|
|
|
|
01.01.2003 Час Ноль № 2
Да здравствует разнообразие!
Да здравствует разнообразие в единообразии! Да здравствует единообразие в разнообразии! Индивидуальное и общее, локальное и глобальное, «свое» и «чужое», а между этими противоположностями находится человек. Он-то и выбирает, взвешивает, оценивает, а иногда с досадой разводит руками, глядя на утрату, возможно, ничтожного в мировом масштабе, явления культуры, этноса, цивилизации. Но чем цивилизованнее общество, тем осознаннее оно относится к сохранению и развитию культурного многообразия жизни. Вавилонское смешение языков можно считать метафорой антиглобализма. Мировая «башня» всеобщего единообразия рухнула, не будучи построенной. Налицо тенденция отступления от традиций, что, в общем, не плохо. Такая мировая «коммуналка» с духовным и физическим «общепитом» приводит только к «несварению желудка» и «разводу». Такое несходство характеров, менталитетов обрекает на провал любые попытки привести к общему знаменателю заложенное в нас стремление к многообразию. Вместе с тем, не существует того, что ни на что не похоже, и это ключ к сосуществованию всех и каждого со своими индивидуальными особенностями. Общее нас объединяет, индивидуальное не позволяет общему превратится в нечто безликое, аморфное, так сказать, в «ничто», утратить притягательность идеи преодоления всеобщей разобщенности. Индивидуальное дистанцируется, очерчивает вокруг себя «колдовской круг» непроницаемый извне, сохраняя, таким образом, свою самобытность и неповторимость. Общее, «внешнее» не дает индивидуальному зациклиться на себе, что привело бы к его упадку и вырождению. Итак, взаимообусловленность двух этих крайностей очевидна. Одно не мыслится без другого. Все дело в пропорции, соотношении между ними.
Наши собственные правила не мешают воспринимать правила чужие. Мы готовы с ними считаться, находя их разумными, или, по крайней мере, не вызывающими у нас категорического неприятия и непонимания, а на некоторые особенности национального характера просто закрываем глаза, или даже пытаемся проникнуться ими, объяснить, оправдать, тем более что изменить многие установки нам не под силу. Этнический дальтонизм – то «заболевание», которое более всего способствует оздоровлению отношений между представителями различных национальностей. Цвет кожи, разрез глаз, акцент, манера держать себя и тому подобное являются порой серьёзным препятствие в общении. В то же время, как ни странно, солидарность образуется не по этническому принципу. Возможно, это всего лишь «повод для знакомства». Отсылаю опять же к вавилонской башне.
В современном мире гомогенных обществ нет, все они плюралистичны. Произошло новое, социальное «смешение языков» в масштабе мирового Вавилона. Мультикультурализм – основа современной цивилизации. Устанавливается общий порядок, общие правила для всего человечества. Активно происходит взаимопроникновение культур. Весь мир осознается как единый организм. И вот уже жмут шоры, мозолит притуплённый глаз однообразный социальный, культурный и географический пейзаж, и земля уходит из-под ног, превращаясь в болото. Необходим свежий взгляд, как бы со стороны, сдувающий шелуху и пыль с собственного восприятия окружающей действительности. Мир становится больше и, одновременно, теснее. Глобальные правила соединяются с местными, поощряя открытость к чужому: их к нам, а нас к ним. И вот мы уже глядим на самих себя их глазами, настаивая на своём праве быть самобытными, а значит быть интересными, являясь ярким штрихом к мировому полиэтническому портрету.
Макс
Музей работает один день
История эта началась ещё в 20-е годы прошлого столетия с Розенберга и его последователя Гитлера, со всех тех, кто имел навязчивую идею очистить свою страну, а после и весь мир, от «недостойных», «низших» наций, подчинить их великой Германии и, таким образом, создать одну чистую, мощную супернацию, которая управляла бы «недоразвитым» миром.
К величайшему сожалению, такие утопические идеи не остаются только в головах их сумасшедших хозяев, ведь известно, чего стоило подобное сумасшествие миру. Это была катастрофа, когда шизофреник повел за собой «единомышленников», армии, сотворив то, что мир запомнит на десятки и сотни лет. Хорошо, когда у страны появляются защитники на передовой, но не спастись от врагов и без помощи свыше, благословения Бога и его помощников на земле. Так думал Максимилиан Кольбэ, священник, сначала организовавший в своей церкви помощь беженцам с захваченных фашистами территорий, а позже скрывавший в своём приходе сотни евреев, за что и стал узником концентрационного лагеря.
Всего один день, 13 апреля, проходила выставка музея имени Максимилиана Кольбэ в Петрозаводске. На её открытии было менее десяти человек: сами бывшие узники концлагерей и ещё несколько человек, понимающие важность таких экспозиций. В чем же дело? Неужели сейчас уже никто не помнит и не интересуется фактами всемирной и отечественной истории, от которых леденеет кровь? Ведь ужас фашистского гнёта коснулся нескольких миллионов человек, о чём мы не должны забывать. Хотя я, пожалуй, лучше соглашусь с плохой памятью людей (если они в таком случае достойны этого имени), чем признаю, что вместе со мной живут и дышат одним воздухом те, кто наплевательски относится к своей истории, своим предкам.
Выставка в основном состояла из фотографий, рассматривая которые невозможно было избежать практически очного знакомства с распорядителями и исполнителями казней, с их пленными, с оружием, которым приводили в действие смертные приговоры. Были и такие фотографии, где казалось бы был запечатлён безжизненный человеческий скелет, но вскоре я понимала, что это пока ещё живое тело, которое эксплуатируют по четырнадцать часов в день, порой заставляя просто таскать камни из одного конца двора в другой.
Здесь же висела карта расположения концлагерей в Европе: у меня зарябило в глазах от такого количества точек и крестов.
И вот, спустя почти шестьдесят лет, люди, судьбы которых связал фашизм, бывшие узники тех самых лагерей смерти пришли рассказать своим потомкам, что главная ценность жизни – свобода и мир. Свобода выбора своего жизненного пути, когда у тебя есть возможность воплощать свои мечты, и никто не может, просто не имеет права, разрушать твою судьбу потому, что у тебя другой цвет кожи, разрез глаз, религия, язык! И мир без войн, без уничтожения себе подобных.
На следующий день выставка закрылась, и теперь уже поздно оправдываться, что ты не смог придти, забыл, не знал – уже не имеет значения. Бывшие узники ушли, и, наверное, не скоро тебе ещё представится возможность почувствовать силу их духа и стойкости.
Оля Прохорова
Бывший узник свидетельствует...
Тринадцатого апреля в Петрозаводске, в Доме Офицеров, состоялась выставка, посвященная памяти жертв концлагерей времен Второй мировой войны. Экспозиция выставлялась всего один день. Посетителям была показана жизнь узников концентрационных лагерей. Также была затронута тема Холокоста и судьбы военнопленных, которые отказывались служить во власовской армии. Организатор выставки – «Карельский региональный союз бывших малолетних узников концентрационных лагерей уничтожения в Германии», бессменным председателем которого, уже 12 лет, является Вадим Николаевич Мизко.
Вадим Николаевич – профессиональный художник, занимался музейной историей на протяжении многих лет. Именно его идеей была организация этой выставки у нас в городе.
- Расскажите, пожалуйста, о себе?
- Я бывший узник «Бухенвальда» и концлагеря «Дора». Моего отца, партизана, немцы расстреляли, а меня отправили в лагерь, где возили в качестве экспоната. Сначала я попал в лагерь «Гросрозен», большой лагерь, который сейчас находится на территории Польши. Затем в «Бухенвальд», потом в «Дору», и после в «Заксенхаузен», где меня и освободили.
- Как возникла идея создания музея?
- Когда я был в лагере, то дал клятву, что если я останусь в живых, то обязательно обо всем этом расскажу. Я много раз бывал в Германии. Посетил все концлагеря уничтожения, где погибло 7млн.400 тыс. наших соотечественников. На протяжении всего времени я работал, и мне удалось создать единственный в России музей, где в полной хронологии я постарался изобразить весь процесс уничтожения. Это один из трех подобных музеев в мире, остальные находятся в США и Израиле. Наш музей два раза экспонировался в Германии, о чем сообщало центральное телевидение и дважды в России, показывали по московскому каналу.
- С какими трудностями вы столкнулись при создании музея?
- У нас сейчас трагедия - нет помещения, где мы могли бы развернуть всю экспозицию. Нет ни одного чиновника у нас в городе, к которому бы я не обращался. Все хотят помочь, но это пока только разговоры. В настоящее время администрация города не хочет заниматься этим делом, считает, что это никому не нужно. Я считаю своим долгом, как-то привлечь их, помочь им вникнуть в суть дела. Комитет ветеранов войны уже встал на нашу сторону, и я думаю, что общими усилиями мы добьемся своего.
- Для чего нужен музей?
- Я считаю, что музей нужен, и в большей степени - молодежи. По материалам нашего музея школьники и студенты пишут рефераты по немецкому языку, истории. Кстати, эти рефераты были отправлены в Германию, где получили самые высокие оценки. Фашизм полностью не уничтожен, он появляется во всех аспектах нашей жизни. Например, в Москве официально существуют профашистские организации. У нас они тоже есть. Среди молодежи очень много убежденных фашистов, которых надо перевоспитывать. Наша городская власть этим не занимается, и не хочет заниматься. Музей нужен для того, чтобы молодежь помнила прошлое, знала свою историю. Эта тема представляет громадный исторических интерес. Молодое поколение должно знать, что такое фашизм, чтобы не наступить на те же грабли.
Лена Зуй
Обращение к Главе республики Карелия С.Л. Катанандову
Уважаемый Сергей Леонидович!
В нашей Республике стараниями бывших малолетних узников концлагерей был создан уникальный по содержанию и общественной значимости музей, посвященный миллионам жертв фашистских «фабрик смерти». Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с откровенным переписыванием истории, отрицанием фактов геноцида, преуменьшением числа жертв фашизма, причем характер такого «переосмысления» не просто локальный, а мировой. Идеи неонацизма и неофашизма овладевают умами молодёжи, провоцируя их на преступления, и это в стране, победившей фашизм!
Сейчас как никогда мы должны проявлять бдительность и заботу о воспитании молодых граждан в духе интернационализма и антифашизма. Этот музей послужит благородной цели становления личности, свободной от националистических предрассудков и человеконенавистнических воззрений.
К сожалению, в школьной программе курса истории эта тема практически отсутствует, откуда же ребятам черпать информацию? Посещение этого музея, красноречивее всяких лекций поведает о том Зле, которое никогда больше не должно повториться. Эти уроки истории мы, потомки, обязаны помнить всегда. Ради настоящего и будущего своей собственной страны и всего человечества.
Уверен, что в этот музей будут приходить как школьники, студенты, так и взрослые люди, жители Карелии и гости. Подобных музеев, правда, более масштабных, в мире всего два: в США и Израиле. Музею требуется постоянное помещение достойной площади, ведь уже сегодня экспозицию не вмещает средних размеров актовый зал. Просим Вас споспешествовать «легализации» данного музея, обретению им всех прав гражданства в Петрозаводске.
М. Ефимов,
председатель КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа».
Изучение истории Холокоста - это личная позиция
Михаила Леонидовича Гольденберга знают многие в нашем городе. Он является преподавателем КРИПКРО, заведует отделением истории в Республиканской школьной академии.
- Михаил Леонидович, Вы много ездите, одна из поездок была в Иерусалим. С какой целью?
- В Иерусалим я ездил год назад. Я учился там, в Институте Яд Ва-шем, что в переводе означает «Имя и Память». Кстати, это один из холмов в Иерусалиме, который отдан Институту. Я очень много занимаюсь проблемой Холокоста. В этот Институт приезжают преподаватели со всей России, Белоруссии, Украины, Прибалтики.
- Почему Вас заинтересовала эта тема?
- Холокост - это моя личная позиция. Я много изучал и преподавал историю Холокоста. Участвовал в шведском проекте, проводил семинары для учителей истории. Я считаю, что историю этого сюжета надо знать всем.
- Возможно ли повторение Катастрофы?
- Холокост – это не только уничтожение евреев. Геноцид в отношении других народов неоднократно проводился и повторяется сегодня. Это не только еврейская тема. Это тема всего человечества, поэтому угроза есть всегда. Она просто находит другие проявления. Не обязательно фабрики смерти: газовые камеры, душегубки. Сегодня мы ежедневно имеем дело с рудиментами, рецидивами геноцида, чуть ли не на всех континентах.
- Как Вы считаете, что надо делать для предотвращения этой беды?
- Для этого надо очень много делать всем и сообща. Заниматься вопросами правовыми, коллективными договорами. Выработкой каких–то общих действий. Холокост – это общая вина. Конечно, виноваты фашисты, но в его сотворении повинны не только они, но и все страны. Сегодня много зависит от позиции коллективного разума и отдельного человека, каждой личности. Надо воспитывать людей в духе гуманного, бережного отношения к любой жизни, в первую очередь, к чужой жизни. Также много зависит и от культуры, спорта, всех сфер человеческой жизни.
- Что делают мировое государства для решения этой проблемы?
- Вторая Мировая война – это большой урок. Люди плохие ученики истории, а раз история ничему не учит, она тогда наказывает за это. А государства делают, и делают много. Есть масса организаций, которые не дают выходу человеческой агрессии. Большая угроза нового Холокоста у стран с кризисной экономикой. Как бы ни называли: в Европе – Катастрофа, в Америке – Холокост, в Израиле – Шоа, это многоликое проявление нетерпимости к другому цвету глаз, волос, кожи. К сожалению, это сегодня есть в мире, и Россия тоже не исключение.
Лицеисты 11 «Г» класса лицея №13:
Настя Богинская: «Я считаю, что фашизм как таковой необходимо упразднять. Никогда нельзя смотреть на эту ужасную идеологию равнодушно. Некоторые молодежные организации несут в себе истоки фашизма. Я против этого и считаю, что их надо пресекать».
Аня Соловьева: «Я хочу, чтобы на нашей земле никто не говорил и не проявлял признаки фашизма».
Марина Голубева: «Тема фашизма является актуальной, судя по тому какая воинственная обстановка в мире».
Ира Трофимова: «Я считаю, что лекции должны проводиться, они учат многому, помогают узнать суть, от чего фашизм произошел, что из себя представляет».
Света Чертиева: «Эти лекции необходимо читать молодежи, так как молодежь становится все агрессивнее».
Оля Есина: «Мне кажется, что лекции нужны, но не знаю современны ли они. Все люди относятся по-разному».
Оля Зайцева: «В России вопрос фашизма не актуален для молодежи».
М. Л. Гольденберг:
«Судя по отношению учеников, позиции очень разные. От спектра «так им и надо», до позиции полного понимания этой проблемы. Это не только проблема школьная, это проблема семейного воспитания. У многих отношение меняется. Многие совершенно ничего не понимают. Я думаю, что надо решать самим вопрос о необходимости таких лекций».
Лена Зуй
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|