Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
02.12.2004 Час Ноль № 28


Остановим антисемитизм!
КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)» проводит акцию, приуроченную к международному дню борьбы с расизмом, фашизмом и антисемитизмом.
Цель акции: Обратить внимание петрозаводчан и жителей Карелии на опасную тенденцию распространения в российском обществе и мире идеологии фашизма, национальной и расовой нетерпимости, экстремизма. Выразить свой протест против существующего положения дел. Призвать всех к толерантности и солидарности.
Лозунги акции: «Мы дочери и сыновья одной Земли!» «Расизм не пройдет!», «Нет антисемитизму!», «Мы все равны!», др..
Возможность для интервью с организаторами и участниками акции.
Целевая аудитория: студенты и школьники.
Время и место проведения: 9 ноября 2004. В 16 часов. Студенческий бульвар.
Акция проходит при информационной поддержке United for Intercultural Action (Амстердам)
Рассказ о Хрустальной ночи
9 ноября, 1938 года нацисты начали еврейские погромы в Германии. После прихода нацистов к власти в 1933 году, евреи были подвергнуты жестким дискриминационным законам. Они были вынуждены передать свой частный бизнес представителям «арийской расы», покупать продукты только в магазинах, которые принадлежали евреям, водить детей только в еврейские школы и так далее.
Все это сопровождалось повсеместным систематическим насилием над евреями. Но до 9 ноября 1938 года все нападения носили характер непреднамеренных и несанкционированных нацистской партией и правительством Германии.
6 ноября молодой еврей Гершель Гринспан получил открытку от своего отца, которого вместе с 18 тысячами других немецких евреев, депортировали на польскую границу 27 октября. В открытке были описаны те ужасные условия, в которых содержались депортированные. Гершель Гринспан был в таком гневе от прочитанного, что он отправился в немецкое посольство в Париже и застрелил первого из немецких чиновников, кого увидел - помощника дипломата, Эрнста фон Рат.
Эрнст фон Рат скончался от ран 8 ноября 1938 года. Новость о его смерти достигла Германии на следующий день. Гитлер и Геббельс были в тот момент на собрании НСДАП по случаю 10 годовщины гитлеровского путча 9 ноября 1923 года. Геббельс тут же воспользовался шансом выступить с речью, наполненной ненавистью к евреям.
9 ноября 1938 года в Берлине начался погром, неофициально организованный гитлеровскими штурмовыми отрядами СА. Рейнхарт Хейдрих, высокопоставленный чиновник в СС, обратился в телеграмме ко всем СА и СС группировкам с четким приказом начать погромы. Синагоги были подожжены. Стекла витрин еврейских магазинов разбивались по всей стране. Этот факт и дал название этому погрому - «Кристалнахт» , что может быть переведено как «Ночь битых окон». Многие евреи были избиты. Более 7 тысяч еврейских предприятий по всей стране были разорены. Огонь полыхал в еврейских районах, нацисты жгли религиозные книги. Было разрушено около 200 синагог. Разбой продолжался 24 часа, и 91 еврей был убит. Более чем 30 тысяч евреев были арестованы и сосланы в концлагеря. Многие из них были убиты в течение 2 месяцев после погрома.
Сегодня, Хрустальная ночь рассматривается как начало Холокоста - массового уничтожения еврейского населения, проживавшего в Европе. Кроме почти 6 миллионов евреев, которые оказались целью нацистской политики уничтожения, еще около 5,5 миллионов были признаны врагами немецкого государства: преступники и асоциалы, умственно отсталые, гомосексуалисты, свидетели Иеговы, политические оппоненты, такие как коммунисты и социалисты, рома и синти. По подсчетам, число убитых рома и синти колеблется от 200.000 до 1.500.000. Количество убитых в концлагерях гомосексуалистов от 10.000 до 15.000.
Название Хрустальная ночь было дано погрому самими нацистами, потому что это иронически отражало суть события. Немецкие антифашисты в настоящее время предпочитают называть погром Райхспогромнахт, хотя в большинстве других стран используется, как более известный, термин «Хрустальная ночь».

Ударь по клавишам, композитор, продай талант!
Первого ноября в актовом зале ПетрГУ состоялся концерт по случаю открытия Немецкого культурного центра в Петрозаводске. Особенностью мероприятия было участие в квинтете генерального консула ФРГ в Санкт-Петербурге г-на Райнхарта Крауса. Кроме почтенного немца квинтет составляли исполнители: Владимир Трицкий, Алексей Дмитриев, Ольга Левкина, Диляра Байбекова. Прозвучал фортепианный квинтет До минор, опус 40 (Louise Farrenc), фортепианный квинтет До мажор, опус 114 (Joseph Gabriel Rheinberger), фортепианный квинтет (Ludwig Thuille).
Звучали скромные аплодисменты. В самом деле, выступали ведь не поп-звезды. Концерт больше походил на домашний и явно был рассчитан на камерную обстановку, для своих, в числе которых, по замыслу, должны были оказаться студенты и преподаватели. Но официоза все равно избежать не удалось. Понатыканные всюду официальные лица, нервозность принимающей стороны и выражение физиономий хозяев вечеринки, вершащих местечковую большую политику, свели на нет благое намерение чудака-консула. Последний продемонстрировал любительский уровень игры на скрипке. Консул играл как настоящий дипломат... Это была умиротворяющая музыка, в которой много рационального. Она вся из рацио.
Во времена сверхзанятости и гиперактивности музыка – некий фон, сопровождающий ту или иную деятельность. Конечно, есть исключения, но это относится к произведениям «золотой серии», которая у каждого своя. Это музыка ради музыки. В момент ее звучания слышишь только ее одну.
Максим Ефимов

Антифашистская Инициатива – письмо к другу
2 года назад в Петрозаводске, как и в любом областном или республиканском городке с населением в 200 – 300 тысяч, было тихо и спокойно. Молодежной политикой «заведовало» чахлое отделение НБП, по сьёмным квартирам ютились огрызки РНЕ, официозная «Едим.Россию» собирала свой комсомол. Кучки аполитичных неформалов собирались в условных местах пить портвейн и ждать, когда придут гопники бить их. Фрондирующая университетская молодежь бубнила на кухнях про культ личности Путина под девизом «у нас с властью разногласия не политические, а эстетические». Это, конечно, не весь Петрозаводск.
В сентябре 2002 г. в нескольких неспокойных головах родился проект под названием «Антифашистская Инициатива». Причем под фашизмом подразумевалось не только историческое явление 1933 –1945 годов, и не только современные бритые с крестиками, но и представители всех идеологий, способные ради своей цели убить ребенка, невиновного человека. Главной проблемой современной России виделась война в Чечне – десятки тысяч убитых, тысячи пропавших без вести, пытки, концлагеря-фильтропункты, беспредел военщины и спецслужб, периодически выползающий и в мирные части России в виде сьехавшего убийцы-контрактника, террористов-смертников или десантников-погромщиков. Сторонниками сепаратистов мы не были – просто сначала дайте людям нормально жить, не убивайте и не пытайте их, а потом уж они сами разберутся, с кем им быть.
В октябре 2002 произошел «Норд-Ост». За пару дней до этого мы напечатали свои первые листовки – под общим заголовком «Чечня: право на жизнь» вопросы «А вы выдержите день десантника круглый год?», «100 погибших – траур. 100 000 – статистика?», «Родину защищаем или зачищаем?» и др. Подумав, отменять мы ничего не стали, пошли клеить листовки. Кто-то из местных журналистов записал нас в пособники Басаева, все сказали, что нас «ищут пожарные, ищет милиция», и только одна газета осмелилась процитировать наше письмо, разнесенное по всем редакциям. Да, а было нас 6-8-10 человек.
Потом был долгий 2003 год, первомайская демонстрация – 2 человека от А.И, знакомство с волжскими и питерскими анархистами, касимовскими экологами, местными правозащитниками, осознание того, что у нас есть союзники на антифашистском фронте. Так сложился концепт Антифашистской Инициативы как названия для общих действий людей разных убеждений (либералов, анархистов, левых, пацифистов, религиозных автономов), обьединенных желанием действовать против фашизма, тоталитаризма и расизма, прущего сверху – из Кремля, и снизу – от наци-скиновских и других группировок.
Первого Мая 2004 года нас было уже человек 30, столько же и 9 Мая. Милиция нам была не рада, СКМ-НБП ничего не поняли, а пенсионеры весело кричали: «Давай, ребята, молодцы! Против фашизма!» Мы беззастенчиво воровали кричалки анархистов Питера и Москвы и придумывали свои: «Путин, Буш, Шарон – с моей планеты вон!», «Ирак, Палестина, Чечня – Братство, Свобода, Весна!», «Смерть фашизму всех мастей, от подворотни до властей!», «Отдай детдому дачу – получишь передачу!» и др.
8 июня мы отметились на открытии памятника Андропову – захотелось напомнить, что, кроме партизанского движения, он еще и венгров давил, войну в Афгане начал, диссидентов в психушки сажал. За упорство сьездили в отделение на 3 часа, а потом нас, а самое главное – наши плакаты-«венки» по центральному ТВ показывали (мы-то этого не ждали и не стремились к этому). Получается, что наш основной метод – привлечение внимания к серьёзным проблемам «несерьёзными», провокационными и эпатажными действиями. Кроме этого, конечно, нужно еще и уметь грамотно донести до людей свою точку зрения.

11 сентября мы провели «Анти-теракт», выразили свою солидарность с жертвами терроризма и войны. «Басаев и Путин! Глядя на вас, мне стыдно быть человеком» и т.п. плакаты. Гвоздем акции была установка «памятника» - могильной тумбы с табличкой «Женщинам и детям, погибшим от войн 1994 - 2004». Участвовало около 30 человек.
Ну а позже в сентябре мы развеяли иллюзии национал-комсомольцев, лимоновцев и АКМ, по поводу того, что они единственные «радикальные-молодёжные». Ребята хотели провести шествие «АнтиКапитализм», что им удалось только под охраной – на 9 комсомольцев приходилось 7 милиционеров и около 30 антифашистов, недовольных дружбой псевдо-красных с РНЕ и т.п. и их нацистскими лозунгами. Слухи про дружбу панков и лимоновцев почему-то прекратились, зато участились наезды на неформалов со стороны бритых гопников. Ну что ж, как говорится, мы мирные люди, но наш бронепоезд…
Итак, что же мы имеем? Разношерстная, разномастная компания, которая и дальше хочет остаться такой, в которой можно делать общее дело, не полоская друг другу мозги своей идеологией, но можно при желании поговорить о Кропоткине или Махно, Мао или Троцком, истории и религии, или просто о литературе, музыке, кино. У этой компании хорошие отношения с легальными общественными организациями. Помогали еврейской общине закрашивать свастики на заборе кладбища (в палестинских платках!), помогаем «Обшеству узников концлагерей» ремонтировать помещение музея, дружим с Мемориалом и Международной Амнистией, Молодёжной Правозащитной Группой. Для общего дела нужно, необходимо сближаться с разными людьми, аполитичными и «озабоченными», неформалами и интеллигентами, лишь бы одни не использовали других «для массовки», а всё делалось по консенсусу – согласию.
Структуры и лидерства у нас нет, перед «акцией» собираются самые неленивые и вместе обсуждают концепцию, тексты плакатов и т.п. – этакий «худсовет». Дополнения и изменения могут вноситься на самых поздних стадиях. Членства тоже нет, все просто «участники». Нас такое положение устраивает, так будет и дальше.
Чего бы мы хотели от наших соседей по городу? Если кто-то считает, что мы в чём-то серьёзно ошибаемся, и хотел бы предложить что-то новое – пожалуйста. Если вы считаете, что мы можем действовать вместе, чем-то помочь друг другу – выходите на связь, говорите о своих планах, обсудим, что-нибудь получится. Если вас интересует Антифашистская Инициатива как она есть, то нам нужно самое разное участие, не только хождение на митинги. Почему бы не попробовать выпускать газету, например (не помешал бы грамотный человек с компьютером, а ещё с машиной, вертолётом, видеокамерой…). Мы готовы участвовать в защите прав студентов, пенсионеров, мигрантов, других групп, в защите окружающей среды. Но главные наши ценности – жизнь и свобода, главный враг – фашизм.
Чего бы мы хотели от наших единомышленников в других городах? Давайте проводить одновременные, синхронные акции, обмениваться идеями. Конечно, сейчас заранее сообщать кому-то о своих планах немного боязно, даже если в них нет ничего незаконного, так что решайте сами. Уже сейчас можем открыть страшную тайну: в воскресенье, 9 января 2005 года, в 100-летие Кровавого Воскресенья, мы собираемся в очередной раз высказать свои претензии к существующему моральному строю. Все на улицы! Одевайтесь по моде начала ХХ века и ждите казаков! Хоругви и портреты современного царя не возбраняются.
С дружеским приветом, А.И-Петрозаводск / delo_ai@mail.ru
Октябрь 2004.

Нападение в Москве на студента из Африки
В Москве в здании Московского энергетического университета совершено
нападение на студента из Африки. Как сообщили в ГУВД столицы, около
19:20 на пульт дежурного по городу "02" поступил сигнал о драке в
общежитии МЭУ, расположенного в доме N 14 по Энергетической улице. По
данным милиции, двое преступников славянской внешности, коротко
стриженые, одетые в узкие джинсы и короткие черные куртки, нанесли
африканскому студенту ножевые ранения в шею и спину. После этого они
скрылись с места происшествия. Московская милиция принимает меры к их
задержанию. На месте происшествия работает оперативно-следственная
группа ОВД "Лефортово".
Сообщает Интерфакс.

Пришел хохол в ресторан, выпил графинчик, подозвал официанта и спрашивает:
- Шо таке там в углу чернеется? Это ЖЫДИ?!
- Нет, это рояль.
- А шо там в углу белеется, ЖЫДИ!?
- Нет, то клавиши на рояле.
- А шо они каки-то желтеньки?
- Так ведь сделаны из слоновой кости!
- От жыди проклятущие! Ну пошто слоника замордовали?!

"ОДИН СТАНОВИТСЯ СКИНХЕДОМ ЗА КОМПАНИЮ, ДРУГОЙ ЛЮБИТ ПОДРАТЬСЯ, ТРЕТИЙ РАЗДЕЛЯЕТ ИДЕОЛОГИЮ"
В рамках федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" группой ученых из Российской академии образования был проведен опрос почти полутора тысяч учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов московских школ. Итогом работы стала монография "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре". На вопросы корреспондента "Известий" Юлии ИГНАТЬЕВОЙ ответил директор Центра социологии образования РАО, руководитель исследования доктор психологических наук Владимир СОБКИН.

- Какова степень вовлеченности московских подростков в субкультурные сообщества?
- Почти каждый третий мальчик относит себя к той или иной неформальной группе, такой же ответ дают только 12,7% девочек. Мужчины и женщины демонстрируют разный тип отношения к "другому". Девочки изначально ориентированы на толерантность, мальчики проявляют охранительные установки. В среднем к той или иной молодежной группе причисляет себя каждый пятый подросток. Из них треть заявляет о своем постоянном участии в жизни группы, примерно шестая часть причисляет себя к группе, но в ее жизни не участвует. Остальные общаются со своими единомышленниками время от времени. Эти цифры разнятся в зависимости от группы. Например, если среди скинхедов к активным участникам себя причисляют меньше четверти, то среди панков и рэпперов таких больше 40%.

- К сожалению, безобидных меломанов, несмотря на их активность, мы почти не замечаем - в отличие от скинхедов. Почему детей так тянет к групповому экстремизму?
- На этот вопрос нет единого ответа. Можно, конечно, придерживаться примитивного подхода и списывать агрессию на бедность. На самом деле причин масса. Как при выборе вуза. Один поступает туда же, куда и лучший друг, другому нравится будущая профессия. Один становится скинхедом за компанию, другой любит подраться, третий разделяет идеологию.

- Нельзя не заметить, что в последнее время появились "антискинхеды". Есть даже такое развлечение - "бить скинов". Не столь агрессивные поборники расовой терпимости активно дискутируют с неофашистами в интернете на "скиновских" и "антискиновских" сайтах.
- Здесь нет ничего удивительного. Вся подростковая среда достаточно агрессивна, группы конфликтуют между собой. Мотивом возникновения антифашистских групп может быть страх, может быть неприятие идеологии. Почему нормальный подросток должен принимать фашистскую идеологию? Это здоровое отношение незакомплексованных людей к этому мусору. На фокус-группах, где собирались представители разных сообществ, антифашистски настроенные подростки говорили о скинхедах как о людях стаи, которые смелы только в группе. И не стеснялись присутствия скинхедов. Кстати, об интернете. Упомянутой федеральной программой предусмотрено создание сайтов, направленных на поддержание толерантности.

- То есть идеологически безупречные взрослые попытаются прямо влиять на мировоззрение подростков, играя на их поле - в интернете. А можно ли, изучая подростковую среду, судить об уровне толерантности взрослых?
- Безусловно, подростки зачастую черпают свою идеологию из мира взрослых. И отражают их представления, причем гораздо правдивее. Взрослый, прежде чем ответить на острый вопрос, станет рассчитывать, с кем говорит, в какой обстановке, какую цель преследует собеседник. Ребенок говорит правду.

- И это не мешает многим взрослым ужасаться подрастающему поколению. Сегодня модно упрекать молодежь в бездуховности и ставить в пример себя.
- Эта тема находится за пределами нашего исследования. Но если вас интересует мое личное мнение, то оно противоположно. О какой духовности старшего поколения можно говорить? Какими особыми моральными достижениями имеют право гордиться те, кому сейчас за сорок? Подростков упрекают в предприимчивости, в меркантилизме, но что в этом плохого? Я считаю, что у нас прекрасная молодежь.
Юлия ИГНАТЬЕВА

Разговаривают два хохла.
- Петро, слыхал?!
- Шо?
- Та понасадили полный самолет жидов и сбили нашу ракету!

Всероссийская коалиция общественных организаций "За демократическую альтернативную гражданскую службу"


Москва, 22 октября 2004
Открытое письмо депутату Государственной Думы В.И. Алкснису
ПРЕКРАТИТЬ НАПАДКИ НА СОЛДАТСКИХ МАТЕРЕЙ! НАВЕСТИ ПОРЯДОК В АРМИИ!

Уважаемый Виктор Имантович!

Вас обоснованно волнует судьба российской армии - кризис военной организации очевиден. Предлагаем Вам обратиться в прокуратуру, к министру обороны, Верховному главнокомандующему и потребовать от них:
- пресечь избиения, издевательства и пытки в армии;
- остановить поток гробов из невоюющих частей;
- прекратить вымогательство со стороны старослужащих и офицеров,
когда родители платят деньги, чтобы их дети не возвращались домой
инвалидами;
- исключить из армейской жизни сдачу солдат в аренду предприятиям всех форм собственности и частным лицам;
- обеспечить солдатам нормальное питание и медицинскую помощь;
- остановить расхищение командирами военного имущества и средств
оборонного бюджета.

Только не говорите, что все это - отдельные эпизоды, посмотрите
официальные данные Главной военной прокуратуры.
Только не говорите, что это невозможно искоренить - куда годится
командование, если оно не может этого сделать?
Только не говорите, что у армии нет денег - с 1999 по 2002 год
оборонный бюджет РФ увеличился почти в три раза, и продолжает расти.
Только не говорите, что армия такая, как все общество: в армии должно
быть понятие офицерской чести.

Являясь депутатом Государственной Думы, Вы можете влиять на
действующее законодательство. Если Вы действительно желаете помочь
Российской Армии, внесите предложения об изменении норм, допускающих
безответственность должностных лиц при призыве на военную службу и в
самой армии.

Вы считаете требование отмены призыва, с которым выступают солдатские
матери, "происками Запада". Но сильнейшие страны Запада уже отменили
или готовятся отменить призыв. Неужели они решили развалить свои
армии? Мы, коллеги и партнеры организаций солдатских матерей, как и
все российские граждане, хотим видеть свою армию сильной и
современной, а страну - надежно защищенной.

Мы заявляем: армию разваливают коррупция, неуважение к человеческой
жизни и безответственность, растущие на почве прогнившей призывной
системы.

Так гоже ли сваливать вину за развал российской армии, за все ее
безобразия и пороки на женщин, защищающих своих детей?

Солдатские матери - честь и гордость российского общества. Мы,
представители ста общественных организаций, входящих в коалицию "За
демократическую альтернативную гражданскую службу", солидарны с их
благородной деятельностью по защите российских юношей и истинных
интересов России.

Более подробная информация:
Андрей Калих
Центр развития демократии и прав человека
тел. (095) 783-56-49 тел/факс: (095) 203-91-96
http://www.demokratia.ru
http://ags.demokratia.ru

Северный Кавказ как горячая точка в межнациональных отношениях.

Можно без преувеличения сказать, что в настоящее время Южный федеральный округ - самая "горячая" в смысле межнациональных отношений часть России. Практически во всех крупных и средних городах зафиксировано наличие ксенофобских и националистических граффити и листовок.

Уровень бытовой ксенофобии в регионе очень высок. Даже в среде "Свидетелей Иеговы", которые сами относятся к числу дискриминируемых групп, существуют межнациональные противоречия. Первое место по ненависти среди населения занимают чеченцы, второе (в "русских" регионах) "кавказцы вообще". За ними следуют цыгане и евреи.

Во многом это вызвано громадной неконтролируемой иммиграцией из Закавказья, размеры которой вызывают у местного населения тревогу и толкающей его в объятия националистов. Приток переселенцев из республик Северного Кавказа в Ставропольский край, Ростовскую и Волгоградскую области усилил давление на рынок труда, обострил и без того жесткую конкуренцию. К конфликтам приводит и то, что вновь прибывшие, особенно молодежь, не учитывают местных традиций, вызывающе себя ведут. Действия властей, много лет закрывавших глаза на эту проблему, а сейчас пытающихся разрешить ее достаточно грубыми методами, приводят лишь к усилению напряженности. Об уровне мигрантофобии свидетельствуют результаты опросов общественного мнения, проведенных в 2003 в Ставропольском крае. Более 75% ставропольцев считают проблему миграции актуальной для края, при этом 63% сочли работу государственных органов с мигрантами недостаточной.

На вопрос: "адаптировались ли мигранты к новым условиям проживания?", более 55% респондентов дали отрицательный ответ, значительная часть из них также акцентировала внимание интервьюеров на попытках приезжих навязывать свои "правила игры".

Кроме того, 74% опрошенных жителей края считают переселенцев виновными в росте безработицы, 57% - в нагнетании межнациональной напряженности, а по мнению 35% мигранты являются причиной общего ухудшения социально-экономического положения на Ставрополье.

В целом, за введение ограничений на прием мигрантов в регион высказалось подавляющее большинство - 79% опрошенных.

В регионе активно действуют общероссийские националистические партии и движения. РНЕ имеет свои отделения в Астрахани, Ростове-на-Дону. В "прифронтовом" Ставрополье позиции РНЕ резко усилились по причине "кавказской угрозы". Сторонники РНЕ и казаки (что во многих случаях почти одно и то же) практически полностью вытеснили чеченское население из края.

Активно развивается движение скинхедов. Есть данные о существовании банд бритоголовых в Астрахани, Ростове-на-Дону.

Впрочем, помимо отделений общероссийских экстремистских и ксенофобских движений, в регионе есть и собственные эндемики. Так, в Астрахани действует движение "Витязь", во главе с Глушко. Они призывают изолировать казахов, называя эту нацию рабской. В Волгограде действует "Союз (Община) русского народа" во главе с известным антисемитом, редактором газеты "Колоколъ" Станиславом Терентьевым. На Кубани существует прогубернаторское движение "Отечество", лидер которого Н.Денисов пользуется полной поддержкой главы региона А.Ткачева.

Ксенофобией заражены и региональные отделения казалось бы респектабельных партий. Так, астраханское отделение Народной партии РФ является организатором преследований местных "Свидетелей Иеговы".

Специфической особенностью ЮФО является наличие сильного казачьего движения, лидеры и активисты которого исповедуют националистические взгляды. Кубанские казаки фактически взяли на себя "грязную работу" по вытеснению турок-месхетинцев из Крымского района Краснодарского края.

В ночь с 19 на 20 декабря 2003 г. были предприняты хулиганские действия со стороны молодых активистов казачества (18-20 лет) в отношении нескольких семей турок-месхетинцев, проживающих в станице Холмской, Абинского района, Краснодарского края. С криками и угрозами, что "черные не должны здесь жить" и они, как дружинники имеют право выселять турок, нападавшие пытались сломать заборы и калитки. После начала программы эвакуации турок в США (см. ниже) казаки приняли на сходе решение о запрете покупать у отъезжающих дома, с тем, чтобы затем занять их бесплатно. Часть бесхозных домов была разграблена сразу же после отъезда хозяев. Жертвами нападений казаков были также курды.

Даже в спокойной Ростовской области в 2003 имел место инцидент, начавшийся с банальной драки на танцплощадке, когда казаки требовали выселения всех нерусских с территории Ростовской области.

Еще одной особенностью ЮФО является наличие массовых общин приверженцев радикального ислама - т.н. ваххабитов, получающих подпитку от международных исламистских организаций и фондов. По мнению экспертов религиозный экстремизм не только снискал широкую поддержку беднейших, социально незащищенных слоев населения, но и сумел успешно интегрироваться во властные структуры, правоохранительные органы, бизнес и криминальные сообщества северокавказских республик, получив доступ к информации самого разного уровня и возможность использовать экономические и коррупционные связи.

