|
|
|
|
04.12.2004 Час Ноль № 30
Важно вовремя
сменить вывеску!
Это фраза из автобиографического романа Фазиля Искандера,
отрывок из которого, в исполнении автора, услышала карельская
публика, была настолько сатирична, что понравилась немногим, таким
как я, судя по реакции зала: до этого все смеялись, тут воцарилась
обычная тишина, но с некоторой долей едва уловимого
электричества. 16 ноября Петрозаводск посетил Фазиль Искандер.
Представлявшие и говорившие о писателе люди были лаконичны,
тщательно подбирали слова, задумываясь, прежде чем выбрать эпитет.
За исключением разве что – «настоящая звезда», все, в общем-то,
годились и не выглядели двусмысленными, нарочито хвалебными,
пошлыми. Кроме одного местечкого писателя, председателя всевозможных
организаций, фондов, комиссий, союзов. Этот болтун раздаривал
неуместные велеречивые похвалы, попросту отнимал время от того, ради
которого здесь все и собрались. Старпер, знающий кому лизнуть и где
лизнуть, не знающий только меры в этом, со своим пафосом
коммунистического литературного номенклатурщика выглядел явным
недоразумением и пережитком прошлого, маразматическим хроносагом!
Такого в Паноптикум. В ночь перед встречей с петрозаводской
аудиторией Ф. Искандера мучила бессонница, но внимание зала его
подбодрило. Устроители встречи сидели рядом с мудрым Фазилем, делая
сосредоточенный вид, осознавая не без радости, что являют собой
объект всеобщего созерцания их эмоций, переживаемых от слушания
живого классика. Потом Фазиль Искандер отвечал на
непрекращающиеся вопросы. Но было потеряно много времени на
выступления, примазавшихся к чужой славе, и писатель ответил лишь на
малую толику вопросов, которые были не только неостроумными и
наивными, но и раздражали своей стандартностью. Вопрос о
демократии в России, например, - кому-то же пришло в голову спросить
- поверг всех в искреннее недоумение. Воистину, наши люди
органически не готовы к обсуждению таких проблем. Писатель ответил,
что «сразу обрушить свободу, после диктатуры, нельзя». -Ваш
самый любимый писатель? -Лев Толстой. -Над чем работаете
сейчас? -Над собой. -Как относитесь к современной
молодежи? -В большинстве она примитивна, большое значение придает
деньгам, а не количеству прочитанных книг и интересных людей, с
которыми познакомился. О конфликте цивилизаций сказал, что
надеется, что они «найдут общий язык». «Единобожие – великое
дело». -Про себя могу сказать одно хорошее: ни одному писателю я
не завидовал. Зависть у тех, у кого не достает глубины, чтобы быть
писателем. Когда писатель – личность, он только радуется успехам
других. М.Е.
Толерантность по-карельски. Это вам не хухры-мухры! 16 ноября
в международный день толерантности в Петрозаводске прошел круглый
стол по этой теме. Его организатором стал комитет по национальной
политике РК и местная академия госслужбы. Почти в полном составе
присутствовали руководители национально-культурных обществ Карелии,
чье местоположение определялось степенью их лояльности
комитету. Со вступительным словом в своем бравурном репертуаре с
победными реляциями выступил председатель комнаца Е.А. Шорохов.
Начал он с близкой ему темы – спорта. С азартом заядлого болельщика
он рассказал о результатах последнего матча между диаспорами – 7:7 в
пользу толерантности. Это-то и было апофеозом дня толерантности в
Карелии, а не сам круглый стол как надеялись его участники далекие
от спорта. И зачем, спрашивается, дергать человека, ну и занимался
бы себе госкомспортом Карелии, устраивал матчи, а не выдавливал бы,
как из пустого тюбика, из себя слова о пользе толерантности?
«Наши будущие управленцы», сидевшие аж в три ряда, дышавшие в
затылки людям за столами, не проявляли особого интереса к
происходящему. А откуда взяться-то интересу, когда их ровесники
говорят набившими оскомину штампами, учась у своих старших
товарищей, когда мало кто из присутствующих понимал предмет
обсуждения, когда круглый стол представлял собой отчеты о
проделанной работе, которую и работой-то не назовешь, когда…, а
впрочем, довольно. То, что в комитете по национальной политике
существует идеологический, мировоззренческий кризис очевидно, но
так, в целом, у властей. Люди не знают, что делать, чем заниматься.
Хватаются за любую попавшуюся соломинку, которая будет иметь - и без
подключения административного ресурса - общественный резонанс. Но
можно было хотя бы познакомиться с темой! Кавалер ордена Святой
Ольги, председательница общества украинской культуры жаловалась на
нехватку ей «самой нужной прослойки общества» - молодежи. «Я не
знаю, что говорить, Евгений Акимыч?», - с мольбой обращалась она к
Е. Шорохову. Собравшись все-таки в последний момент с мыслями, она
обнародовала свою затаенную обиду на «Русское радио». Вот, мол,
говорят там, «что хохлу хорошо, то свинье смерть». (Публика
засмеялась). Шутка была квалифицирована как проявление ксенофобии и
национальной нетерпимости. Председатель общества еврейской
культуры с гневом библейского пророка проповедовал мир и обличал
порок, намекая на то, что такие мероприятия надо проводить не раз в
год, и это был камень в огород все того же комнаца. Затем он
сообщил, что еврейский ансамбль сегодня защищает толерантность в
ресторане «Северный», на празднике у студентов. Доцент академии
госслужбы Богданов, «один из лидеров национального движения в
Карелии», говорил о том, что для того, чтобы жизнь в Карелии стала
«еще более прекрасной», необходима толерантность – уважение прав
большинства. Председатель грузинского общества сказал, что он
толерантно относится к председателю украинского общества, так как
она сделала 300 прыжков с парашютом (и два без оного, - шутка
автора). «Толерантность воспитывается в школе. Горе нам от безумия»,
- в частности, сказал он. Все как будто понимают необходимость
обсуждения данного вопроса, его внедрения в жизнь, но что с этим
делать, как подавать, с помощью кого, в общем, неизвестно. Дело
новое. Поистине, «идея, брошенная в массы, что девка, брошенная в
полк». Кстати о последних. Они всерьез, вместе с другими
участниками, с самой высокой трибуны говорили о южном темпераменте
торговцев на рынках, которого не стоит бояться, а надо понимать и
уважать. Слава тебе, Демократия! И пусть уж лучше так, чем никак
при диктатуре, служить которой могли бы многие участники этого
круглого стола-кормушки. М.Е.
Норвежский клуб Петрозаводска "Сольвейг". 13 ноября Тема:
"Норвежская музыка: от Эдварда Грига до наших дней, сходства и
различия". Я бы продолжил и сказал - наши сходства и различия.
Музыка - это универсальное средство общения, по крайней мере, всем
кажется, что они все понимают, пусть и каждый по-своему. Даже
несмотря на то, что, внешне, у каждого свой ассоциативный ряд,
складывающийся после прослушивания той или иной музыкальной темы,
можно найти то общее, архетипическое, которое солидаризирует всех.
Создается иллюзия полного взаимопонимания. К сожалению, на встрече
не было самих норвежцев, а так можно было бы говорить на примерах и
о международном "согласии". Тем не менее, для самих русских
участников клуба такие встречи более важны. Они сплачивают и
одновременно помогают лучше понять себя и других, ведь такой
психолого-философский, культурный анализ музыкального произведения -
это, прежде всего, самоанализ. Музыка получает такое содержание,
которое есть в нас, которое мы вкладываем в нее. С другой стороны,
музыка заставляет нас задуматься над тем, что нас разъединяет. И уже
на этом "звуковом" уровне мы сталкиваемся с проблемой "свое и
чужое", "мы и они", их, да и своей инаковости, казалось бы в родной,
исконной среде. Важно то, что уходя от иррациональной сферы,
посредством осознания различных трудностей, мы пытаемся преодолевать
их, и тогда понимать становится значительно легче, тогда мы
приближаемся к пониманию друг друга и без знания языка. Максим
Ефимов
Жестоко избитые антифашисты нуждаются в помощи! Это письмо
Олега, избитого после проведения пикета против войны в Чечне 23
февраля. Олег нуждается в поддержке, так как он до сих пор не
выздоровел, а в данный момент опять находится на дневном стационаре,
и поэтому больше полугода уже не работает. При этом он и его друзья
смогли найти только символические деньги для адвоката, и в
результате адвокат по делу почти не работает. Даже повреждения
признаны легкими, несмотря на то, что Олег в больницах провел больше
трех месяцев и нетрудоспособен уже полгода. Как оказалось, один из
фашистов - внук известного в городе человека, поэтому Олег
опасается, что суд закончится оправданием. Олег нуждается в
финансовой и юридической поддержке, а также хорошо было бы снова
привлечь к этой истории внимание СМИ, дабы не допустить
оправдательного приговора. Контакты Олега: (3412)42-52-81, antiwar@udm.ru или пишите Ольге
Мирясовой в Москву taoom@seu.ru После шестимесячного
следствия 14 октября в Октябрьском районном суде города Ижевска
состоялись слушания по уголовному делу N1-515 по обвинению
неофашистов Красновского Яна Владиславовича (1982 г.р.),
Новикова Виталия Александровича (1987 г.р.), Ивонина Владимира
Андреевича(1984 г.р.), Губанова Михаила Олеговича (1986 г.р.) по ч.2
ст. 213, ч.2 ст.115 УК РФ. Данные лица входят в состав
неофашистской группировки Партия свободы Ижевское отделение.
Из материалов дела: 23 февраля 2004 года на Центральной площади
города Ижевска в рамках общеевропейской кампании против войны в
Чечне проводился антивоенный пикет. Около 14 часов обвиняемые в
составе шайки из 20-25 человек напали на Серебренникова Олега и
Зимбовского Александра, возвращавшихся с антивоенного пикета. С
криками «Зиг Хайль white power» они окружили нас и жестоко избили,
при помощи арматуры и ножей. В результате полученных тяжелых травм
головы нас госпитализировали в МСЧ 7 (нейрохирургическое отделение).
25 февраля Александр Зимбовский уехал домой в Екатеринбург, а я
остался в больнице. Окончательно обнаглев от своей безнаказанности ,
29 февраля в 10 часов утра в мою палату явились лидеры местных
неофашистов: Шнейдер Александр (1966 г.р.) - уголовник, отсидевший
два срока за грабежи и его приспешник - Красновский Ян. Они мне
угрожали убийством, если будет заведено уголовное дело, и если я
буду дальше заниматься общественной деятельностью. Неофашисты не
успокоились на этом, и через несколько дней (3 марта) ко мне
явился Новиков Виталий и тоже угрожал. Травмы оказались крайне
серьезные и поэтому более 3-х месяцев я лечился в разных больницах.
За это время позиция властей и правоохранительных органов
изменилась до неузнаваемости. Вначале их совершенно не интересовало
это нападение и они делали всё, чтобы его замять. Например, на
сессии Госсовета УР, проходившей через несколько дней после
нападения, на вопрос депутата Тихонова В.Б. о произошедшем нападении
на нас прокурор Сарнаев заявил, что это была лишь бытовая драка.
Складывалось такое впечатление, что власти и милиция покрывают
действия неофашистов. Лишь после того, как информация о зверском
избиении нас попала на полосы ведущих газет России и в репортажи НТВ
и РЕН-ТВ, и после того, как в Ижевск приехала столичная проверка
МВД, которая раскритиковала действия местных правоохранительных
органов по нашему делу. И только после этого местная милиция нехотя
начала расследовать наше дело. Более, чем поиски
скинхедов-неофашистов, напавших на нас, их интересовал вопрос
кто именно начал такую масштабную информационную кампанию. Видимо
они хорошо получили по шее от своих московских товарищей. В
начале апреля наше дело передали в следственную часть Управления по
борьбе с организованной преступностью по Удмуртии (УБОП). В течение
пяти месяцев с небольшими промежутками проводились различные
следственные мероприятия: допросы, очные ставки, опознания,
судебно-медицинские экспертизы и др. Но результаты этих действий
были низкими, следователь не проявлял должного интереса к нашему
делу. Доходило до того, что мне самому приходилось искать информацию
о нападавших (имена, адреса). Таким образом, я привлек к делу в
качестве подозреваемого Новикова. Уголовное дело по факту угроз со
стороны Шнейдера ничем для него не закончилось, следователи так и не
нашли (искали ли вообще?) и не опросили больных, лежавших со мной в
палате и слышавших его угрозы. Хотя я сообщил следователям фамилии
этих людей. Но несмотря на это, несколько неофашистов удалось
привлечь в качестве обвиняемых и я надеюсь, что они получат по
заслугам.25 августа следствие завершилось и наше дело было передано
в прокуратуру Удмуртии. В конце я хочу выразить огромную
благодарность всем товарищам, поддержавшим меня в трудную минуту,
без вашей помощи и поддержки мне было бы гораздо тяжелее. Отдельное
спасибо ребятам из Московского Черного Креста и
Екатеринбургского Движения против насилия. Серебренников
Олег, ЛРСМ
Эрих Фромм. Бегство от свободы
"Существует три основных типа садистских тенденций, между
которыми более или менее существует связь. Первый тип - это
горячее желание принизить окружающих людей, подчинить их своей
воле, властвовать над ними, превратить их в слепые орудия.
Второй тип - это стремление не только поставить остальных на
колени, но и эксплуатировать их, использовать в своих целях,
обкрадывать, забирая все самое лучшее, чем они обладают. Эта
жажда может относиться не только к материальным ценностям и
вещам, но и к духовному миру индивидуума, к его моральным,
эмоциональным и интеллектуальным качествам, которыми владеет
другой человек. По определенным причинам, которые вполне
очевидны, садистские тенденции, как правило, индивидуумом
осознаются меньше и больше рационализируются, нежели
мазохистские, которые в социальном плане являются менее
опасными. Часто садистские наклонности сокрыты за маской
сверхдоброты и сверхзаботы об окружающих. Вот несколько из
наиболее часто употребляемых рационализаций: "Я имею право
руководить вами, потому что знаю лучше, что для вас лучше; и это
в ваших же собственных интересах не перечить мне, а следовать
моим наставлениям или… Я являюсь столь интересной и уникальной
личностью, что имею полное право управлять другими и
рассчитывать на их полное послушание" и т.д. Существует один
немаловажный фактор, который часто упускается из виду при
анализе отношений садиста к объекту его садизма, и поэтому
заслуживающий особого внимания - это его зависимость от
объекта".
НУЖНА ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА НАД ФАШИЗМОМ
“Неонацизм в России. Наступление продолжается” - под таким
лозунгом во Владимире прошла пресс-конференция директора Московского
Бюро по правам человека Александра Брода, приглашенного
организаторами Молодежного антифашистского фестиваля.
Болезнь запущена
Директор МБПЧ, оперируя фактами и цифрами, нарисовал тревожную
картину состояния российского общества. По данным социологических
опросов за последние 15 лет проблема расизма и ксенофобии* в нашей
стране чрезвычайно обострилась. Усилилась активность скинхэдов и
праворадикальных организаций – “Национально-народной партии”,
“Национально-державной партии”, “Партии свободы”, “Русского
национального единства” и других, более мелких, но не менее
агрессивных локальных объединений.
А.Брод: “За последние несколько лет Россия стала чрезвычайно
враждебной по отношению к выходцам из Африки, Азии или с Кавказа, то
есть к тем, у кого темная кожа и темные волосы. В первую пятерку
городов России по степени национальной напряженности после Москвы
входят Санкт-Петербург, Воронеж, Волгоград, Владимир”
В то же время, в некоторых регионах - В Башкортостане, Калмыкии,
Татарстане, в северокавказских республиках - растет неприязнь по
отношению к русской части населения.
Все случаи нарушения прав человека по национальному или
религиозному признаку (независимо от этнической принадлежности жертв
дискриминации) изучаются и анализируются в рамках руководимого
А.Бродом проекта. Проект под названием “Общественная кампания
противодействия расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической
дискриминации в многонациональной РФ” больше года при поддержке ЕС
реализуется в 80-ти регионах России. Его цель - способствовать
взаимодействию неправительственных организаций с органами власти, в
том числе - правоохранительными структурами, добиться от них
адекватного реагирования на проявления этнической дискриминации,
содействовать совершенствованию законодательства и разработке
просветительских программ и т.д. Юридическая группа проекта оказала
помощь более чем полутора тысячам жертвам ксенофобии.
В России насчитывается около 50 тысяч скинхэдов (по некоторым
данным их вдвое больше). Причем зона их действия кроме больших
городов стала в последнее время распространяться и на малые города.
Уже существует целая индустрия по обслуживанию скинхэдов, которая
производит для них одежду, обувь, нашивки и даже организовывает
концерты музыкальных групп.
Молодежь идет в это движение не только из-за низкой культуры и
неприкаянности. Наблюдается манипулирование скинхэдами со стороны
политиков. Депутат Законодательного Собрания Псковской области
пожимал скинхэдам руки и раздавал “Майн кампф”. Во время
избирательной кампании в Думу ЛДПР и блок “Родина” использовали
скинхэдов для распространения листовок и в качестве охраны.
Представители упомянутых политических организаций выступали на
сходках скинов.
Депутат Госдумы от блока “Родина” Андрей Савельев выпускает
откровенно расистские книги. Московская пресса пишет о нем, что даже
идеологи Третьего Рейха позавидовали бы его предложениям ограничить
избирательные и политические права малых народов. Савельев, кстати,
помогает писать выступления лидеру “Родины” Рогозину.
А.Брод отметил, что после трагедии в Беслане агрессивность
ксенофобов резко возросла. По данным мониторинга только за последний
месяц произошло 10 убийств на почве этнической ненависти. Причем для
неонацистов нет разницы, к какой национальности принадлежит жертва.
Когда недавно в московском метро скинхэды наносили ножевые ранения
азербайджанцам, то при этом кричали: “Это вам за Беслан!”. В
Екатеринбурге поджигатели магазинов и кафе, принадлежащих кавказцам,
тоже призывали к возмездию за Беслан.
Бюро по правам человека сделало доклад “Российские выборы под
знаком ксенофобии и национализма”, в котором приводились факты
пропаганды национал-экстремистских идей партиями и блоками КПРФ,
ЛДПР, “Родина”, “Единение”, “Русь”, “За Русь святую” и др, во время
прошлогодних выборов в Госдуму. Даже бывший министр финансов Борис
Федоров во время выборов позволил себе спекулировать на теме
национализма.
“Все это свидетельствует о том, что не все спокойно “в нашем
королевстве”. Проблема национализма запущена, и никто ею всерьез не
занимается”, - констатировал А.Брод.
Ответственность журналистов
Необходим контроль за средствами массовой информации, считает
А.Брод. При этом он подчеркнул, что не имеет в виду установление
цензуры или ограничение прав журналистов. Речь идет о том, что СМИ
должны нести неукоснительную ответственность за ущемление
национального достоинства граждан в соответствии с положениями
законов и Конституции. Как это происходит в западных странах. У нас
же некоторые печатные издания открыто призывают к погромам и
убийствам на почве национальной ненависти совершенно безнаказанно. И
даже такие серьезные издания, как “Комсомольская правда”,
“Московский комсомолец” и “Аргументы и факты” публикуют статьи, в
которых имеются некорректные и унижающие национальное достоинство
граждан высказывания. Например, в “МК” пишут, что каждого чеченца
надо поместить “под колпак” спецслужб”. А газета “АиФ” в прошлом
году опубликовала целую серию статей под общей рубрикой “Почему мы
не любим лиц кавказской национальности”. В той же газете,
распространяемой трехмиллионным тиражом, советуют установить
ограничения для эмигрантов в мегаполисах, а кавказцев предлагается
выселить из Москвы в другие города России.
“Тем самым раздуваются мифы о том, что у нас преступность
строится по национальному признаку. По отдельным фактам в
преступники записываются целые народы и нации. Это уже расизм и
ксенофобия. Либо журналисты пишут подобное по недомыслию, либо
спекулируют на “горячей” теме”, - заметил директор МБПЧ.
А.Брод обратил внимание на то, что во Владимирской области в
течение многих лет издаются две националистические экстремистские
газеты, распространяемые по всем регионам России – “Я – русский” и
“Эра России”**.
А власть спокойно наблюдает
Конституция и законодательная база РФ позволяют применять
ограничительные меры к неонацистам. Но на это пока нет политической
воли. И до правовой культуры нам еще далеко. Низовые
правоохранительные структуры в российских городах плохо
ориентируются в проблеме национализма. Более того, есть данные, что
некоторые работники милиции и прокуратуры сами заражены этнической
ненавистью. Они издеваются над выходцами с Кавказа и Азии, избивают
их, вымогают деньги и т.д.
За два года функционирования в целом неплохого закона об
экстремизме стало очевидно, что этот закон принимался для устрашения
правозащитных организаций и нетрадиционных религиозных течений.
К сожалению, посетовал А.Брод, государство до сих пор не
выработало внятную национальную политику, нет просветительских
программ для школ и вузов. Правда, в последние годы мы слышим от
руководства страны правильную по форме риторику о том, что “нельзя
раскачивать лодку”, что правоохранительные органы обязаны
реагировать на проявления национализма в стране, где проживает более
двухсот национальностей, что надо бороться с проявлениями
экстремизма и ксенофобии и т.п. Но на деле по уголовной статье 282
за разжигание межнациональной розни в среднем в год возбуждается
около 70 дел, до суда доходит 10, а обвинительные приговоры
выносятся всего двум-трем обвиняемым. Остальных подсудимых либо
оправдывают, либо амнистируют. Причем, доходит до абсурда:
неонацистов, издающих и распространяющих книги Гитлера, Геббельса и
других идеологов Третьего Рейха, призывающих к погромам и депортации
кавказцев, евреев и других этнических групп, постановлением
правительства амнистируют в связи с: 50-летием победы над фашизмом!
Это цинизм и издевательство над памятью наших воинов, проливавших
кровь во имя Великой Победы.
Только за одну неделю сентября владимирские скинхэды пять раз
нападали на иностранных студентов ВлГУ (в одном и том же месте!).
Общественный резонанс получил факт многочисленных ножевых ранений,
нанесенных студенту из Замбии Кельвину Синкала. Больше года не может
получить регистрацию житель Владимира Сирилл Омбанглил (по этому
случаю МБПЧ обратилось к министру МВД Р.Нургалиеву). Крайне
националистические заявления делает в СМИ депутат ЗС Игорь Артемов.
“Удивительно, что Минпечати, прокуратура и руководство
Владимирской области столько лет безмолвно наблюдают за этими
явлениями”, - сказал директор Бюро по правам человека.
Одним из способов противодействия ксенофобии является публичная
реакция власти. Если в европейских странах происходят какие-то акты
на почве национальной нетерпимости, то политические лидеры и
президенты этих стран выступают с осуждением проявлений
национализма. При этом общество видит, что власть стоит на страже
конституционных норм и защищает ВСЕХ членов общества независимо от
национальности. Например, после осквернения еврейского кладбища в
Париже Миттеран возглавил многомиллионную демонстрацию протеста. К
сожалению, ничего подобного в России нет.
Во Владимире местные власти тоже ни разу не делали публичных
заявлений даже после самых вопиющих выходок неонацистов.
Почему неонацизм прописался в России?
А.Брод полагает, что если брать период новейшей истории, то
корни этнической ненависти и ксенофобии лежат в советской системе,
когда по воле Сталина депортировались целые народы, когда на
протяжении многих десятилетий проводилась политика государственного
антисемитизма, когда советские граждане были “невыездными” и не
имели возможности ознакомиться с иными культурами и типами
государственного устройства, когда декларируемый в стране
интернационализм был, по сути, всего лишь декорацией, а большинство
граждан имело слабое представление о культуре народов, населяющих
Советский Союз. В результате, после крушения империи, в условиях
проводимых без учета интересов большей части населения реформ на
фоне массовой потерянности, подавленности, идеологического вакуума,
прогрессирующей нищеты стал происходить поиск виновников их бед,
поиск врага. История показывает, что в таких кризисных и
депрессивных состояниях врагами становятся “чужие” - приезжие,
этнические меньшинства. Сегодня более 60 % россиян считают, что все
беды страны от инородцев, которых следует депортировать. И если в
конце 80-х годов мы имели одну националистическую организацию –
“Память”, то сегодня существует десятки подобных и гораздо более
агрессивных организаций, а всего по стране издается более сотни
газет, откровенно разжигающих религиозную и национальную рознь.
Непросто приходится сейчас антифашистам в России. Они
подвергаются оскорблениям, угрозам, нападениям. Правоохранительные
органы не защищают их. В июне в Петербурге был расстрелян ученый,
специалист по русскому неонацизму Н.Гиренко. Это произошло накануне
суда с участием представителей РНЕ, где Гиренко должен был
представлять свое экспертное заключение.
По словам Брода, некоторые сотрудники милиции признаются, что,
как только доходят до “крыши” движения скинхэдов, то вынуждены
отступить - слишком могущественные лица стоят за всем этим.
“Российское общество еще не осознало угрозу фашизма. А ведь в
Германии нацизм тоже не вдруг, а постепенно развивался. Почему же в
стране, победившей немецкий фашизм, массовыми тиражами издается
нацистская литература, существуют скинхэды, расисты организовывают
лагеря, в которых обучаются владению оружием и т.п.? Ответ очень
прост: Советский Союз воевал с государством агрессором, с
государством-захватчиком. А сама идеология нацизма у нас ни тогда,
ни потом не была осуждена. И до сих пор не проведено серьезного
анализа идеологии нацизма и расизма. Вот почему неонацисты у нас
процветают, и вот почему нужна еще одна победа над фашизмом в год
60-летия Великой Победы”, - резюмировал директор Московского Бюро по
правам человека А.Брод. Записала Наталия Новожилова
Информация предоставлена Московским Бюро по правам человека
Что нам делать со скинхедами?
Владимир Мединский, депутат Госдумы, замглавы ЦИК "Единой
России": - Не хочется банальностей. Но я считаю, что бороться со
скинхедами можно только тогда, когда позволит время, то есть мода на
это пройдет, и позволит экономика - даст молодежи спорт, здоровый
образ жизни, работу. Тогда их головы будут заняты не ерундой, а
здравыми вещами и все это само собой сойдет на нет. Ведь это
движение возникло и на Западе в связи с незанятостью необеспеченных
слоев населения. У нас скинхеды часто используются
националистическими движениями, отчасти ими финансируются. Такие
примеры встречаются сплошь и рядом на региональных выборах. Сами
скинхеды - это ультранационалистическая мода с изображением
определенного образа жизни. Этакий чудовищный микс: мы сами скифы,
азиаты, и скинхеды у нас такие же. Бороться с ними все же должны
родители. Все остальные - детская комната милиции, власть,
молодежные организации - борются с последствиями. Алексей Волин,
президент Издательского дома Родионова: "Скинхеды - это не болезнь,
а ее симптом" Во-первых, необходимо реагировать на внешний вид
людей. Надо, чтобы люди с типичными, ярко выраженными признаки
скинхедов не чувствовали себя спокойно на улице. Однако это само по
себе проблему не решит. Скинхеды - это, по большому счету, не
столько сама болезнь, сколько реакция или индикатор болезни. В
условиях массового наплыва мигрантов и "почернения" пригородов - это
беда, та проблема, которую мы обречены решать. А поскольку в
ближайшее время мы не сможем отказаться от притока рабочей силы из
других регионов, то единственный способ здесь - это воспитание. А
также общее ужесточение мер, направленных на обеспечение порядка на
улицах. Марк Урнов, Президент фонда "Экспертиза": -К
сожалению, Россия пока ничего не делает со скинхедами. Скинхеды -
мощная разновидность молодежного экстремизма с фашистской окраской.
Думаю, что он поощряется взрослыми людьми со склонностью к фашизму.
Для начала я бы применил очень жесткие административные меры.
Скажем, за появление на улице с символикой скинхедов нужно
оттаскивать в кутузку. Ведь все эти движения темпераментны,
агрессивны и "бесстрашны" до тех пор, пока власть смотрит на них с
полуприкрытыми глазами. Как только власть начинает эффективно
отвечать, они, как правило, перестают действовать. Не говоря о том,
что я бы просто всячески дифференцировал законодательство по борьбе
с экстремизмом, ввел бы туда статью, касающуюся молодежных
организаций профашистского толка, чтобы эта деятельность была
судебно наказуема. Это надо делать, ведь нынешняя ситуация, когда
люди во властных структурах, в силовых структурах к этому относятся
не просто с полуприкрытыми глазами, а позитивно, просто
недопустима. Кирилл Немоляев, лидер группы "Бони Нем": -Мне
достаточно сложно сейчас на эту тему говорить - я сам как скинхед
выгляжу, я постригся, и мой череп почти лыс. Мне кажется, если
говорить о проблеме скинхедов, то в демократическом обществе
подобные граждане возникали всегда и везде. А России радикальность,
наверное, присуща порой даже больше, чем другим странам. Бороться с
этим невозможно. Разве что поощрять это дело. Ведь люди почему
нервничают и злятся, в частности скинхеды? Потому что их преследуют.
Запрещая что-либо, ты только потворствуешь этому. А если их начать
любить, поощрять, сделать скинхедов молодежным всероссийским
движением, думаю, они скоро разойдутся. Нужно просто их очень хорошо
организовать. Олег Кулик, художник: -Единственное, что может
помочь от неохристиан, неофашистов, неоортодоксов и от всех дураков,
- это образование. Но это длительный процесс. А кого переучивать
поздно - тюрьма. Власть не может решить многие вопросы, потому что
ей это выгодно. Идеологических скинхедов очень мало. Это просто
выход социальной энергии, которую направляют туда, куда в данной
ситуации удобно направить. Скинхеды же не живут в безвоздушном
пространстве. Как общество реагирует - так они себя и ведут. Их
поощряет общество - эти наши бабки и тетки, которые ненавидят
иностранцев, а сами не могут выступить. Выступают их сыночки,
которые наслушались разговоров на кухне. Нужно просвещение толпы.
Только так можно действовать против воров и подлецов. Иначе все те,
против кого выступают скинхеды, выступят против нас. Случится
тотальный конфликт, и не факт, что мы победим. Мария Арбатова,
писатель: -Националистически настроенные группировки существуют
практически во всех западных странах, накоплен достаточный опыт, и
наша сегодняшняя неспособность решить проблему скинхедов - это
проблема коррумпированности нашей милиции, отсутствие политической
воли и то обстоятельство, что внутренне наши милиционеры ощущают
скинхедов как социально близких. Поэтому при прочих равных данных
милиционеры со скинхедами "одной крови" и ведут практически ту же
самую войну на уничтожение иных, инаких. Только они ведут финансовую
войну, бесконечно останавливая людей на улицах. На мою
подругу-испанку каждые 15 минут набрасывается здоровенный мужик с
воплем "Руки на голову!" в надежде обезвредить террористку или в
крайнем случае снять с нее деньги за отсутствие регистрации. В этом
смысле проблема скинхедов - это проблема нежелания государства
заниматься правами человека. Выход - показательные суды и
ужесточение наказания за дискриминацию людей по национальной
принадлежности. Мы все помним дело об избиении азербайджанцев в
Ясеневе, если я не ошибаюсь, в котором суд присяжных - самый
цивилизованный инструмент - отпустил преступников без всяких сроков.
Это говорит о том, что российское общество само по себе
идеологически скинхедообразно. Опросы показывают, что 80% россиян
хотели бы, чтобы люди с другим цветом волос, кожи, с другой религией
не жили, не работали рядом с ними, не вступали в брачные отношения.
В этой ситуации государство должно вести себя цивилизованней, чем
общество, и жестко пресекать подобные вещи. Иначе мы очень скоро
окажемся на пороге гражданской войны. Локально она идет уже
сейчас. Геннадий Деуля, полковник милиции, сотрудник Главного
управления обеспечения общественного порядка МВД России: - Надо
помочь им найти достойное место в жизни - выучить, обеспечить
работой. А что с ними делать еще можно? Суд же рассчитывает на
исправление даже отпетых уголовников, отправляя их в тюрьму.
Скинхеды - это совсем молодые ребята, которые еще и жизненный
выбор-то сделать не успели. Им заняться попросту нечем, государство
же оставило молодежь без призора - бесплатных спортивных секций
мало, школе на все плевать, да и Анискины перевелись. А если реально
молодежью заниматься, а не на бумаге, то и некому будет в скинхеды
идти. Георгий Ильичев Известия, 13.11.2004 (в
сокращении).
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|