|
|
|
|
01.02.2003 Час Ноль № 3
Россия и русские
Человек – это язык. Язык – это человек. Я мыслю, следовательно, существую. Свое бытие невозможно помыслить без слова. Слово – основа экзистенции. «В начале было слово». Русское слово – основа бытия русского этноса и каждого отдельного человека как носителя русского слова. Русская этноязыковая картина мира отличается от всех других, впрочем, любая другая так же самоценна и равновелика всем остальным. Но, по-видимому, только своя родная языковая стихия может быть наиболее глубоко осмыслена, осознана, понята и принята, ведь то, что впоследствии станет предметом анализа, формулирования впитывается с молоком матери.
Кто же такие русские? Среди названий людей различных национальностей есть только одно наименование субстантивированное прилагательное, то есть исторически оно не содержит в себе конкретной предметности и является зависимым словом. Это слово – русский, этноним, возникший в период этнической истории «от Руси к России», когда русский значило «относящийся к централизованному государству Руси».
В этнический состав России вошли многочисленные народы, составившие единый российский «суперэтнос». Нам не раз доводилось слышать: русские евреи, русские немцы, русские финны и т.д. Россия – это всегда множественность, сложение, умножение, бесконечность пространственность. Ландшафт родной земли, такой разнообразный и бескрайний, накладывает отпечаток и на душу. Это всеобъемлющее свойство русской натуры разглядел Достоевский, который писал: «Стать настоящим русским, может быть, и значит только…стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Российский «суперэтнос» вобрал в себя многие народы, из них он состоит и без них немыслим, иначе это уже будет не Россия. Не все ли равно, какие корни, если человек вырос в русской культуре, если человек – русскодумающий или просто гражданин России, ее гость, да кто угодно, находящийся «здесь и сейчас»! Так сложилось исторически. Русские зависимы, но зависимость эта не патологическая, так сказать, «крепостная», а, скорее, гармоническая, экзистенциальная. Зависимость как отношение одного явления к другому как следствие к причине.
Россия расположена на крупнейшем материке, населенном многочисленными народами. Множественность и соседство – это принцип существования, основа национального бытия. Будь Россия отрезана от мира, перестань вводить в свой состав другие народы - разумеется, ни о каком насилии не может быть и речи - Россия перестанет быть Россией, а русские – русскими, ибо Россия изначально полиэтнична, а русские – часть этого целого, без которого самих русских не будет. Наша национальная выживаемость зависит от выживаемости всех других наций, составляющих Россию, а потому нет другого пути, кроме мирного, деятельного соседства и уважения к «ним».
Полагаю, что процесс формирования «суперэтноса» еще не завершен и, как огромный океан принимает разные потоки, так российский «суперэтнос» будет втягивать в себя другие народности. Такова наша этноментальная экология. «Экос» - дом, «логос» - учение. Всему миру известно русское гостеприимство. В нашем «доме» всегда открыты двери. Все уровни русского бытия свидетельствуют об открытости к «чужому». Правда, иногда эта открытость приводит к перегибанию палок, в языке – к чрезмерным заимствованиям: речь становится кентаврообразной, некой смесью «французского с нижегородским». Наши классики вышучивали эту особенность русских.
А какими словами обращались раньше друг к другу: Милостивая государыня, Ваше сиятельство и т.д. и т.п. Сегодня такие формы речевого этикета можно услышать разве что в интермедиях. Социальные катастрофы ушедшего века, повседневная жизнь огрубили и обеднили этикет разнохарактерных межличностных отношений. Мы привыкли слышать: «женщина» (одна из женского пола), «мужчина», - в художественной литературе такое обращение одно, у Куприна, в публичном доме, или это кондукторское уничижительное обращение «здесь», местоименное наречие – «вместо имени», даже не называющее «реалии», а только указывающее на них. Местоимение способствует речевой экономии. Увы, это отражает печальное положение дел в стране, в которой экономить приходится на всем, в том числе и на человеческих отношениях. За утратой речевой стоит утрата нравственная. Человек – это язык. Язык – это человек.
Позволю себе небольшое отступление, которое, на мой взгляд, отражает психологию народа. По улицам Петрозаводска колесит троллейбус с рекламой антинаркотической кампании «Жизнь без наркотиков», инициаторами которой выступили Министерство образования и Министерство внутренних дел РК. Кампания проходит под девизом: «Детство Образование Милиция», а сокращенно – ДОМ. Очевидно, какой смысл вкладывали организаторы в это ключевое слово: традиционные ценности: семья, счастливое детство как основа будущей, гармоничной жизни, продолжение рода, здоровые поколения. Но менталитет не объедешь и не обойдешь. И что получилось в результате – «этапы большого пути». Человек рождается, учится в школе, техникуме, вузе, а затем попадает в тюрьму. Вырисовывается просто-таки модернистская картина экзистенциального трагизма. Неужели Россия по-прежнему остается одним большим «мертвым домом»?
Две тысячи лет до принятия христианства на Руси занимались трупосожжением. Во время очистительного и священного костра душа отправлялась в ирей, то есть «рай».В слове ирей древнее заимствование из иранских языков, поскольку иранское *airya – это «арийская страна», а фонетический вариант этого корня ir – самоназвание осетинов (иранцев). Арийцы – индоевропейская раса. Таким образом, на примере сохранившихся в древнерусском языке мифологем можно говорить о скифо-славянских контактах середины первого тысячелетия до н.э. Это ещё одно доказательство несостоятельности разработанной фашистами теории о расах, о превосходстве арийской расы и неполноценности, в частности, славян.
Макс
Чтобы помочь школьнику разобраться
Сегодня всё чаще можно слышать о молодёжных потасовках на национальной почве. Как бы нас не убеждали, что националистические настроения пришли с Запада и обострились после развала СССР, с появлением беженцев и переселенцев из бывших союзных республик, на самом деле, это только обострило наш страх перед «чужими», заложенный на подсознательном уровне. Нам кажется, что «они» придут и займут наше место, заберут у нас самое дорогое, нарушат наши устои. И эти чувства можно понять. Но как объяснить, почему этот страх перерастает в агрессивный инстинкт, когда человека убивают только за другой цвет кожи или разрез глаз? Чтобы помочь школьнику разобраться в вопросах, связанных с фашизмом и национализмом, их разновидностями и истоками КРО «Молодёжная правозащитная группа» проводит лекции, которые читает преподаватель ПетрГУ А. Лапшин, а руководителем проекта является М. Ефимов.
О необходимости таких занятий говорят учителя и директора школ, в частности, директор гимназии №37 Марина Иосифовна Кузнецова: «Тема национальной нетерпимости и фашизма поднимается сейчас в СМИ. Даже «Учительская газета» публикует материалы о Холокосте, польском нацизме. Это история, и от неё никуда не уйдёшь. Страшнее всего, когда подросток увлекается идеями фашизма, вступает в националистические организации, но не представляет к чему могут привести его взгляды».
Валентина Николаевна Лопатенко, учительница истории гимназии №37: «Многие ребята непосредственно принимают участие в этих организациях, до конца не понимая, что такое фашизм и чем он опасен. Они пытаются с помощью этой организации найти решение своих экономических, социальных и моральных проблем. Взять реванш за то, что в их жизни сейчас всё плохо!»
11Б Гимназии №37 один из тех классов, в которых проводились лекции. Своим мнением об актуальности занятий и темы фашизма в современном обществе поделились и ученики.
Александр Дулус: «Я считаю, что проблема фашизма актуальна, потому что в России сложилась ситуация для его возникновения, но она ещё пока не опасна, так как фашистские движения ещё не совсем сформировались. Но всё-таки есть предпосылки для развития фашизма: низкая зарплата и уровень жизни многих людей».
Егор Поликарпов: «Всё о чём говорилось на лекциях, я знал, кроме, может быть, истории возникновения фашистского движения. В городе я встречаюсь с проявлением национальной нетерпимости, у нас есть батхеды, скинхеды, РНЕ. А предпосылки для развития в стране фашизма есть, это вполне реально!»
Юля Дороненко: «Проблема фашизма актуальна в обществе, но надеюсь, что это не так массово. То, что зародилось недавно, не может бесследно исчезнуть».
Хотя от слова лекция веет занудством и нравоучением, но, на самом деле, эта живая беседа, дающая возможность школьнику узнать что-то новое из истории, увидеть, как это откликается в современности, высказать своё мнение и получить ответы на волнующие вопросы. Главная цель этих лекций, чтобы на вопрос: Есть ли фашистские организации в нашем городе? можно было ответить отрицательно.
Оля Корзина
Уничтожение народа
Еще в Средние века церковь возложила вину за смерть Иисуса на евреев, хотя
убийство совершили римляне. С тех пор гонения на этот народ продолжаются и по сей день.
Нацистская идеология, выраженная в книге Гитлера «Майн кампф» о превосходстве чистой «арийской» расы над другими, начала внедряться насильственным способом
за¬долго до второй мировой войны, еще в 1933, как только Гитлер пришел к власти.
Евреям было запрещено работать на государственной службе, участвовать в культурной жизни страны, состоять в браках с лицами «немецкой крови». Детям ходить в школы
Германии.
Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года вошла в историю под названием «хрустальная». По стране прокатилась волна насилия: многочисленные акты вандализма, погромы, хищения, убийства, тысячи евреев были брошены в концлагеря.
С приходом войны конвейер по уничтожению людей начал работать беспрерывно.
Значительно облегчало задачу эсесовцам наличие еврейских гетто. Оттуда евреев в
огромных количествах перегоняли на умшлагплац - перевалочный пункт, где решалось кого отправить на смерть, а кто еще годен для работы. Многих заманивали туда
обещанием выдать буханку хлеба.
Специальные подразделения карателей (айнзацгруппы) поначалу просто
расстреливали людей, причем больше времени уходило на рытье ям, сама казнь шла
довольно продуктивно (около 100 человек за 40 минут, как сохранилось в одном из отчетов).
Немцы «работали» в течение нескольких часов, останавливаясь лишь чтобы
перезаря¬дить оружие. И, хотя они были полностью уверены, что исполняют свой долг
перед фюрером и отечеством, психика их не выдерживала. Тогда на смену пришли
га¬зовые камеры с применением инсектицида «циклон Б», предназначенный для чистки
по¬мещений и одежды от вшей.
Людям говорили, что их переводят в другое место, но перед этим они должны пройти дезинфекцию и принять душ. Женщины раздевали своих маленьких детей тихо, чтобы не разбудить, затем раздевались сами, в этот момент через другую дверь заходили мужчины, тоже без одежды, и, может быть, тогда они понимали все. Тяжелая дверь захлопывалась…
Хотя «окончание еврейского вопроса» фотографировать было строго воспрещено, о происходившем в «лагерях смерти» сохранилось около 200 снимков. Немцам нравилось фиксировать ужас, боль, страх жертв, чтобы потом показывать это своим родственникам и друзьям.
Изуверствам фашистов нет оправдания. Разве можно простить то, что у матери отнимают ребенка и разрывают его пополам у нее на глазах? Разве можно простить то, что
евреев – заключенных заставляли чистить газовые камеры, стричь волосы у задушенных женщин, вырывать золотые коронки у мертвецов?
Разве можно понять смысл издевательских опытов над детьми, когда им вводили
туберкулезные бактерии или удаляли лимфатические узлы?
Мы не имеем права забывать о миллионах жертв геноцида. Мы обязаны помнить, чтобы эти кровавые страницы истории человечества не повторились.
Надя Шалгуева.
По материалам книги «Передайте об этом детям Вашим».
P.S. Выражаем благодарность отделу культуры посольства Швеции за обеспечение проекта несколькими десятками экземпляров этой книги.
Антисемитизм в Петрозаводске
На днях в Петрозаводске вновь обнаружили себя националисты. Здание, в центре города, где находится еврейский благотворительный фонд "Хесед", было "разукрашено" антисемитскими надписями. Крупными буквами черной краской было написано: "Евреи, домой. Хава Нагила, гниды", ниже "красовалась" фашистская свастика. Для пожилых людей, подопечных фонда, это сильнейший стресс, ведь многие их них являются бывшими узниками концлагерей, ветеранами Второй мировой войны, просто больными людьми. Это уже не первый случай проявления национальной нетерпимости в нашем городе. Время от времени подобные надписи появляются в разных частях города, а также на дверях, домах еврейских организаций. К сожалению, обращения в органы правопорядка не приводят ни к каким положительным сдвигам. Налицо неспособность еврейской общины в одиночку противостоять данной проблеме. Власть и СМИ не уделяют этой теме должного внимания. Толерантное воспитание не входит в учебные планы школ и ВУЗов.
Максим Ефимов,
председатель КРО "Молодежная правозащитная группа"
37-я гимназия
11-б
1 ученик:
Необходимы лекции по фашизму, т.к. его зарождение остаётся актуальным, потому что фашизм и национализм может возникать на любом месте. Идея идеологии состоит в объединении народа, что невозможно в принципе. Сама идея опасна потому, что есть «высшие» и «низшие» люди, и разделение по этому признаку. Идеология основана на традиции и воздействует на человека через внушение и большую связь с философией.
Стариков Д.С.:
Я считаю, что нацизм – это ужасное явление. При Гитлере уничтожалось очень много невинных людей, которые, по словам Гитлера, были второсортными и подлежали уничтожению. В наши дни нельзя допустить этого, потому что весь мир будет уничтожен. Гитлер просто глуп!
Поликарпов Г.М.:
Важно делать различие и не называть фашизм национал-социализмом.
2 ученик:
Я думаю, что у власти стояли фанатики, которые знали своё дело. Они могли «завести» народ высказываниями. Например, возвышали арийскую нацию над другими. У власти стояли несколько человек, которые руководили всей этой организацией, следовательно, весь народ (немецкий) обвинять нельзя, что они насильники, убийцы. Гитлер пришёл к власти и выражал интересы недовольных масс народа.
10 – а
1 ученик:
Мне интересно узнать что-то новое о фашизме. Я не считаю, что эта тема подталкивает людей идти на этот ужасный поступок, наверное, даже наоборот, узнав о таких мучениях людей, о таком количестве смертей, мало кто станет преклоняться перед фашизмом. Было интересно послушать лекцию.
2 ученик:
Лекция была очень интересной и поучительной. Спасибо за то, что просветили, многого из сказанного я не знала. Хорошо, что была дискуссия. Думаю, что такие занятия нужны и важны в школах, всё-таки дети должны иметь представление о фашизме.
3 ученик:
Я считаю, что Гитлер был хорошим оратором, но его идеи, планы мне кажутся негуманными. И вообще, я не сторонник фашизма. Наглядный пример действий фашизма – Вторая мировая война. Их действия жестоки, и, на мой взгляд, бессмысленны. Теорию о расах они недостаточно обосновали, т.к. включили в арийскую расу всех тех, которые ими и не являлись.
4 ученик:
Тема фашизма актуальна, т.к. несмотря на то, что он наиболее проявлялся в годы Великой Отечественной войны; его ростки присутствуют и сейчас. Поэтому лекции на эту тему необходимы, чтобы иметь более глубокое представление о таком понятии как фашизм.
Настя Ф.:
Несмотря на то, что я нахожусь в числе тех людей, которые не интересуются этими вопросами, я думаю, что фашизм – это грязная политика, обладающая единством, силой, а значит и властью. Я отрицательно отношусь к фашизму, я считаю, что фашисты – это звери, хищники, которые не перестанут нападать, пока не поймают свою добычу.
5 ученик:
Я думаю, данные лекции нам необходимы не только для общего развития, но и потому, что темы фашизма не избежать в наши дни, и ещё потому, что эта тема является и интересной.
6 ученик:
Я считаю, что фашизм не должен вообще существовать. Следовать идеям расизма и шовинизма – это просто дико, глупо. Я считаю несправедливым то, что если существуют какие-нибудь менее развитые нации, расы, то их нужно истреблять. Проводить такие лекции в школе, наверное, нужно. Тема фашизма, на мой взгляд, актуальна.
7 ученик:
Всё равно «жители гор» были, есть и будут и никакое РНЕ не может с ними бороться. Надо признать, что сейчас они намного сплоченнее русских и только поэтому они процветают. Ненавижу! Чеченцев – в Чечню! Жидов – в Израиль! Россию – русским!
10-б
Аня Тарчевская:
Я ненавижу всякое проявление национализма. Это явление противоестественно, т.к. людей нельзя разделять на чёрных и белых, на плохих и хороших.
Если рассмотреть Россию в отдельности, то здесь всё очень несправедливо. Лица кавказской национальности и евреи приезжают сюда жить, просто жить. Они учатся, работают, причём очень упорно, создают семьи. А наши молодые мальчишки не занимаются своим становлением в жизни, а висят на шее у родителей, и вместо того, чтобы самим развиваться и искать своё назначение, забивают себе голову национализмом, и ходят избивают бедных «гостей» страны.
У меня много друзей, которые, когда спрашиваешь об их национальности, начинают оправдываться, сразу называя срок проживания в нашей стране, обозначая русских родственников, большинство меняют свои имена на русские. Что это как ни продукт национализма..
Алексей Терновых:
Я отрицательно отношусь к фашизму, но сейчас любой патриот своей страны считается фашистом. Я считаю, что эта лекция очень полезна для молодого поколения, но для нас эта лекция не актуальна, т.к. наши взгляды и мировоззрение уже по-своему построены, и поменять их будет очень трудно.
Ира Добровольская:
Я считаю, что лекции, бесспорно, очень полезны, правда не все это понимают. Я против национализма и фашизма. Нацистов не должно существовать, нравственность не должна подчиняться эстетике. Объединение против не приведёт к положительным результатам. Люди не должны видеть врага в людях другой национальности, люди не должны быть так бесчеловечны. Если мы не будем бороться против национализма, против шовинизма, не будем призывать к уничтожению нации, то войны не прекратятся никогда. Люди мстят, не зная за что, уничтожают нации. Если хочешь мстить, рой две могилы.
Маша Дубровина:
Такие лекции нужны, т.к. не все молодые люди знают, что такое фашизм, и, не зная, не понимая этого, они окутывают фашизм неким романтическим ореолом, что делать категорически нельзя. Эти лекции дают возможность больше узнать об истории фашизма, сделать правильный выбор, когда предлагают вступить в ряды бритоголовых идиотов, прославляющих национализм.
Автор, скрывший свое имя:
Я считаю, что фашизм – это глупая, недоработанная организация. Нынешние фашисты – это глупая кучка людей, занимающаяся гонением, надругательством над другими нациями. Я против таких действий! Маленькая кучка людей не может ничего сделать, кроме того, что она делает сейчас, а именно: привлечение молодёжи в свои ряды (ведь за молодёжью сила), расклеивание листовок, избиение мирных людей (пример – метро Царицыно). В общем, всё это полный бред…
Но я за то, чтобы в моём городе жили русские. Я против того, чтобы у нас жили, как их сейчас называют – «хачи», т.е. чеченцы, грузины, армяне и т.д. Они мешают городу, они пытаются подчинить город себе. Почему? Как почему?! Они забрали себе клубы, дискотеки, из-за этого в городе происходят разборки, рынки тоже взяты под их крыло. Потихоньку они внушают себе и своим сородичам идею о том, что они хозяева города. Вопрос – кому это нужно? Как с этим бороться? Нужно ли с этим бороться? Я хотел бы предложить вам провести дискуссию на эти темы, они были бы актуальны. Уверяю вас, так называемых неформалов волнует эта тема. Я являюсь неформалом, так называемым панком, и я не могу понять, почему я, житель, коренной житель, этого города должен жить в страхе, в обмане. Нет, я не призываю к уничтожению данного слоя общества, я просто желаю порядка и справедливости в своём родном городе. Пускай едут к себе домой! Я был бы очень благодарен мэру нашего города, если бы он сделал так, как сделал мэр Вологды, где жители города взбунтовались и выдвинули условие: или «жители гор» сейчас же уезжают к себе домой, или мы их сами уберем. Мэр дал 48 часов для того, чтобы иногородцы покинули город. Мурманск, вроде бы, тоже нормальный, спокойный город.
Ну, а теперь о ваших лекциях. Они очень полезны и актуальны. Большинство молодёжи сейчас очень агрессивно настроены против «чёрных», и чтобы ряды РНЕ не пополнялись, нужны ваши лекции. Война не нужна. Могу предложить: проведите опрос жителей города, ради интереса, на эту тему, узнаете много нового. Спасибо за лекции.
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|