|
|
|
|
01.11.2003 Час Ноль № 12
Выступление Вадима
Николаевича Мизко, председателя «Карельского Союза бывших малолетних
узников концентрационных лагерей уничтожения в Германии». Прочитано
в Берлине во время встречи с принимающей стороной.
Уважаемые дамы и господа! Разрешите поприветствовать вас от
имени делегации из города Петрозаводска. Я несказанно рад оказаться
на гостеприимной немецкой земле, на которую мы привезли тепло наших
сердец. От всей души благодарю Фонд Максимилиана Кольбэ за
приглашение приехать сюда, встретиться с вами, рассказать о том, как
мы живем, чем дышим, что происходит в России. Наша организация
«Карельский региональный союз бывших малолетних узников
концентрационных лагерей уничтожения в Германии», председателем
которой я являюсь вот уже 12 лет, на протяжении долгого времени
занимается созданием в Карелии Музея жертв фашизма, единственного в
своем роде в России. Музей содержит уникальные архивные материалы.
Наш Музей – дело рук многих людей, энтузиастов, подвижников. Никто
из нас не колебался, принимая решение о присвоении нашему Музею
имени великого гуманиста, человека с большой буквы, отдавшего свою
жизнь ради спасения жизни других, замученного в фашистских застенках
Освенцима священника Максимилиана Кольбэ. За свою полную героизма и
самопожертвования жизнь, мученическую смерть Максимилиан Кольбэ был
причислен к лику святых. Наш музей, освященный именем Максимилиана
Кольбэ, призван быть напоминанием всем о чудовищном времени
гитлеровского господства, о той реальности, которая никогда больше
не должна повториться, о тех многомиллионных жертвах фашистских
фабрик смерти, а имя Кольбэ – стать символом мужества и торжества
человеколюбия, доказательством того, что даже в самых нечеловеческих
условиях, при самых жестоких режимах, можно сохранять братолюбие и
помогать ближнему. Огромная заслуга в создании Музея принадлежит
хорошо Вам известному человеку, необыкновенной душевной щедрости,
Данкварту-Паулю Целлеру. Именно благодаря его исключительно важным
усилиям, настойчивости и поддержке наш Музей обрел зримые черты.
Этот человек, заложивший первый камень в фундамент
российско-германской дружбы, на протяжении всего времени, с момента
знакомства и по сию пору, не оставляет нас своим вниманием,
проявляет поистине братскую заботу о нас, бывших узниках. И это
далеко не все дела, снискавшие глубочайшее уважение и почет у всех
тех, на кого распространялась братская любовь Пауля. Неоценимый
вклад Данкварт-Пауль Целлер внес в восстановление еврейской общины
города Петрозаводска, заботясь о ближних своих, без различения
национальностей, вероисповедания, гражданства, во исполнение
великого обета некогда данного Богу. Было бы непростительной
оплошностью не упомянуть в этом коротком выступлении имя еще одного
человека, нашего верного друга, - Роберта Фишера, настоятеля собора
в Вюртсбурге. Именно при его непосредственном участии для нашего
Музея была собрана литература и документы, касающиеся Максимилиана
Кольбэ. За что я также хотел бы выразить слова глубочайшей
признательности. Я не случайно уделяю так много внимания созданию
Музея, на который я трачу свои силы и все свободное время. Я -
бывший узник «Бухенвальда» и концлагеря «Дора». Моего отца
расстреляли у меня на глазах. Когда я был в лагере, то дал клятву,
что если я останусь в живых, то обязательно обо всем этом расскажу.
Наши потомки обязаны помнить эти страшные годы, чтобы исключить их
повторение в настоящем и будущем. К сожалению, сегодня приходиться
говорить о популярности идей неонацизма и неофашизма среди молодежи
и среднего поколения во всем мире. То тут, то там возникают
расистские лозунги, разжигается национальная вражда, слышны призывы
к истреблению «чужих». (Фотографии, сделанные совсем недавно в нашем
городе, тому яркое подтверждение). Такие явления как экстремизм и
этническая дискриминация прочно вошли в нашу жизнь, на наших глазах
возрождается идеология фашизма! Неужели человечество наступает на те
же грабли? Необходима большая, целенаправленная, основательная
просветительская и воспитательная работа среди молодежи. И наш Музей
должен сыграть здесь ключевую роль, ведь он является антифашистским
центром не только в Карелии, но и на всем Северо-Западе России.
С нашим Союзом сотрудничает группа молодых энтузиастов-студентов
Петрозаводского государственного университета, членов «Молодежной
правозащитной группы», которые выпускают антифашистскую газету «Час
Ноль», листовки, создали антифашистский интернет-сайт, проводят в
школах нашего города лекции по антифашизму, устраивают различные
акции, выражают свою гражданскую позицию в средствах массовой
информации. Они открыты для общения, и с собой я привез их обращение
к немецким молодым коллегам, с которыми они хотели бы завязать
отношения, чтобы вместе, так сказать, всем миром, противостоять
возрождающейся идеологии фашизма и национал-социализма. Основываясь
на материалах нашего Музея, школьники и студенты пишут сочинения,
курсовые и дипломные работы. Кроме того, Музей ведет работу по
документации воспоминаний бывших узников для современников и
потомков. Все это служит благородной цели воспитания подрастающего
поколения в духе толерантности и человеколюбия. Но Музей – это не
единственное наше совместное карельско-германское достижение. В
результате общей плодотворной работы в Карелии появились два
кладбища: репатриированных женщин в деревне Падозеро и погибших
немецких солдат и офицеров, захороненных в Песках. Мы передали
немецкому «Красному кресту» список погибших немецких солдат и
офицеров на территории Карелии, около 10000 имен. Мы не
собираемся останавливаться на достигнутом. У нас большие планы. Это
и поиск пригодного для музея помещения для постоянной экспозиции, а
также создание новых экспозиций, включающих историю довоенной,
послевоенной и современной Германии. Документы уже собираются.
Работа с молодежью. Издательская и просветительская деятельность. Мы
надеемся на то, что наши немецкие друзья по-прежнему будут с нами,
поддержат нас, и мы рады будем продолжить, начатую некогда
совместную работу во благо всем народам.
Желаю вам крепкого здоровья и храни вас Бог. В.Н.
Мизко Август 2003
Обращение к молодым антифашистам Германии Дорогие
друзья! Мы не знаем ваших имен и никогда не видели ваших лиц. Мы
разделены расстоянием и границами, говорим на разных языках, читаем
разные книги, учимся в разных университетах. У нас разная история и
менталитет. Мы принадлежим к разным этническим группам. Наши страны
находятся на разных уровнях экономического и политического развития.
Но все эти и другие различия не мешают нам одинаково остро
чувствовать тревогу за судьбы своих народов, в целом человеческого
сообщества. Человечество заплатило огромную цену за сотворение
гитлеровской реальности, основанной на общности крови. Мир еще не
знал такой кровопролитной, бессмысленной, беспощадной войны, как
Вторая мировая. Эта трагедия не обошла стороной ни одну семью.
Мирное небо над головой, дружба между народами – были и остаются
главной мечтой наших дедушек и бабушек. «Лишь бы не было войны!»,-
как заклинание твердили они. Тогда казалось, что мир осознал всю
преступность и пагубность идеологии национализма, фашизма,
шовинизма. Но прошло время, и кровавые уроки истории стали
забываться, стираться из памяти. Теперь все чаще мы можем видеть
молодых ребят в форме и с символами, напоминающим покрой одежды
немецких солдат и символику Третьего рейха. Стали популярными труды
Адольфа Гитлера. Кардинальной переоценке подвергаются результаты той
войны. Например, отрицается такое чудовищное явление как Холокост.
Вся подобная «литература» находится в свободном обращении и доступна
всем, в том числе и неокрепшим, плохо образованным умам, которые
являются благодатной почвой для распространения такого рода идей.
Есть масса других причин, порождающих повышенный интерес к идеологии
фашизма и национал-социализма среди молодежи в нашей стране.
Наша организация ведет активную просветительскую работу с
молодежью: читаются лекции по антифашизму и толерантности,
выпускается антифашистская газета, создан сайт. В этой работе нам
помогают наши старшие товарищи, люди, которые непонаслышке знают об
ужасах фашистского режима. Это бывшие узники концентрационных
лагерей уничтожения в Германии, и лично председатель организации
Вадим Николаевич Мизко. Они создали замечательный музей, который
имеет огромное гражданское, общественное и воспитательное значение.
Работы непочатый край. Останавливаться на достигнутом нельзя.
Предстоит еще очень много сделать, особенно в России, где крайне
низка социальная активность и у большинства населения отсутствует
гражданская позиция. Нам кажется, что вы, наши единомышленники в
Германии, можете внести свою лепту в формирование ценностей
гуманизма и интернационализма среди российской молодежи, приехав к
нам и рассказав о положении дел с национализмом и фашизмом в
Германии, в Европе. Рассказав о себе и своей работе, вы дадите
понять, что эта проблема действительно серьезна, и что она вызывает
беспокойство у сознательной молодежи многих стран, а также то, что
только объединив усилия, всем миром, мы сможем противостоять
ксенофобии, национализму, расизму, фашизму. С наилучшими
пожеланиями из России, Максим Ефимов, председатель КРО
ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Опасность заключается во взаимодействии разных
культур Интервью с Юрием Михайловичем Килиным, доцентом
исторического факультета Петрозаводского государственного
университета.
- Актуальна ли опасность идеологии фашизма и нацизма в
современном мире? - Это достаточно сложный вопрос и ответ на него
зависит от того, кто оценивает данную опасность. В настоящее время
существует целый ряд неофашистских организаций в ряде стран, где
исторически существовали праворадикальные движения, например, в
Италии и Германии. Существуют сторонники этой идеологии и в нашей
стране. Нельзя сказать, что в Западной Европе имеет место ренессанс
праворадикализма, но многие идеи, которые мы относим к фашистским
или нацистским усвоены. Соответствующим образом препарированные и
адаптированные к современным условиям отдельные идеи исторического
фашизма и нацизма включают в свои программы и парламентские партии,
например, в Австрии. Эти партии объединяет неприятие иммигрантов,
ксенофобия. Но с другой стороны, сказать, что это является
абсолютным воспроизведением нацистской и фашистской идеологий, мы не
можем. Сейчас другое время, другие законы, которые запрещают
проявление нацизма и фашизма в публичной политике. За правые
парламентские партии в Западной Европе голосует 10 – 15%
избирателей.
- Кого из политиков можно отнести к фашистам? - Сам по себе
термин “фашизм” нуждается в пояснении. Так как в понимании многих
людей он вызывает условный рефлекс или ассоциации с человеком в
каске, который расстреливает, убивает. Например, итальянский
фашизм Муссолини. В 30-е годы в термин “фашист” не вкладывалось
почти никого отрицательного смысла. И, во всяком случае,
общественное мнение в Западной Европе воспринимало фашизм как
гораздо меньшую опасность в сравнении с Коминтерновским коммунизмом.
Следует помнить, что советский режим уничтожил в 1918 –1941 годах
гораздо больше своих граждан, чем авторитарные режимы всего мира,
вместе взятые за тот же период. (Смотри ниже). Муссолини был
легитимным руководителем итальянского государства, пользуясь немалым
авторитетом в европейской и мировой политике и выступая до 1937-38
годов в качестве арбитра в решении проблем европейских политики,
миротворца, а также гаранта независимости Австрии. Что касается
колониальной войны в Эфиопии, то на фоне колониальной истории
Великобритании и Франции Муссолини выглядел почти пай-мальчиком.
СССР вел с Италией исключительно выгодную торговлю, прежде всего, в
военной области. Итальянцы продали нам некоторые технологии
производства химического оружия, а также проекты надводных военных
судов. Сталин был в восторге от их скорости. Кстати, у Германии были
куплены передовые по тому времени проекты подводных лодок,
составлявшие костяк советского подводного флота в период Второй
мировой войны Что же касается самого вопроса, то в настоящее
время называть кого-либо из действующих политиков фашистом вряд ли
будет правильным, так как нет аналогичных программ, нет системы
однопартийности, характерной для авторитарной (фашистской,
нацистской, любой другой) системы.
- Коренное и не коренное население Карелии. Как коренные жители
относятся к некоренным? - Административная единица Российской
Федерации, которая сейчас называется Республика Карелия, пережила
рекордное число преобразований (КТК – КАССР – ФДР – КФССР – КАССР –
РК). Историческая Карелия включала в себя к 1918 году Финляндскую и
Российскую Карелию, в свою очередь делившуюся на Южную и Северную.
Карелы проживали в основном к западу от Мурманской железной
дороги. В 1923 году в состав АКССР вошли новые русские районы
(волости): Пудожский уезд, часть Лодейнопольского уезда. К западу от
Мурманской железной дороги проживало по преимуществу карельское
население, к востоку – русское. С 1945 года осуществлялась массовая
трудовая миграция из других районов СССР в нашу республику.
Прибывшие в Карелию из других регионов СССР люди внесли решающий
вклад в развитие экономики республики в послевоенное время. Трудовой
характер миграции был основным фактором мирного сосуществования
карельской и русской культур, широкое распространение получили
смешанные браки. По-моему мнению, смысла в термине “некоренное
население” нет. К некоренному населению можно отнести тех, кто
приехал из-за пределов нашей страны. Что же касается национальных
общин, которые в настоящее время увеличивают свою численность в
Карелии, то они прибыли в нашу республику из пределов бывшего
СССР. Потенциальная опасность заключается во взаимодействии
разных культур, их непохожести. Они могут, как взаимно дополнять
друг друга, так и конфликтовать.
- Какие вы можете выделить плюсы и минусы по отношению к
некоренному населению? - Практически все виды миграции являются
благом, конечно, кроме вынужденной миграции. Во-первых, миграция
позволяет реализоваться биологическому закону, согласно которому,
чем дальше друг от друга появляются на свет родители, тем больше
шансов, что их ребёнок будет обладать высокими интеллектуальными и
физическими способностями. Исторически известные замкнутые общины с
близкородственными браками неизбежно деградировали
биологически. Во-вторых, наша страна является дефицитной в
отношении трудовых ресурсов, а любая миграция, это в первую очередь
рабочая сила, расширение рынка труда. Мигранты, возможно, будут
заниматься тем, чем не хочет заниматься местное население. Это,
например, торговая сфера, где приоритетную роль сейчас играют
армяне, азербайджанцы, вьетнамцы. Во Франции почти вся мелкая
торговля в руках арабов. Мы лишь повторяем европейский
опыт. В-третьих, плюсом является взаимообогащение культур, в
идеале. Россия исторически – многонациональная страна. Ярким
примером этому является бассейн реки Волга, особенно в нижнем
течении, где сосуществуют мусульманская и православная
культуры. К негативным сторонам миграции можно отнести только
одно – замыкание в себе вновь образовавшихся национальных общин
здесь в Карелии, и вытекающие из этого конфликты на бытовой и
социальной почве. Судьба турецкой общины в Германии является ярким
примером сложностей трудовой инонациональной миграции.
-Толерантность. Как местное население относится к
приезжим? Это зависит как от поведения вновь прибывших, так и
отношения к ним местного населения. Взаимодействие культур на
ограниченной территории довольно часто приводит к их столкновению.
Эти столкновения могут носить и уже носят в ряде случаев отчётливый
уголовный характер с обеих сторон. Здесь велика ответственность
формального или неформального лидера общины, т.к. отношения внутри
формирующихся общин по преимуществу родоплеменные, чего уже давно
нет у местного населения.
- Расизм. Кого можно считать расистом? - В научном понимании
расизм это неприятие и любые формы дискриминации людей другой расы.
Но в последнее время к этому термину прибавляют и другой смысл –
неприятие людей не только другого цвета кожи, разреза глаз, т.е.
другого антропологического типа, но и другого вероисповедания,
другой культуры. Данное понятие потеряло или теряет свое
первоначальное значение, так как термин “расизм” произошёл от
термина “раса”. Расизм в современном мире - это идиосинкразия –
болезненное восприятие носителей другой культуры, не обязательно с
другим цветом кожи.
- Русский фашизм. Имеет ли таковой место? Русский фашизм –
это довольно странное словосочетание. Вспомним, что в 1920-30-е годы
в значительной части западного мира политически реализовались идеи,
отчетливо сформулированные в конце Нового времени, к началу первой
мировой войны именно в западной культуре. Авторитарные политические
режимы, как бы они ни называли себя, к 1939 году находились у власти
в Испании, Италии, Германии, во всех трех Прибалтийских республиках,
в Польше, Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии. На грани правого
переворота в начале 1930-х годов была Финляндия. Влиятельные
политические партии и силы праворадикального толка накануне Второй
мировой войны мы без труда найдем во всех западноевропейских
государствах. Мировой экономический кризис буквально заталкивал в
ряды сторонников праворадикальных партий тех, кто еще совсем недавно
считал себя благоверным демократом. Я отношу себя к числу
сторонников строгого словоупотребления. Фашизм – исторический
феномен, существовавший в Италии в 1922-1943 годах. Он
характеризуется вождизмом, милитаризмом (впрочем, весьма
ограниченным), корпоративностью, однопартийностью, отрицанием
парламентаризма и достаточно взвешенной национальной политикой.
Отражая характер диктатора, итальянский фашизм довольно терпимо
относился к политическим противникам, так за двадцать лет по
приговору суда в Италии было казнено менее десяти тысяч
человек. Национал-социализм как государственная идеология
существовал в Германии с 1933 по 1945 год. Ему присущи те же черты,
а также более отчётливо проявленный культ силы, жесткая внутренняя
политика и, в отличие от итальянского фашизма, продуманная расовая
политика. Немецкие нацисты считали себя носителями стихийной
природной силы, которая вправе исправить ошибки, допущенные
цивилизацией. Природа–Мать выступала высшей санкционирующей силой
для нацистских бонз, отсюда берут свое начало программа эфтаназии
для умственно неполноценных, дискриминация сексуальных меньшинств,
стремление решить проблему неполноценных народов, к которым
относились все неарийские народы. Нацисты уничтожили за десять лет
до полумиллиона своих граждан, намного больше, чем итальянские
фашисты. Отношения между двумя диктаторами - Муссолини и Гитлером
были весьма сложными, так как дуче считал нацизм проявлением
традиционного германского варварства, а немцев некультурным народом
без глубокой истории в отличие от унаследовавших древнеримскую
культуру итальянцев. Не разделял дуче и характерную для нацизма
юдофобию. Термин “русский фашизм”, как видно из вышесказанного,
не соответствует содержанию реальной политики ни в фашистской
Италии, ни в нацистской Германии. Исторически фашизм сугубо западное
явление, порождение исключительно западной культуры, которая так же
способна материализовать чудовищ, как и любая другая культура.
Крикливые маргинальные группы, которые принято называть
носителями “русского фашизма”, представляют собой новое явление, для
изучения которого следует изобрести новую терминологию.
- Молодёжные субкультуры в их отношении к проблеме
распространения идеологии фашизма и национализма (панки, хиппи,
байкеры)? - У них нет отчётливой политической программы, и, во
всяком случае, они не являются нацистами или фашистами
терминологически и содержательно. Это – только малая и политически
не имеющая будущего часть современного общества, связанная с культом
силы, который является лишь частью авторитарной идеологии. Я бы не
стал их относить к представителям ожившего нацизма и фашизма, это
самостоятельный феномен. Хотя внутри этих движений есть группы,
которые имитируют внешние признаки фашизма или нацизма. Эти
организации не имеют политического влияния и даже не претендуют на
него. В большинстве своём подобные возрастные “увлечения” проходят,
как корь. Беседовала Алена Андронова
Освенцим может возродиться Интервью с В.С. Ивановым, учителем
истории Державинского лицея г.Петрозаводска
- Валерий Сергеевич, почему фонд «Холокост» отправил в Польшу
именно Вас? - Я представил на конкурс свою образовательную
программу по изучению Холокоста. Называется она - «Апокалипсис 20
века». Я думаю, что моя программа пришлась как раз во время. В
школах сейчас история Холокоста практически не дается. Учителя
обычно мало знают об этом. А ситуация в обществе угрожающая. Когда
появляются такие партии, как РНЕ, когда фашизм возрождается как
движение, - это говорит о многом. - Где Вы побывали в
Польше? - Сначала в Варшаве, где, конечно, посетил музей
Варшавского гетто. Потом – в Освенциме, точнее, в городе Аушвице,
рядом с которым и располагался этот лагерь смерти. Затем мы побывали
в Кракове, там, в основном, смотрели еврейские синагоги. И, наконец,
уже возвращаясь, заехали в Минск, где тоже было гетто. - Что Вам
дала эта поездка? - Несомненно, она была очень, я бы сказал,
поучительная, богатая информацией. Я занимаюсь изучением истории
фашизма уже достаточно долго, но всё равно открыл кое-что новое для
себя. - Какое у Вас сложилось впечатление от посещения
Варшавы? - Надо сказать, что именно на территории Варшавы
появилось первое гетто. Это было в 1939 году. Между прочим, до войны
там жила где-то одна треть всего еврейского населения Европы. Так
что можно представить себе количество жертв... В городе не
сохранилось ни одного здания, в котором укрывались тогда обитатели
гетто. Зато там есть памятник жертвам фашизма. С одной стороны, он
символизирует скорбь – сколько людей было унижено, сколько втоптано
в грязь, сколько загублено! И с другой стороны, это символ
героического сопротивления – ведь в варшавском гетто было
кровопролитное восстание. В общем, памятник этот замечательный. -
И когда Вы поехали в Освенцим? - Да практически сразу. Только
сначала в город Аушвиц. Как я уже говорил, Освенцим находится рядом.
Нас, что интересно, поселили в гостинице, в здании которой раньше
жили отряды СС, обслуживавшие лагерь. Так что впечатление было
страшное. Создавалась атмосфера...как я это называю, полного
погружения. Просто удручающе: смотришь в окно, видишь кирпичную
стену, камеры. Идешь по коридору и как будто слышишь топот сапог
эсэсовцев и шаги заключенных... Смотрели экспозицию музея. Это,
конечно, впечатляет. Понимаешь, что фашисты собирались устроиться
здесь, как говорится, всерьез и надолго. Заходишь в лагерь через
ворота. Там все сохранилось со времен Второй мировой: шлагбаум,
надпись: «Работы дают свободу». Страшно. Представляешь, как сюда
подходили поезда, и людей сортировали. Неевреев отправляли работать.
С евреями вообще поступали страшно... Одежду у них отбирали – на
стерилизацию паром. Самих отправляли в «душевые». А там пускали не
воду, а газ Циклон Б. Трупы на вагонетках отвозили в печи
крематория... - Действительно, страшно... А куда девалась одежда
жертв? - А ее относили в «Канаду» - так назывались специальные
склады для вещей заключенных. Ведь у них и золото отбирали, и
вырывали золотые коронки. Даже волосы стригли. Использовали потом
для подкладок мундиров солдат, для одеял... Там есть на экспозиции
гора таких волос. Две тонны. Всего же было их семь тонн. -
Может, дело в немецкой педантичности? - Да, в принципе, наверное,
да. Там ведь и улицы как будто по линеечке. Все бараки одинаковые,
двухэтажные. Второй этаж, кстати, надстраивали сами заключенные.
- Неужели Освенцим мог вместить всех евреев? - Нет, поэтому и
был создан его двойник – Освенцим-Биркенау. Там мы тоже были. Это
просто маленький город. Его площадь – где-то 180 га. Люди там
обитали в немецких конюшнях. Нары в три этажа. Одна семья – на одних
нарах, независимо от количества человек. В бараке по семьсот человек
жило. Наказания для них были страшные. Например, пытка «наказание».
Человека били розгами, а он считал по-немецки. Сбивался – начинали
снова. В карцере, такой маленькой комнатке с окошком у потолка, люди
задыхались – воздух не поступал... Многие просто ополчались друг
против друга. Могли отобрать миску с едой, а человека бросить на
проволоку, по которой идет ток. Дети только жили дружно, помогали
как-то друг другу. Поразило меня вот еще что. Сохранился
двухэтажный домик, где жил комендант лагеря Гесс. Теперь там –
обычные люди. Пятеро детей, белье на веревках. По-моему, это просто
чудовищно. Как можно спокойно жить в таком месте? Или некоторые люди
ночью фотографируются рядом с виселицей, над которой повесили Гесса
в сорок шестом. Тоже не могу понять. Зачем? - Ну а как поляки
относились к вашей реакции? И вообще, что Вы чувствовали? - Не
знаю, можно ли так говорить, но, наверное, в Освенциме какая-то
особая аура. Просто плакать хотелось. Хотя, если бы не колючая
проволока, не понять, что это бывший лагерь... А на самом деле это
настоящая фабрика смерти была... Люди с пониманием относятся. Мы
зашли в магазин после Освенцима, так продавцы говорили: «Да, да,
тяжело, конечно». - А куда Вы поехали дальше? - Потом были
мы в Кракове. Там в основном заходили в синагоги, костёлы. Что
удивило: очень терпимо отнеслись к нам поляки-католики. А потом
поехали в Минск. Там были в Яме, где было расстреляно множество
евреев. Так вот, что поразило: на памятниках жертвам геноцида в Яме
молодежь рисует свастики, пишет фашистские лозунги. Разве это
нормально? - А кстати, как сами поляки относятся к изучению
Холокоста? - У них странный подход. В том смысле, что они
считают, будто в России этим никто не занимается. Хотя нас в
делегации было пятнадцать человек. - Если подводить итоги, что
вам дала эта поездка? - Во-первых, я по-новому взглянул на
историю войны. У нас она обычно представляется как ход военных
действий, сражения, генералы... Но ведь это в первую очередь
трагедия личности человека. Не просто убивали людей, а унижали... Но
некоторые смогли не потерять свое лицо. Вот, например, рисунки на
стенах камер, они ведь сохранились до сих пор. Вообще, плен очень
влияет на психику. В Освенциме была выставка: один из бывших узников
лагеря через 60 лет стал рисовать то, что было тогда. Вообще-то,
немногие на это способны – так раскрывать свою душу. Во-вторых, эта
поездка – реальный выход на конкретную исследовательскую
деятельность по геноциду в Европе. Есть и практическая польза. Я
привез оттуда журналы музея Освенцима на английском языке, открытки,
видеокассету с фильмом «Пианист» - по-моему, лучшим на тему
Холокоста. Но, пожалуй, главное – это опыт. Я общался с польскими
учителями истории по поводу Холокоста, как они преподают эту тему.
Но это отдельный разговор. Еще я понял, что необходимо что-то
предпринимать по поводу ситуации с национализмом в России. По-моему,
сейчас как раз возможно повторение истории. И Освенцим может
возродиться. Да, сейчас эти партии типа РНЕ небольшую роль играют.
Но кто знает, что будет в будущем. Возможно, у них появится сильный
лидер, вроде Гитлера, и тогда... Впрочем, хочется надеяться на
лучшее. Беседовала Лиза Александрова
Американский взгляд на Россию Раньше у меня никогда не
возникал интерес к России, ее людям, языку и культуре. Как и любого
другого жителя Америки, посещавшего школу в 1960-ых, меня учили, что
Россия враг, которого нужно бояться, осуждать и избегать.
Представьте мое удивление, когда в 1993 году я полностью посвятила
себя проекту по оказанию помощи жителям республики Чувашии. Я была
очень рада возможности поучаствовать в осуществлении этого проекта,
заранее побеседовав с русским пастором, который рассказал мне о
тяжелых условиях жизни людей. Мною руководило чувство сострадания.
Но поездка в Россию означала для меня отказ от многих удобств.
Однако весь проект был под началом Господа, и для меня стало ясно,
что независимо от моего желания, я должна буду отправиться в Россию.
Как счастлива я сейчас благодаря тому простому акту смирения! Между
мной и многими русскими людьми образовалась некая связь (в России я
побывала уже 3 раза). И они, и я поняли, что все мы просто люди,
сотворенные по образу и подобию Божьему. Пока наши правительства
могут не соглашаться друг с другом и даже быть врагами, мы остаемся
сестрами и братьями, живущими в противоположных частях мира. У нас
общие потребности, одинаковые надежды на наших детей и одинаковое
желание счастливой и достойной жизни. Однако, как известно,
американцам все это дается проще. Благодаря тому, что жизнь в нашей
стране, в общем, более достаточна, американцы стали более
восприимчивыми и, да, избалованными. Они ждут того, чтобы все было
сделано правильно и немедленно. Они не допускают того, что считают
несправедливым. Многие американцы просто не способны испытывать
чувство терпения или сострадания к менее счастливым и удачливым
людям. Я думаю, что Бог осудит нас как нацию, и, может быть, в этом
смысле, быть русским намного лучше, чем быть американцем. И
все-таки, Россия ощутила на себе влияние времен духовного
опустошения. Одной из вещей, делающих нашу страну сильной, является
основа на принципах Библии. Неуважение и пренебрежение этими самыми
принципами, на которых была основана наша нация, будут означать крах
Америки. У России была своя основа, которой она была безжалостно
лишена на протяжении более 70 лет, и я верю в то, что если придется
собраться с силами еще раз, люди (особенно те, кто стоят у власти)
должны будут обратиться к Господу, властному над всеми нами. На
протяжении трех поездок в Россию я видела духовный голод людей, и я
молюсь, чтобы нашлись те, кто смогут открыть русским людям
единственный путь к спасению, который лежит через Иисуса Христа. Я
не знаю, будет ли у меня еще одна возможность поехать в Россию, но
если она будет я приму ее с радостью. Я узнала и полюбила русских
людей, их культуру и язык. Частичка моего сердца до сих пор в
России, где я ее оставила почти 10 лет назад. И я каждый день
благодарю Бога за то, что он дал мне возможность служить Его людям в
той прекрасной стране. Полет Сэнт Джон Калтон (Перевод
Валентины Грибовской)
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|