Сегодня эмиссары экстремистов сосредоточены не только на распространении идеологии джихадизма среди народов Северного Кавказа, но и на использовании негативного резонанса от антитеррористических инициатив Президента РФ и силового блока, который испытывают на себе северокавказские диаспоры по всей России. Рост недовольства зачастую усиливается неадекватными мерами, принимаемыми начальниками низшего звена, стремящимися проявить рвение в следовании генеральной линии; приводят к тому, что экстремисты быстро находят недовольных в среде диаспор. Ячейки исламистов действуют в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Объектом ненависти исламистов часто становятся еврейские общины. Так, в ночь на 6.07.2004 были осквернены 12 могил на старом еврейском кладбище Махачкалы. Кроме того, неизвестные летом 2004 угрожали рабочим, ремонтировавшим махачкалинскую синагогу, и угрожали взорвать строящееся здание. Вообще проявления агрессивного исламизма привели к тому, что из 40000 евреев, живших в Дагестане к середине 1980-х, ныне насчитывает около пяти тысяч человек.

Можно также отметить такую вещь, как национализм "титульных народов" национальных республик и их ксенофобия в адрес друг друга. Подобные явления стимулируются определенными группами элиты, решающими таким образом свои политические и экономические проблемы. Наиболее известен в этом отношении осетино-ингушский конфликт, но практически в каждой из национальных республик существуют подобные же конфликты.

Отдельно нужно выделить столкновения чеченской молодежи с жителями тех национальных республик, куда они приезжают работать или учится. Осенью 2003 прошла серия мелких стычек чеченской молодежи из числа переселенцев с жителями Майкопа. Столкновения чеченской и кабардинской молодежи, в которых участвовало от 100 до 300 человек, происходили 15 сентября 2003 в Нальчике. При этом лидер чеченской диаспоры в КБР призвал земляков соблюдать порядок, а депутат республиканского парламента заявил по поводу столкновений, что "просто некоторых чеченских ребят, которые распоясались, призвали вести себя нормально в чужом доме".

Еще одна особенность ЮФО - конфликты возникающие по причине различных способов ведения хозяйства казаками и новопоселенцами. Так, в Ростовской области казачьи общины регулируют выпас скота с определенного срока, чтобы трава успела подрасти, а приезжие это не соблюдают, выпускают скот и оставляют без присмотра, поэтому пастбища вытаптывают. К напряженности приводит и нарушение правил водопользования, которые могут привести к засолению почв, и вырубка лесопосадок для выпекания традиционного хлеба, хотя местное население использует уголь, так как в степи высадка леса проблематична. В Адыгее нагнетанию напряженности способствует щедрая помощь властей дотационной республики репатриантам-адыгам.

Достаточно часто националисты предпочитают воевать с мертвыми, оскверняя кладбища "чужаков". 30 июня 2003 было осквернено единственное на Ставрополье еврейское кладбище в Пятигорске. В ночь на 5 июля 2003 были осквернены цыганские и корейские могилы на одном из волгоградских кладбищ. При этом охрана кладбища предпочла не вмешиваться в происходящее.

В 2003 несколько раз подвергались осквернению армянские и цыганские могилы на кладбище пригорода Ростова-на-Дону - Батайска.

В Волгоградской области и Краснодарском крае издаются достаточно массовым тиражом газеты, проповедующие национальную ненависть.

Власти ряда регионов смотрят на развивающийся национализм сквозь пальцы, а иногда прямо или косвенно стимулируют националистические организации. Особо этим отличается Краснодарский край, власти которого на протяжении ряда лет ведут отчетливо ксенофобскую политику. Ее главным объектом остаются турки-месхетинцы, в основной своей массе оказавшиеся в крае после организованных в 1989 турецких погромов в Узбекистане. В регионе их сейчас проживает около 12 тысяч, при этом гражданами России являются меньше половины. В 2002 был принят специальный Закон N460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" предусматривающий прохождение турками-месхетинцами комиссий миграционного контроля, что противоречит федеральному законодательству и международному праву, поскольку они должны быть признаны гражданами РФ, согласно Закону РФ "О гражданстве", как проживавшие на территории края в 1991-1992. В краевых СМИ регулярно публикуются статьи, обвиняющие месхетинцев во всех смертных грехах. Среди прочих обвинений звучали даже заявления о намерении турок потребовать для себя автономию внутри Кубани, что, по мнению "патриотов", привело бы к "косовизации" края. Органы власти, особенно правоохранительные, не пытаются противодействовать этнической дискриминации, наоборот, милиционеры являются основным ее источником. К примеру, в мае 2004 милиция запретила туркам торговать зеленью и рассадой на базарах и дорогах Крымского района. Милиция либо отказывается принимать заявления месхетинцев о нападениях на них казачьих активистов, либо, приняв заявление, ничего не предпринимает для розыска и установления виновных. Суды квалифицируют дискриминацию и насилие на расовой почве как хулиганство. Ни одно уголовное дело, возбужденное по фактам нападения на турок-месхетинцев, не доведено до суда. Детей турок отказывались принимать в местные школы. Власти финансируют полувоенные казачьи формирования, являющиеся вторым основным источником ксенофобии. Впрочем, то, что связанный с этим скандал вышел на международный уровень (см. ниже), привело к тому, что краевая администрация, по крайней мере внешне, умерила свой пыл.

