Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
01.02.2005 Час Ноль № 34


Будьте осторожны: в городе бесчинствуют солдаты!

8 февраля на секретаря Карельского регионального отделения «Молодежной правозащитной группы (МПГ)» Олега Гусева было совершено нападение в самом центре Петрозаводска. Проходя по проспекту Ленина, около здания правительства Республики Карелия, он подвергся нападению со стороны солдата из группы проходивших мимо военнослужащих. Потерпевший сразу же обратился, в находящийся неподалеку, стационарный пункт милиции. Однако, двое сотрудников милиции отказали О. Гусеву в помощи, несмотря на то, что та самая группа военнослужащих в этот момент проходила как раз у них перед глазами, и не задержали невменяемого солдата-срочника.
В связи с этим инцидентом МПГ обратилась в УВД Петрозаводска с требованием найти и наказать обидчика, а также провести служебную проверку по факту бездействия сотрудников милиции, в очередной раз поставивших под сомнение защищенность граждан от различного рода преступных посягательств.
Нападения военнослужащих на граждан стали не редкостью. Только на моей памяти это уже второй случай за последний год. Олегу повезло, он отделался синяком и ноющей болью в области грудины, да еще моральной обидой за то, что вот так вот безнаказанно любой подонок может жить. А вот Николай, студент академии, после нападения озверевших рекрутов оказался на месяц в больнице с сотрясением мозга, выбитыми зубами и затекшим глазом.
А дело было так. Николай возвращался из магазина с букетом цветов и коробкой конфет для мамы, как никак 8 марта. Уже около дома ему преградил путь солдат, который попросил закурить, другой - незаметно подскочил сзади и ударил парня по голове. Оба принялись жестоко избивать. Несмотря на то, что Николай занимался единоборствами, он не сумел отразить внезапное нападение. И даже после того, как упал на землю, солдаты продолжали его пинать кирзовыми сапогами.
Факты неуставных отношений в армии военному руководству всё реже удается скрывать: оттуда бегут ротами по всей России. Но если раньше солдаты были опасны только друг для друга, то теперь они несут реальную угрозу и для граждан. Ни офицеры, ни милиция, похоже, не собираются ничего менять, а потому не будем удивляться, глядя на то, как защитник отечества отрабатывает приемы рукопашного боя на каком-нибудь очередном подростке или прохожем.

М. Ефимов,
председатель «Молодежной правозащитной группы».

О семинарах, жалких чиновниках и НКО

Впечатление от карельских НКО, участвующих в семинарах «Инициативы» можно выразить двумя словами: наивность, отсутствие у большинства самоуважения, догматическое соблюдение внешних приличий, условностей и боязнь пикнуть слово «в пику» кому бы то ни было, исключая, таким образом, какой-либо момент инакомыслия, а следовательно, и «мыслия» вообще. Кто же тогда собирается строить гражданское общество, бессловесная масса, принимающая все на веру и за чистую монету? Они же и собираются! Да еще метят в компанию чиновников, озабоченных тем же самым «строительством». По старой русской традиции все реформы делаются для того, чтобы исключить какие бы то ни было реформы. Найдена, как кажется многим, удачная идея, способная объединить всех активных граждан – строительство гражданского общества силами чиновников, НКО, НГО и проч. Но позвольте усомниться в успехе дела. По-моему, гражданское общество может развиваться не благодаря государственной поддержке, а как раз вопреки ей и наперекор ей.
Чиновник – это человек, паразитирующий на общественных идеалах, который сделает все для того, чтобы превратить их в формальность. Он, в принципе, готов обслуживать любую идеологию по указанию «сверху». Что и продемонстрировали, в частности, бывшие комсомольские работники, осевшие в министерстве образования Карелии, которые раньше на дух не переносили весь западный капиталистический мир, не говоря уже о королевской фамилии. Сегодня они, довольные собой, лебезят перед принцем английским, занимаясь на средства иностранных фондов его программой «Award». Неслыханное дело еще каких-то 10 лет назад! Деньги же, в самом деле, не пахнут. Представитель НКО – человек, расчищающий авгиевы конюшни социальной действительности, созданные не без участия чиновников. НКО существуют для того, чтобы создавать проблемы для власти и добиваться их решения. Как эти две противоположности могут заниматься одним делом, а главное работать на один результат вот именно в таком, предлагаемом чиновниками, формате?
Многие нынешние чиновники – это плоть от плоти предыдущей номенклатуры, вполне сформировавшиеся. Раньше они и слыхом не слыхивали о таких вещах, как права человека и их защита, демократические ценности, толерантность и преспокойно обслуживали интересы власти, чем занимаются более или менее бездарно и сейчас. Государство – вещь консервативная. Чиновникам и так хорошо. Наивные НКО не могут понять, что государство – это вещь крайне хитрая. Примером такого непонимания может служить нынешний закон об альтернативной гражданской службе, который был принят благодаря чиновникам, подключившимся к его «лоббированию» и не выдерживающий никакой критики. Наивные, если не сказать глупые, НКО, со свойственной многим прямолинейностью или рвением в отработке грантов, ничтоже сумняшеся, долбали всевозможные организации и структуры, которые могли бы повлиять на принятие такого закона. Но ведь было ясно, что долго еще в нашей стране не будет принят тот самый либеральный закон об АГС, на который рассчитывали многие, в том числе и сами призывники. Вообще же «угроза» принятия закона об АГС должна была заставить перейти армию на добровольный принцип комплектования. Ну вот и скажите, какое общество построят эти деятели, доводящие любую идею до своего логического конца, то есть, до идиотизма, да еще и вкупе с чиновниками, которые по определению «подотчетны» и «подконтрольны»?
Вернемся к семинару. Мэрия протянула руку помощи и предложила аж целый зал, в котором многие замерзли. После первого дня и высказанных претензий и пожеланий поменять место встречи, на следующий день ситуация повторилась. Место встречи, наверное, изменить нельзя. Вот уж уважили мэрские чиновники! Если они так заинтересованы в сотрудничестве с НКО, то пускай бы Масляков предоставил для семинара свой кабинет. И вообще, на кой хрен эти проекторы и прочая бодяга, когда от разговора пользы почти никакой нет. Сидят с умными минами, кто умеет, конечно, состряпать, а остальные и без того обходятся. Так нас, оказывается, из-за проектора морозили? Никто не спросил, нужен ли он нам. Подумать о главном как всегда забыли: создании благоприятной психологической атмосферы, приглашении в качестве ведущих компетентных и умных людей, а не нахалок, ведь должен же быть какой-то прогресс в сущностном понимании роли НКО. А то, понимаешь, приехали какие-то замухрышки из Питера и выпендриваются здесь. Ни ума, ни фактуры! А карельские НКО терпеливо смотрят на это обезьянничество двух мыльных пузырей. Проектор всего пару раз и включали, чтобы сказать банальность. Да гнать надо взашей отсюда таких аферисток из Питера, чтобы и духа их здесь больше не было! Факультет бизнеса собирает по карельским болотам клюкву! Курам на смех! С красным от холода носом, похожая на алкоголичку, играла роль борзописца. У этих образованок, приехавших сюда учить НКО, не было толку даже журналистов приличных собрать. Сорвали семинар! И несмотря на молчание ягнят в лице НКО, я считаю, что они заслуживают лучшего.
М. Е.
Выступление М. Ефимова в передаче
«Время действовать» на ГТРК «Карелия» 26.02.2005

Что такое общественная организация?
Это, прежде всего, люди. Люди с притупленным чувством страха и обостренным чувством собственного достоинства. В отличие от чиновников, паразитирующих на общественных идеалах и, в принципе, готовых обслуживать любую идеологию, эти люди – последний оплот демократии в стране. Это те, кто искренне душой болеет за общество и которых общество искренне считает душевнобольными. В России нет гражданского общества, а есть гражданский кружок или клуб. Общественные организации существуют для того, чтобы создавать проблемы для власти.

Ценности организации.
Государство и общество - это мы с вами, его граждане. Кто такие граждане? Это люди, которых касается всё, что происходит вокруг них, готовые взять ответственность за общую судьбу. Кто мы? Граждане или дети Шарикова? Граждан надо воспитывать, гражданскую позицию – формировать. Кто этим будет заниматься? Школа? То есть люди, неспособные отстоять свои интересы. Каким же они будут примером для нового поколения? Много говорится о социальной ответственности бизнеса. Но позвольте. О чем можно говорить, когда бизнесмены доросли только до того, чтобы козырять друг перед другом джипами и новенькими баньками. Лабазники! Ярмарка тщеславия! Но виноваты ли в том, что они такие только сами бизнесмены? Власть ежедневно растлевает народ своей безответственностью и беспринципностью, благодаря чему в стране вновь воцарились застой и торжество формализма. У власти временщики по качеству деятельности.

Переписка
Максим, привет!
Что ты думаешь о молодых коммунистах типа АКМ и тому подобное? Интересно знать твою точку зрения. Я тут с ними спорю и пока в полном угаре: просто на их сайте, в гостевой, примерно так: привет от коммунистов из Вологды, Тулы, Воронежа, Польши и тому подобное. Демонстрации у них постоянно, в среду еще одну забацать хотят. "Огонь по штабам режима". Настроены весьма и весьма. Эмблема - автомат. Их сайт написан был на стене одного из наших (МГУшных) корпусов ярко-красной краской. Я-то и сама примерно чувствую, что к чему. Осталось только понять, что гораздо сложнее! Привет нашим активистам. Спасибо.
Лиза.
Привет, Лиза!
Пространный комментарий сейчас дать не могу - "госы"! Но если в двух словах,
то их появление не случайно. С одной стороны, революционный пафос их
деятельности со всеми атрибутами (автомат, ненависть, насилие и т.п.) я не
могу приветствовать! С другой стороны, как форма выражения протеста против
застоя, формализма, бюрократизации, наступления на демократию, засилья
обывательщины, короче говоря, как эстетический, по форме и содержанию, бунт
нонконформистов - я одобряю! Когда революционная эстетика переходит в
"этику" революционного террора с соответствующей ей логикой насилия и
войны - это уже преступление, антигуманизм и катастрофа. Повторюсь,
революции должны происходить в головах. Пиши.
М.

Визит американской христианской молодежи
16 февраля в Петрозаводске состоялась встреча молодых карельских антифашистов, бывших малолетних узников концлагерей уничтожения в Германии с американской христианской молодежью из Юты, Айдахо и Мичигана в музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе. Это уже второй в этом году визит иностранных граждан в музей. В ходе встречи бывшие узники провели экскурсию для американской молодежи. Рассказали им о том времени, когда они были на волосок от гибели в немецких лагерях смерти.
С огромной благодарностью они вспоминают тот день, когда американские войска освободили их из заключения. «Ко всему американскому народу я испытываю чувство глубочайшей симпатии и благодарности, ибо он принес нам избавление от ужасных условий концлагеря», - с воодушевлением говорит Зинаида Владимировна, бывшая узница немецкого концлагеря.
«Мне очень понравилась встреча и экскурсия, ведь всё, что говорили эти люди – из жизненного опыта. Я узнал здесь больше, чем в американской школе. Может быть, о таких вещах неприятно думать, но это необходимо!», - делится своими впечатлениями старейшина Мэтью Миллер.
Затем в дружеской компании активистов молодежного антифашистского центра состоялось чаепитие и разговор о проявлениях неонацизма и неофашизма в России и США. Были показаны фотографии, свидетельствующие о деятельности неофашистов в Карелии и мероприятия МАЦ, а также CD об экстремизме в Америке, выпущенный Anti-Defamation League. Американцы были удивлены тому обстоятельству, что в Петрозаводске об этом знают больше, чем они сами. Первая поправка к Конституции США защищает любые взгляды, в том числе и нацистские. Но не удивительно, что наши американские друзья ничего не слышали об экстремизме, ведь говорить можно о чем угодно, но призывать к уничтожению конкретных людей – это уже за рамками правового поля. Для той молодежи, которая сегодня у нас в гостях, гораздо важнее всемирное братство людей, они далеки от государственной политики, а свою собственную политику они выстраивают по евангельским заповедям.
Было высказано предложение о сотрудничестве, в том числе, в области благотворительной деятельности на благо престарелых людей.

Максим Ефимов,
руководитель молодежного антифашистского центра при музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе.

Нам пишут
Максим, приветствую! Наша организация КРОО "Поможем нашим детям" занимается проблемами детей с детским церебральным параличом. Для наших детей ИПР имеет большое значение. И поэтому мы ведем работу с родителями по ее составлению.
Совместно с Ассоциацией инвалидов Карелии в конце 2003г. проводили «круглый стол» по данной теме. Те родители, кто заинтересован в ее составлении, особых проблем со стороны Бюро медико-социальной экспертизы не испытывают. Основная проблема в том, что не все родители знают, что это такое и для чего она нужна. А врачи и сами работники БМСЭ родителям ее необходимость не объясняют. В прошлом году мы готовили к выпуску брошюру по составлению ИПР и получению услуг, средств предусмотренных в ИПР. Но в связи с изменением
законодательства выпуск пришлось отложить. Теперь нужно разобраться в нововведениях, все переписать и выпустить.
С интеграцией детей-инвалидов в детские сады и школы все намного сложнее. Те дети, которые могли и хотели бы посещать детские сады со здоровыми сверстниками, посещают только спец.группы. А дети с более сложной патологией не имеют возможности посещать и эти спец.группы. У нашей администрации куча причин для отказа. Мы обращались к Вашим юристам, суды по 4 искам идут. Очень много будет зависеть от медицинской экспертизы, которую назначил суд
по двум искам.
Со школами тоже проблемы, но несколько другие. Детей-инвалидов проучившихся в спец.школах-интернатах по несколько лет, психологически не готовых общаться со здоровыми сверстниками, так как много лет были от них изолированы, пытаются перевести в обычные школы. О том, что интегрировать детей-инвалидов в общество надо с самого раннего детства наши чиновники, наверно, не знают или забыли.
Говорить на эту тему могу очень долго. Если что-то интересует подробнее, спрашивайте.
С уважением,
Татьяна Васильева,
председатель КРОО"Поможем нашим детям".

Уважаемый Максим! Очень удивило и одновременно обрадовало Ваша заинтересованность вопросом составления индивидуальной программы реабилитации детей с ограниченными возможностями. В 2004 году я заинтересовалась этой проблемой вплотную, - конкретно наших детей, посещающих Центр "Благодать". Было разработано положение "Правовая помощь родителям по составлению ИПР", куда вошли все юридические документы и методики работы с ними, т.е. весь алгоритм от создания ИПР и работы по данной программе поэтапно до профессионального включения инвалида в социум. Анализируя положение детей в Центре (вопрос о наличии ИПР), пришла к выводу, что у 40% детей ее вовсе нет. На сегодняшний день положение не изменилось. При обращении к председателю комиссии ВТЕК получила лаконичный ответ, что многим по мнению врачей таковая программа не нужна (имелись в виду дети с психическими заболеваниями и отклонениями в интеллекте). Сайта, на котором бы хранилась данная информация, не существует, так как, на сегодняшний день, в РК нет базы данных о детях-инвалидах (я имею в виду полную базу данных).
Кажется, исчерпывающе ответила на Ваш вопрос, если требуются дополнительные нюансы по данному вопросу, то готова ответить. Для меня это тоже больной вопрос, т.к. на протяжении 10 лет работы с детьми в Центре, я прихожу к выводу, что многие вопросы по реабилитации детей рассматриваются у нас довольно абстрактно и только если родитель довольно грамотный юридически, то он может что-то вытребовать...
С уважением к Вам Татьяна Симонова

Акция против милицейского произвола
22 февраля (День в поддержку жертв преступлений) в нескольких регионах РФ и СНГ (Воронеж, Владимир, Харьков и др.) пройдут акции гражданской солидарности с жителями г. Благовещенска (Башкирия) против полицейской жестокости.
10 декабря 2004 года, во всемирный день прав человека (что символично), в Благовещенске МВД Башкирии провело «профилактическое» мероприятие, продолжавшееся 4 дня. За это время сотни мужчин и подростков были избиты, десятки девушек (в том числе, несовершеннолетних) – изнасилованы ОМОНовцами в масках и камуфляже. Прохожих грузили в автобусы и привозили в отделения, где жестоко избивали, а после пыток заставляли подписывать чистые протоколы, впоследствии ставшие «чистосердечными признаниями» и прикрытием милицейского произвола.
Мы призываем вас присоединиться к акции гражданской солидарности с требованием провести расследование и вынести обвинительные приговоры организаторам и пособникам массовой зачистки в Благовещенске. Это может повториться и в вашем городе!
Организаторы акции солидарности в Воронеже
Ирина Ежова
Наталья Звягина
Максим Абрахимов

Презентация книги Веры Мальковой
«Не допускается разжигание межнациональной розни…»
(Из опыта анализа российской прессы)
Малькова Вера Константиновна. Не допускается разжигание межнациональной розни. Книга об этнической журналистике (Из опыта анализа российской прессы). Московское бюро по правам человека, издательство Academia, 2005.

Книга известного российского этнографа Веры Мальковой посвящена такой сложной и болезненной теме, как использование современными российскими СМИ этнических образов.
Важность этой темы вполне можно проиллюстрировать цитатой из вступления: «От того, как толерантно или конфликтно преподнесут СМИ этнически окрашенные материалы, зависят не только взгляды и представления людей, но и сами межэтнические отношения…и мир в регионе или стране».
В. Малькова подробно объясняет, какие принципы должен исповедовать журналист, пишущий на этническую тематику. Главным из них остается «не навреди!». Кроме этого, журналист должен помнить, что в полиэтничной стране национальное меньшинство пользуется теми же правами, что и национальное большинство, нельзя на основе нескольких негативных примеров делать обобщения, распространяемые на всю этническую группу. Особую щепетильность следует проявлять при освещении вопросов социально-культурного развития этносов, межэтнических отношений, этнических криминальных группировок. Да и вообще, лучше всего в материалах о российской повседневности как можно меньше упоминать национальность своих героев.
Во второй главе «Диагностика этнополитики в СМИ» на основании выборок прессы трех российских регионов (Москвы и двух национальных республик Поволжья), относящихся к 2001 и 2002 годам, подробно классифицируется по степени толерантности приводимая в прессе этническая информация. В.Малькова разделяет подобную информацию на четыре группы – толерантная, смешанная, нейтральная и конфликтная. В газетах и журналах также присутствуют лексемы-насмешки, лексемы-обвинения (вроде «озлобленных нацменов»), лексемы-стереотипы, лексемы-ярлыки (например, слово «чурки»).
В.Малькова отмечает, что не все журналисты осознают опасность трансляции интолерантной этнической информации через СМИ. Кроме того, конфликтогенную этничность часто используют политики и СМИ для мобилизации населения и создания «образа врага». В качестве примера подобной мобилизации автор приводит страны Балтии, где СМИ сыграли значительную роль в кампании по «выдавливанию русскоязычного населения». Одна из глав книги посвящена отображению мигрантов в СМИ. Фактически речь идет о кампании по запугиванию москвичей нашествием выходцев с Северного Кавказа, создавая впечатление, что основная часть мигрантов приехала в Москву «грабить».
Отдельно рассматриваются стереотипы, посвященные русским, и обнаруживается, что российская пресса часто создает далеко не самый лучший образ России и русских – страны всеобщего хаоса, «несуразной», коррумпированной и пр., с ленивым и пьющим населением. Регулярно муссируется тема вымирания русского этноса, что приводит лишь к усилению межнациональной напряженности.

Всемирному Чеченскому Конгрессу
Вот уже 10 лет продолжается кровопролитная необъявленная война в Чечне, которая унесла жизни более 250 тысяч мирных жителей этой маленькой республики, в том числе 35 тысяч детей. Более 32 тысяч детей остались без одного из кормильцев, около 6500 детей стали полными сиротами. В Чечне 40 тысяч искалеченных жителей, 4 тысячи пропали без вести в зачистках, проводимых российскими военными и спецслужбами. Чеченские и российские семьи не перестают хоронить своих детей, родных, близких и друзей.
В Чечне работает постоянно действующий конвейер массовых убийств, внесудебных казней, «зачисток», похищений людей, пыток, торговля трупами замученных людей, карательного подавления любого инакомыслия. Попираются международные нормы прав человека, к которым пришло человечество ценой огромного количества жертв в предыдущей истории. Война в Чечне способствует деградации вооруженных сил России.
Эту жесточайшую по своим преступлениям войну ведет российская армия, ежедневно совершая преступления против человечности, которые остаются безнаказанными, что приводит к эскалации преступлений.
Эта война привела к нравственному и моральному разложению общества, российского правосудия. Преступники, совершившие убийства мирных жителей Чечни, оправдываются судами, а военные преступники уходят от ответственности, а часть общества считает их национальными героями.
Война в Чечне привела к еще большей милитаризации российского общества, а также к его фашизации.
Под предлогом борьбы с терроризмом на глазах у цивилизованного сообщества российские власти осуществляют фактически геноцид чеченского народа. В России чеченцы чувствуют себя сродни евреям в фашистской Германии.
Самым страшным и губительным образом для будущего России война в Чечне сказалась на молодых людях наших народов. За последние 10 лет выросли дети войны, для которых четко сформировался образ врага. Для них сила оружия – это единственный способ разрешения конфликта.
Мы считаем войну в Чечне преступлением, позором и трагедией всех российских граждан.
Россия никогда не станет цивилизованным правовым государством до тех пор, пока не покается и не осудит преступления и преступников, их совершивших. В противном случае трагедия может повториться.
Последние события в России: убийство правозащитника, ученого этнографа Николая Гиренко, происходящее в Ингушетии, террористический акт в Беслане, продолжающиеся «зачистки», убийства и исчезновения людей в Чечне свидетельствуют о том, что безнаказанность преступлений приводит к еще более страшным последствиям.
В этой ситуации, когда российская власть не проявляет доброй воли и не предпринимает никаких практических шагов для прекращения войны и наказания преступников, считаем необходимым создать Коалицию общественных неправительственных организаций по учреждению Международного трибунала по Чечне и привлечь к ответственности виновных в военных преступлениях в Чечне и актах терроризма с той и с другой стороны.

Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация «Дом мира и ненасилия»
Председатель правления С.А. Подольский
Члены правления Е.Ю. Виленская
Е.Д. Смирнова

ВОЙНА КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
Несвободное советское общество даже в мирное время выстраивали в шеренги с помощью мобилизационных лозунгов: "война с бездорожьем и разгильдяйством", "битва за урожай" и т.д. Сегодня у нас главный лозунг - "война с терроризмом".
Говорят, что на этот раз это просто заимствование западного опыта. Действительно, такой лозунг первым провозгласил Джордж Буш. Он, как и его российский коллега, сплачивает свой электорат военной риторикой. Только президент США и думать не смеет под предлогом войны с терроризмом кардинально изменять основы государственного устройства, скажем, отменять выборы губернаторов или предлагать укрупнение штатов. В России же якобы в целях "борьбы с терроризмом" готовится решение о фактическом назначении глав региона президентом, прокламируются программы укрупнения регионов и упразднения республик.
Подобные крутые эксперименты - исконная отечественная традиция. Цари в русских сказках легко обменивали "полцарства за коня", а реальные генеральные секретари еще легче проводили депортации народов и перекройку административных границ республик. А уж если хозяин страны надумает всего лишь укрупнять села и объединять области, создавать совнархозы или федеральные округа, то кто же ему сможет перечить?
Подобные кавалерийские атаки обычно плохо заканчивались. Укрупнение сел в 1970-е годы привело к безлюдию Нечерноземья. Объединенные области снова приходилось разъединять. Совнархозы оказались неуправляемыми, как, впрочем, и нынешние федеральные округа. Война с терроризмом в Чечне привела к тому, что он уже выплеснулся из Чечни и расползается по всей России.
В процессе этого растекания уже получены экспериментальные доказательства неэффективности назначения лидеров регионов в противовес их избранию. По крайней мере уровень инфильтрации терроризма в Ингушетию был меньше при избранном президенте Руслане Аушеве, чем при фактически назначенном Мурате Зязикове. И сегодня не только чеченцы, но уже и ингуши осваивают ремесло боевиков.
Говорят, что "народу безразлично - избирать губернаторов или назначать". Но это смотря какому народу. У народов Северного Кавказа выборы - это традиционный институт, часть повседневной жизни. Здесь выбирают почти всех: от тамады за столом до поселкового старшины, от муфтия до главы локального джамаата. Назначенный наместник царя или президента зачастую представлял лишь видимую власть, а реально управляли всем власти неформальные и избранные. Чем шире растопырены ножницы между формальной и неформальной властью, тем выше и вероятность коллапса управления. Наглядный пример - недавние события в Дагестане, где мэр Хасавюрта открыто выступил против главы республики, удерживающегося у власти только при поддержке Кремля.
Национальная элита стала быстро расти уже в советское время. В постсоветский период ее ряды заметно расширились за счет бизнесменов и бурно растущих рядов религиозных активистов. Тот, кто говорит, что в случае назначения московских наместников или полной отмены республик национальная элита "рассосется", либо сильно лукавит, либо напрочь лишен понимания этнополитических процессов.
Всегда и везде за лояльность национальной элиты приходилось платить расширением ее участия в делах государства. Так было и в середине 1990-х годов, когда политическая активность национальных элит повсеместно спала, за исключением воюющей Чечни. Сегодня заметно новое оживление национальных элит - на волне недовольства авторитарной политикой Кремля, законами, которые спускаются из Москвы и ущемляют интересы национальной культуры (вроде запрета на использование в национальных языках иной графики кроме кириллицы). Деловые структуры ропщут под нарастающим давлением коррупции (раньше чиновники требовали взяток, а сегодня стремятся захватить бизнес целиком). Да и политические элиты, хоть и поддержали в большинстве своем новые инициативы президента, но обиду затаили. Что касается элиты неформальной, то она в таких условиях быстро укрепляется. Ее трудно заставить смириться с новыми законами, зато легко подвигнуть к новому витку сопротивления, к сплочению перед общим врагом.
Тем более это касается исламских структур. Чем больше представители традиционного ислама прислоняются к власти, тем больше растет популярность нетрадиционных для России направлений ислама вроде ваххабизма, который многими рассматривается и используется как эффективная форма оппозиции.
Назначение лидеров региона не повышает их ответственности не только перед народом, но и перед Кремлем, поскольку порождает определенный тип чиновника-временщика. Сегодня он не справился в одном регионе - завтра будет переброшен в другой или может быть наказан назначением в министры, как бывший губернатор Приморья Наздратенко или как бывший петербургский губернатор, который не по своей воле уже третий пост меняет едва ли не за год. В то же время сам факт назначений глав региона усилит тенденцию переноса претензий населения с регионального уровня на центральный. Государь назначил наместника, он за него и ответственность несет. В таких условиях президент страны может быть объявлен ответственным даже за сбои в электроснабжении в каком-нибудь отдельно взятом селе Гадюкино. В национальных республиках это может привести к росту антирусских настроений, поскольку там, где преобладает титульное население, федеральная власть воспринимается именно как русская.
Исторически схожая ситуация складывалась в канун распада империй, когда растущая централизация государств вызывала накопление недовольства в национальных окраинах. Отчужденная от власти национальная элита способна использовать подобные тенденции, облечь их в этно-религиозную оболочку и обеспечить такой уровень сопротивления населения властям, против которого бессильны любые армии. К тому же Российскую армию боятся, когда она находится в казарме, а если она уже десять лет воюет и неудачно, то теряет способность к устрашению кого-либо.
Чеченская война и административные реформы Путина - близкие родственники. Война стимулировала появление проекта реформ, морально легитимизировала его, оправдывая необходимостью сохранения целостности страны и борьбой с терроризмом. Она же определила и стилистику реформы - ориентацию на навязывание регионам государственной доктрины, "спущенной сверху", и на подавление национальной элиты вместо поиска согласия с ней. Чеченская война и "реформа" являются проявлением одной и той же модели политического управления, характерной для имперского периода истории России и Советского Союза. Однако сила и натиск не помогли выиграть чеченскую кампанию, и еще меньше вероятности, что они обеспечат эффективность административной реформы в России.
Эмиль Абрамович Паин,
гендиректор Центра этнополитических исследований, доктор политических наук, эксперт МБПЧ


Долой нефтепровод через полстраны

Правительством принимается решение тратить бюджетные деньги на нефтепровод через полстраны. Желание получить 16 млрд долларов на строительство ненужного и опасного нефтепровода через всю Сибирь и Дальний Восток у высших государственных чиновников несомненно сильнее желания поддержать пенсионеров. Похоже, никто и не собирается объяснять, почему строительство нефтепровода - настолько важная государственная задача, для которой мы все должны затянуть пояса потуже. Бюджет - это деньги налогоплательщиков. Зная, что планируемый нефтепровод может нанести непоправимый ущерб природе Сибири и Дальнего Востока, включая объект Всемирного природного наследия - озеро Байкал, а многие населенные пункты, такие как город Хабаровск, могут лишиться питьевой воды, мы категорически против расходования бюджетных средств на этот новый проект века. Принимать такое решение можно только через референдум!
Мы призываем всех налогоплательщиков высказаться, поддерживаете ли Вы, чтобы за счет Ваших налогов строился нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан"!
Своё мнение можно сформулировать примерно так: Я против проектирования и строительства нефтепровода "Транснефти" "Восточная Сибирь -Тихий океан" за мой счёт, как налогоплательщика. На вашем письме должен быть обратный адрес и полностью указаны фамилия, имя, отчество.
Письма отправляйте по адресам:
103132 Москва Старая площадь, дом 4. Президенту России, В.В.Путину
103274, Москва, Краснопресненская набережная, д.2
Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Ефимовичу Фрадкову

Пресс-релиз от 25.02.2005 г. по результатам суда в Бишкек, инициированного китайским посольством против общественного объединения «Фалунь Дафа» в Кыргызстане

БИШКЕК (КЫРГЫЗСТАН). 25.02.2005 г. в зале суда Ленинского р-на г. Бишкека был рассмотрен иск Управления юстиции г. Бишкека об отмене приказа Управления юстиции г. Бишкека № 1853 от 08.07.2004 г. о государственной регистрации общественного объединения «Центр духовного и физического совершенствования «Фалунь Дафа».
Действия Управления юстиции г. Бишкека исходят из ноты Посольства Китайской Народной Республики в Кыргызской Республике ((2005) Цзи Цзи №002) с просьбой об отмене вышеуказанной регистрации юридического лица, поскольку на территории КНР в 1999 году деятельность «Фалунь Дафа» была объявлена вне закона. В своей ноте Посольство КНР в Кыргызской Республике руководствуется Соглашением между Кыргызской Республикой и КНР о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и сепаратизмом.
Суд, даже не изучив как следует материалы, представленные ответчиком, не приняв во внимание показания свидетелей, и, несмотря на полное отсутствие доказательств принадлежности данной организации к экстремизму, терроризму и сепаратизму, а также не взирая на представленные международные документы в поддержку данной организации, удовлетворил иск Управления юстиции г. Бишкека и отменил приказ о регистрации организации Фалунь Дафа.
За все время существования названного общественного объединения за ним не было замечено каких-либо прецедентов, связанных с нарушением закона и, тем более, террористических или сепаратистских действий. Деятельность организации на территории Кыргызстана законна и не противоречит ни конституции КР, ни морально-этическим нормам общества.

«Фалунь Дафа» («Фалуньгун») – это всемирно известная методика (школа) совершенствования человека, основанная на принципах «Истина Доброта Терпение», берущая свое начало в древних духовных традициях Китая.
Впервые школа Фалунь Дафа была представлена широкой публике в Пекине в 1992 году и сразу получила широкое признание и распространение. За 7 лет число ее последователей, по официальным данным, достигло 100 млн. человек.
Однако столь большой рост количества приверженцев Фалунь Дафа, превысивший численность членов компартии, и их духовная независимость вызвали беспокойство и недоверие бывшего главы КНР Цзян Цзэминя, в результате чего в 1999 году, в нарушение Конституции и без законных юридических процедур, Фалуньгун в Китае был объявлен вне закона.
В КНР начались широкомасштабные репрессии огромного количества людей, практикующих Фалуньгун. Официальное число замученных до смерти уже исчисляются тысячами. Незаконное преследование практикующих Фалуньгун распространяется и за пределы Китая – на территорию других государств, в том числе и в Кыргызстан. Китайские дипломаты, вмешиваясь во внутренние дела страны пребывания и пытаясь навязать ей свои «законы», разжигают ненависть среди населения, дискредитируют и порочат Фалуньгун и его последователей в глазах общественности, а также оказывают давление на представителей органов власти.

Во всем мире проходит открытая кампания осуждения незаконных репрессий, направленных на Фалуньгун. 20 января 2003 года была создана "Всемирная организация по расследованию преследований Фалуньгун" (WOIPFL) (вебсайт - www.upholdjustice.org), на сегодняшний день в различных странах зарегистрировано свыше 20 международных судебных исков против лиц и организаций, виновных в преследовании практикующих Фалуньгун. Они обвиняются в пытках, геноциде и преступлениях против человечности.
Соблюдение прав человека и принципов демократии, развитие и соблюдение норм гражданского общества является священным для любой цивилизованной страны, живущей в век глобализации и всемирной интеграции. Жители Кыргызстана также нуждаются в Истине, Доброте и Терпении!

_________________________________________________________________
С уважением, Живова Елена (fdic13@yandex.ru)

Контакты: (095) 397-86-29 Наталия (Москва), т. (812) 513-62-07 - Римма (СПб)

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz