально недостижима без раскола общества
по расовым и национальным критериям. Евреи представлялись нацистам
идеальным прикрытием своих истинных целей. Именно на них были
опробованы те пропагандистские, экономические, социально-правовые
методы, которые по мере изменения соотношения сил на фронте стали
востребованы оккупантами применительно к другим потенциальным
жертвам. Мотивы нацистов для меня более чем понятны. Гитлер
поставил цель, к которой было необходимо двигаться любыми способами.
Но разве есть что-нибудь более дорогое, чем жизнь человека, его
счастье и благополучие?! Разве подобные действия не являются
признаком бесчеловечности, осуществляющейся последовательно и
систематически в самых широких масштабах? Кто такие немцы? Как могло
целое государство пасть так низко, чтобы его армия совершала дела, о
которых тысячу лет с омерзением и содроганием будет вспоминать
человечество? Каким раскаянием и какими делами немцы смогут смыть с
себя пятно позора? На советских евреях нацисты начали
отрабатывать методы и тактику массовых убийств и сокрытия следов
преступления. Расстрел обычно маскировали под переселение. “Все
жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29
сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской
улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, а также
теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого, будет
найден в другом месте и расстрелян. Кто из граждан проникнет в
оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет
расстрелян”.• Впервые при нападении на СССР уничтожение
еврейского населения проходило под прикрытием лозунга об избавлении
других народов Советского Союза от “еврейского ига”. Весь мощный
пропагандистский аппарат на фронте и оккупированных территориях был
направлен на доказательство тождества советской политической системы
и еврейского населения СССР. Попытка представить “новый порядок” не
захватническим, а “освободительным” диктовала необходимость
использовать в пропаганде и практике террора оголтелый
антисемитизм. В действительности же Холокост и по замыслу и по
его осуществлению многочисленными ведомствами нацистской Германии и
оккупационного режима был абсолютно иррационален, что не могло не
отразиться на действиях исполнителей. История Холокоста не может
рассматриваться лишь сквозь призму гибели и страданий миллионов
людей. По мысли М.Я. Гефтера, это явление имеет три грани:
уничтожение – сопротивление – спасение. Ответственность за Холокост
правительств и гражданского общества союзных держав, включая и
советское правительство; личная ответственность людей, оказавшихся
причастными к этой трагедии, неправомерно обозначать только черными
или белыми красками. В этот страшный период мы видим ярчайшие
примеры морального и физического сопротивления оккупантам. Это была
борьба не просто за выживание, а за сохранение человеческого
достоинства. Она дала немало примеров самопожертвования и высокой
силы духа. Эта грань Холокоста, равно как и нравственный пример
тысяч и тысяч людей, которые бескорыстно пришли на помощь своим
знакомым и соседям, а нередко и совершенно незнакомым людям,
является залогом того, что знания и память о Холокосте еще долго
будут востребованы нашим обществом.
Мы должны помнить Люди, одним себя мы кормим хлебом, Одно
на всех дано нам небо, Одна земля взрастила нас. Люди, одни у
всех у нас тревоги, Одни пути, одни дороги.... А. Розенбаум
Литература - зеркало времени. Именно благодаря ей, люди могут
узнать об уходящем прошлом. Сегодня мы живем на стыке тысячелетий,
когда начинается новая страница нашей истории. Но, вступая в другую
жизнь, люди не должны забывать о прошлом, чтобы не повторять ошибок.
Таких, как Великая Отечественная война и Холокост. Думается, что на
сегодняшний день не осталось людей, считающих германское гетто
благом. Ведь это - одно из самых больших преступлений против людей,
социальное зло, когда вместо любви, заботы, сочувствия, люди
начинают убивать. Считается, что для решения проблемы надо найти ее
причину. Тогда нужно задаться вопросом - в чем основа Холокоста, и
как могла родиться такая идея. Социальное зло - это болезнь
человечества, заражающая нас по мере развития цивилизации. Чем
больше узнает человек, тем сильнее чувство всемогущества. Но
германское гетто еще раз показало, что люди не готовы к большой
власти и могут использовать ее только во вред. Через полгода
после нападения на СССР в пригороде Берлина 15 высших чиновников,
представлявших все основные ведомства Германии, провели совещание,
результаты которого были зафиксированы в специальном протоколе. В
результате совещания был вынесен смертный приговор всем евреям
Европы. Эсесовцы стали по всему старому свету строить лагеря смерти.
Одним из них стала Треблинка. Именно ее описывает Василий Гроссман в
рассказе “Треблинский ад” . В ответ на появление лагерей смерти,
возникли подпольные организации противостояния, но их призывы часто
не доходили до людей, а большинство участников было убито. “Нас
не поведут, как овец, на бойню. Еврейская молодежь, не давайте сбить
себя с пути. Из 80000 евреев Вильнюса, Литовского Иерусалима
осталось всего 20000…. Все, кого увезли из гетто, никогда не
вернутся. Все дороги гестапо вели в Понары. А Понары - это смерть!
Сомневающиеся! Избавьтесь от иллюзий! Ваши дети, ваши мужья и жены
погибли . Но их все-таки повели. И не просто на бойню, а на
фабрику смерти, где главными рабочими были ужас, отчаяние,
жестокость, смерть. Каждый день в Треблинку приезжало несколько
эшелонов с людьми. Им оставалось жить меньше часа. И это были не
только евреи. Сотни тысяч поляков, цыган стали жертвами лагеря
смерти. Всемирная плаха была очень хорошо продумана и
организована. Из ничего не подозревавших людей, способных любить,
творить и бороться, за считанные минуты делали живых мертвецов,
“последовательно отнимая все, что отличает человека и делает его
таковым. Сначала у них отнимали родных, семью, друзей, потом
свободу, Родину, затем – воспоминания: детские фотографии, дорогие
сердцу письма, отнимали одежду - то, чем испокон пользовался человек
и без чего он чувствует себя беспомощным. Людей лишали паспортов, а
значит, отнимали имя, стены камеры отнимали небо, землю, ветер и,
наконец, жизнь». Но даже в последние минуты узники Треблинки
оставались людьми, в то время как сами хозяева всемирной плахи уже
давно перестали быть таковыми. Бог создал нас по образу и подобию
своему, тогда почему же появились на свет хладнокровные убийцы,
существа, для развлечения убивающие детей, забавлявшиеся видом
смерти, отчаяния, боли. Это уже не люди, это животные. Что
случилось, если чьи-то мужья, сыновья, отцы каждый день
систематически истребляли, уничтожали, насиловали, а потом шли
домой, пили чай и видели ночью светлые сны?! Но самое ужасное, что
они делали это по своей воле и получали искреннее
удовольствие. Гроссман пишет, что эсесовцы, служившие на
Треблинке - это больные, в современном мире ставшие бы просто
отбросами. И ужас этого факта заключается в том, что для мира
Гитлера они были уважаемыми людьми, полноправными гражданами. По
мнению автора именно это и есть та изначально ненормальная часть
немецкой нации, вставшая во главе фашизма . Но так ли это? ”К
сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже
«творения божьи» и поэтому надо их уважать. Но ведь мы говорим, что
и мухи тоже творения, но при этом не уважаем их” . Кто-то может
сказать, что эсесовцы были прогнившим поколением, на извращенности
которого просто сыграл Гитлер, дав им свободу. Но если подобное
сочинение пишет школьница, то можно задаться вопросом, а только ли
военные того времени было убийцами? Что могло произойти с целой
нацией, от детей, до взрослых мужчин, если они стали
ТАКИМИ? Гроссман пишет о том, что происходило в лагере
смертников, читая его «Треблинский ад», ты как будто проходишь, этот
путь сам. А, дочитав, понимаешь, что мир меняется для тебя - ведь
трудно поверить, что это было на самом деле, что это возможно, но
вот-перед тобой живое доказательство, написанное, со слов очевидцев.
Рассказывая о Треблинке, автор, однако, не дает ответа на вопрос,
почему могло случиться безнаказанное убийство тысяч невинных людей,
и зачем это делали. Жертвы Треблинки, те, для кого начало дороги
смерти стало концом, и эсесовцы, существа, которых уже нельзя
назвать людьми, ежедневно, сотни раз ходившие по этой самой дороге и
сами ее создавшие. Какая разница между ними? Библия проповедует
любовь к ближнему своему, одна из священных заповедей - не убий. Но
какой религии поклонялись эсэсовцы - фашизму или, может, власти и
деньгам? А если так, то разве исключена возможность появления
второго Гитлера, а вместе с ним и второй Треблинки, ведь мы живем в
мире, где все продается, и покупается или, во всяком случае, есть
немало людей так считающих. Лагерь смертников. «Фабрика смерти».
Я не знаю, что значат эти слова для тех, кто был там, кто видел
застенки палачей, смотрел в лицо смерти, в ее стеклянные глаза. Но
мы должны всегда помнить, что самое большое преступление против
самой жизни было именно там, и эта страница нашей истории должна
быть известна всем, чтобы мы не забыли, что, значит, быть
Человеком.
И. Штанько, учащаяся Державинского лицея г.
Петрозаводска
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|