Результатом действий кубанских властей и усилий правозащитников (прежде всего - председателя Новороссийского комитета по правам человека Вадима Карастелева) помочь туркам-месхетинцам стало решение Госдепартамента США об эвакуации турок-месхетинцев в США (отметим, что подобная мера применяется обычно к жителям самых отсталых стран "третьего мира"). О желании перебраться в США уже заявили 1700 семей. Впрочем, власти края сумели "отличиться" и здесь. Местная администрация отговаривала покупателей, которых находили уезжавшие турки-месхетинцы, а работники администрации срывали объявления о продаже домов.

Впрочем, тревожные симптомы попустительства экстремистам проявляются не только в Краснодарском крае. В Волгограде городской совет попытался добиться передачи муниципальной недвижимости в центре города "Русскому центру" под главенством известного националиста С.Терентьева. Обладминистрация же включила С.В. Терентьева, несмотря на его однозначную репутацию националиста и экстремиста, в состав официальной делегации "Форума народов Юга России", который проходил в марте 2004 в Сочи.

С другой стороны представители органов власти все чаще приходят к пониманию, что без гармонизации межэтнических отношений спокойствие на Северном Кавказе достигнуто не будет. Администрация Ростовской области еще в 1992 объединила лидеров национальных меньшинств в Совет национально-культурных групп при губернаторе и стремится держать ситуацию под контролем. При этом, помощь общинам со стороны Администрации тесно увязывается с их ответственностью за поведение своих членов, все конфликты решаются сразу с привлечением руководителей общин во избежание разгорания конфликта и его огласки. В 2003 в рамках поддержанных администрацией проектов по воспитанию толерантности были выпущены брошюры: "Что такое хорошо (положительный опыт работы по изучению, внедрению и пропаганде идей толерантности и культуры межнационального общения в многонациональном регионе)" и "Что такое хорошо" (толерантность и культура межнациональных отношений в многонациональном регионе) Теория и практика". С 2001 при поддержке обладминистрации выходит культурно-просветительская газета "Ковчег Кавказа". Из местного бюджета выделяются средства на поддержание национально-культурных организаций. На ТВ реализуется проект "Соседи" на средства обл. Администрации. Ролики о жизни диаспор (корейцах, чеченцах, армянах, греках, украинцах, евреях и пр.) транслируются по "Южному региону", 35 и 38 каналу. Регулярно отмечаются национальные праздники.

В Пятигорском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы была введена новая специализация для профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих - "Межэтнические процессы и этнополитические отношения".

Курс рассчитан на год и включает в себя как социологию, политологию, теорию государства, другие общепрофессиональные дисциплины, так и разделы, имеющие непосредственное отношение к этноконфессиональной безопасности Ставропольского края.

Введение нового курса стало возможным благодаря совместному проекту ученых - экспертов Пятигорского филиала академии и отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края. В том же Пятигорске в целях предотвращения провокаций, обострения межэтнических отношений за каждой национальной диаспорой приказом закреплен один из руководителей подразделений УВД. Эти офицеры обязаны не реже одного раза в месяц встречаться с лидерами диаспор, обсуждать возникающие проблемы.

В Астрахани перед празднованием Дня Независимости в 2004 были убраны все листовки, которые наклеивали представители РНЕ, а студенты покрасили заборы, на которых красовались расистские надписи. Кроме того, обладминистрация взяла под контроль появление националистических публикаций в прессе.

Информация предоставлена Московским Бюро по правам человека.

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz