|
|
|
|
03.03.2005 Час Ноль № 37
Об этом забывать
нельзя
Одни знают о войне лишь по книгам и кинофильмам, другие – по
рассказам близких родственников, для третьих же война – это отрезок
жизни, прожитый в нечеловеческих условиях, который невозможно забыть
никогда. Речь идет о малолетних узниках концлагерей, угнанных в
Германию совсем детьми. Как дань памяти всем мукам, которые пришлось
перенести взрослым и детям, оторванным от семьи, Родины, 11 апреля
во всем мире отмечается День освобождения узников фашистских
концлагерей. С бывшими малолетними узниками концлагерей уничтожения
в Германии, живущими в нашем городе, мне довелось встретиться в
Музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе, куда меня и господина
Дионисиоса Карвеласа, гостя нашего города, профессора филологии,
приехавшего из далекой Греции, любезно пригласил Максим Ефимов,
руководитель молодежного антифашистского центра при этом
музее. Благодаря средствам массовой информации многие узнали о
существовании в Петрозаводске музея памяти жертв фашизма, который
расположился на первом этаже пятиэтажного дома по адресу Ригачина,
20-а, но еще очень немногие смогли там побывать и увидеть экспонаты
музея воочию. Символично, что музей носит имя Максимилиана Кольбе.
Вот что рассказала о нем Александра Кошкарова, активистка МАЦ,
которая в тот день проводила экскурсию по музею. Максимилиан Мария
Кольбе принадлежал к францисканскому ордену. В январе 1941 года он
попал в лагерь Освенцим/Аушвиц. В наказание за побег из концлагеря
одного из заключенных 10 узников были приговорены к смерти. М.Кольбе
попросил отправить его на смерть вместо Франчишека Гаёвничка, у
которого оставалась семья. М.Кольбе фашисты умертвили уколом фенола
и сожгли в печи крематория. Как «мученика примирения» Максимилиан
Кольбе был причислен к лику святых. Франчишек Гаевничек, которого
спас М.Кольбе ценою своей жизни, прожил долгую жизнь и умер в 1995
году. Все экспонаты Музея, собранные по крупицам, в числе
которых есть и лагерная роба, рассказывают о страшных злодеяниях
режима национал-социалистов. Стенды выставки созданы руками Вадима
Николаевича Мизко, неутомимого подвижника и непосредственного
создателя этого музея, бывшего малолетнего узника трех концлагерей:
Бухенвальда, Доры и Дахау, где он был в малолетнем возрасте и,
несмотря на такой малый возраст, принимал участие в Движении
Сопротивления. Невольно вспоминаются кадры документального фильма
нашего замечательного кинодокументалиста Михаила Ромма «Обыкновенный
фашизм». Как будто фашизм может быть обыкновенным! Эта узаконенная
человеконенавистническая машина истребления всего неугодного
идеологии фашизма была направлена против самого светлого на земле,
против человека, его свободы и жизни. Приведенные на стендах цифры
ужасают. В концлагерях Германии погибло от голода и холода,
медицинских экспериментов, издевательств и пыток, от непосильного
труда более семи миллионов узников. Такими страшными местами
уничтожения людей стали наиболее известные лагеря смерти: Дора,
Освенцим, Дахау, Равенсбрюк, Маутхаузен, Заксенхаузен, Бухенвальд и
великое множество других фашистских лагерей истребления народов.
Добропорядочные жители городков, рядом с которыми располагались эти
страшные фабрики смерти, даже не подозревали о существовании такого
соседства. Американские войска, оккупировавшие районы Германии, где
располагались лагеря смерти, обязывали и буквально заставляли
жителей городков посетить лагеря смерти и самим убедиться в
зверствах и злодеяниях фашистов. В музее имеется карта, на которую
точками нанесены все лагеря смерти. На эту карту жутко смотреть, так
как пестрит в глазах. В музее я познакомилась с бывшими
малолетними узницами Зинаидой Владимировной Заборской и Марией
Трофимовной Кравченко. На вид они – самые обыкновенные женщины,
активные, энергичные, жизнелюбивые, несмотря на свой уже преклонный
возраст. Только в глубине их глаз кроется глубокая грусть. Обе они
рассказали о тех страшных незабываемых днях. Зинаиде Владимировне
было 8 лет, когда она попала в лагерь вместе с младшей сестрой. «В
Германии детей сразу отделили от родителей и мы, дети, находились в
лагере за колючей проволокой. Дети были, в основном, русские,
украинцы, белорусы и поляки. Нас кормили, если это так можно сказать
и назвать, кормлением, очень плохо. Варили баланду, иногда давали
вонючее пюре, видимо из порченой, подгнившей картошки. Очень
хотелось кушать, а когда нас выпускали на улицу, мы все мчались к
ящикам с пищевыми отходами. Мне очень запомнился один эпизод, когда
было много моркови мелкой, и мы с таким аппетитом её ели, вытирали
руками и ели. За это нам крепко всем попало. Наказывали очень
страшно, просто избивали до потери сознания, до кровотечения из носа
и изо рта. Этой минуты мы очень боялись, потому что кого наказывали,
то нас остальных ставили на этот момент наказания, чтобы видели и
знали, что с нами будет так же», - делится воспоминаниями Зинаида
Владимировна. Марии Трофимовне было 16 лет. Ей было труднее.
Сколько раз она вырывалась из цепких пут смерти! Ей везло. Мария
Трофимовна вспомнила и рассказала мне несколько случаев из своей
лагерной жизни. Во время расстрела очередной партии заключенных она
потеряла сознание и упала на секунду раньше, чем раздались выстрелы,
и пули не задели ее. Очнувшись после расстрела под горой трупов,
она, единственная уцелевшая, смогла выбраться из страшного рва. Или
второй случай. Когда колонну заключенных вели на расстрел, ее
выхватил из колонны один из солдат. Так она избежала расстрела. Был
и еще один счастливый случай. Когда загорелся барак с заключенными,
и Мария Трофимовна тоже уже горела, солдат-итальянец вытащил ее из
огня. Мария Трофимовна считает, что ее спасал Ангел-хранитель. Там
же она поклялась, что никогда не допустит плохого отношения ни к
одному ребенку. Слово свое она сдержала. После войны Мария
Трофимовна попала в Узбекистан в город Фергану, где и проработала 50
лет с детьми. За хорошую работу имела награды, почетные грамоты.
События перестройки заставили ее уехать с места ставшего родным.
Здесь, в Карелии, нашла Мария Трофимовна свою вторую родину,
почувствовала тепло сердец жителей холодного северного
края. Музей посещают представители разных стран. Были здесь и
немцы, и американцы. На этот раз посетителем музея стал гость из
Греции, для которого была проведена экскурсия на английском языке.
«Нам всегда приятно видеть людей в нашем музее. Все мы работаем на
абсолютно добровольных началах, ради идеи. Надеемся, что наш музей
приносит обществу только пользу... Знакомство с господином
Карвеласом было очень приятным для нас!», - говорит М. Ефимов.
Греция никогда не воевала против России. Это Греция предоставила
Америке суда для доставки грузов и, так называемых, «американских
подарков», северным морским путем. Сколько кораблей было потоплено
фашистскими военными кораблями и подводными лодками! Сколько было
жертв! Патриоты Греции внесли свою весомую лепту в дело великой
Победы всех народов, поднявшихся против озверевших фашистских
варваров и победивших фашистскую Германию. Об этом говорил Дионисиос
Карвелас из Греции. Экскурсии в Музее памяти жертв фашизма имени
М.Кольбе проводят активисты Молодежного антифашистского центра и
бывшие малолетние узники. Они досконально изучили материалы Музея и,
встречаясь с посетителями Музея из самых разных стран мира,
стараются передать им частицу своего отношения к тем давним
трагическим событиям, о которых забывать нельзя, которые не должны
повториться. Если об этом говорят молодые, значит, фашизм не
возродится. У музея много проблем, но, несмотря на это, его
посещение совершенно бесплатное. Более того, это единственный, может
быть, в России музей, где всех посетителей угощают чаем с печеньем.
Благодаря единовременной спонсорской помощи удается решать какие-то
проблемы, перед которыми оказывается музей. Так в числе попечителей
оказались: фирма «Арт-мебель», ОАО «Электросвязь», фирма
«Элит-строй», депутат С.Нефедов.
Татьяна Корниенко, председатель общества греческой культуры
«Эллада».
Есть ли Альтернатива? Я давно это все написал, но забросил в
самую дальнюю папку, полагая, что никого ныне такое мнение не
заинтересует, и только настойчивые просьбы моего друга убедили меня
довершить начатое. Итак, приняли федеральный закон об
альтернативной гражданской службе, призванный урегулировать
реализацию гражданами РФ конституционного права на замену военной
службы по призыву альтернативной гражданской службой. Что реально
кроется за этими сухими холодными фразами? Для начала отмечу,
что, несмотря на то, что закон этот создавался для граждан (или
может лучше для «гражданских»), в его создании принимали самое
непосредственное участие военные действующие, либо отставные.
Безусловно, они тоже граждане, но неужели для кого-то неясно, что
люди этой категории в первую очередь военные, а потом уже граждане,
что они в силу своей принадлежности военной касте относятся к
известному вопросу, мягко говоря, субъективно. Закон об АГС
появился на свет злобным корявым уродцем, удовлетворяющим довольно
своеобразный вкус некоторых членов общества, а кроме того и неявные
устремления своих родителей, использующих свое дитятко как пугало,
водя его на цепи как злобный кукловод на устрашение юношей
призывного возраста. Воспользоваться законом об АГС решилось
только малое число верующих, да несколько мазохистов. Складывается
впечатление, что еще при написании закона была поставлена цель
рассчитать и подогнать содержание законопроекта таким образом, чтобы
число «альтернативщиков» составило каплю в море, все же остальные
(подавляющее большинство) по расчету военных не должны иметь
возможности соблазниться на альтернативу, а как стадо овец
устремиться в строго заданном направлении. Какова была реальная
цель законописцев? Стремление их понять не мудрено, не
урегулировать, а отпугнуть, заставить отвернуться от самой идеи
борьбы за абсолютно контрактную армию. С самого начала борьбы за
альтернативную службу было очевидно, что активисты (разумеется, не
все) авангарда гражданского общества РФ поднимали флаг АГС, а за
пазухой берегли до скорого будущего знамя гражданской свободы и
добровольной службы. Говорили: «хотим АГС», а имели в виду – «хотим
абсолютно контрактную армию». Как ни крути, а человек остается
человеком. Если он чего-то не хочет делать – не надо его заставлять.
Коли заставлять еще хуже будет. Из-под палки никто ничего не станет
делать качественно, не станет стараться сделать лучше. Один мой
приятель, кстати, сторонник обязательной службы в армии, ярый
патриот, как это ни парадоксально, говаривал: «не спеши выполнять
приказ – авось отменят, по опыту советую». Во как! Родину любит, а
как послужить ей – так солдат спит, а служба идет. Среди других
разбитых в пух и прах аргументов в пользу обязательной службы в
армии я встретил и такой – всеобщая воинская повинность уравнивает
крутых пацанов с гражданки и простых рубах-парней из самой глухой
деревни. Дескать, в армии быстро сломают тех нагловатых богатеньких
сынков, заставят их быть как все, уравняют. Други мои, да где ж это
видано, чтобы крутые парни служили в армии? Именно сегодня наша
армия как никогда соответствует названию «рабоче-крестьянская».
Люди разные бывают. Одни из них любят служить, подчиняться,
раболепствовать, подхалимничать, если не сказать круче. Как
говорится: служить бы рад, прислуживаться тоже! Другим дороже личная
свобода. Само понятие службы подразумевает два варианта:
добровольную службу, при которой некто нанимается за определенную
плату выполнять обязанности слуги, и службу по принуждению, то есть,
по сути, рабство, каким бы красивым словом его ни назвали, и какую
бы рекламу в его пользу ни проводили. (Объявление: Мы вам предлагаем
здоровый образ жизни, стильную прическу, бесплатную модную одежду,
бесплатное питание. Обращаться в Военкомат. Или. Мы вам предлагаем
комфортабельные одноместные номера, отменно хорошие спокойные
соседи, трехразовое питание, прогулки на свежем воздухе под охраной.
С нетерпением ждем вас. Тюрьма.). Однако, найдется множество людей
не желающих служить никому. Ни президенту, ни родине, ни Минобороны,
ни богу, ни дьяволу! Представляю, как взвыли патриоты – к стенке
предателя! Смерть шпионам! Так родился СМЕРШ когда-то. А предателем
может стать только тот, кто служит. Тот же, кто свободен от всякого
рода «службы» не может предать по определению. Ага! О
патриотизме. Патриотизм переплелся с национализмом достаточно
сильно, для того, чтобы отпугнуть от пестрой толпы своих апологетов
любого трезвомыслящего гуманного человека. О том, что такое
патриотизм (от греч. «patris» - родина, отечество) знает самый
распоследний скинхед – это любовь к Родине . Однако в вопросе о том,
что считать Родиной есть (национал-патриоты подвиньтесь) и другие
мнения. Еще несколько столетий назад территория моей родной Карелии
входила в состав Новгородской республики, входила в состав
Финляндии, в состав Российской империи, СССР, новой России, наконец.
Что завтра, кто ведает? Так что вообще-то моя Родина Карелия, а
может даже и Петрозаводск, или конкретный микрорайон, а не вся
Россия. Ухмылки патриотов о том, что Петрозаводск, Карелия – часть
России оставим за бортом, как недостойные даже рассмотрения – Россия
сама часть Европы, а Европа часть планеты Земля. Собственно, почему
моя Родина не Германия, не Япония, не Африка? Все эти страны
уместились вместе на одной планете, которая и есть моя Родина или
даже являются только её малюсенькой частью. Понятно, что для многих
патриотов слово космополит и слово космонавт – синонимы. Не о том
речь. Но обвинять космополита в недостатке любви к отдельно взятой
стране просто неверно. Большое видится на расстоянии, в том числе и
любовь. Такое не увидеть близоруким патриотам, ибо зрение их
ограничено государственной границей. Национал-патриотизм (особенно
сильно приправленный религией) немало способствует распространению
нетерпимости к чужой культуре, нетерпимости, которая разъединяет
народы. Недаром, даже слово «чужой» несет негативную смысловую
окраску. Нет нужды раскладывать закон об АГС по полочкам. С ним
все ясно. Он – простая формальность, свинья, которую подложили
жлобствующие военные и их прихлебатели борцам за добровольный
принцип комплектования ВС. Закон нужен для упокоения общественного
мнения, как косточка псу, обозленному на побои и несправедливости, а
поэтому опасному. Проглоти и успокойся, все хорошо, хозяин с палкой
рядом. А работает ли этот закон? По всей России несколько человек и
нашлось всего, согласившихся проглотить эту жалкую подачку, да и то
верующих. И ради этого столько людей боролись и страдали? Ради того,
чтобы несколько верующих пошли батрачить? Закон об
АЛЬТЕРНАТИВНОЙ службе стал насмешкой, издевательством, ибо
альтернатива которую он предлагает, подойдет только ярым мазохистам
(не хотели быть бравыми и доблестными солдафонами, так вот вам,
получите возможность стать неприкасаемыми, по сравнению с которыми
самый последний «дух» будет казаться богом, о «черпаке» я просто
молчу). Законотворчество ни в коей мере не должно находиться в
компетенции военных. И, даже в том случае, если люди в погонах имеют
необходимое образование, они не годятся на роль законописцев. Их
менталитет слишком отличается от менталитета гражданского человека.
Не с танково-шаблонным мышлением идти в светлые палаты сената.
Хочешь заняться законотворчеством? Пожалуйста, уйди в отставку,
поживи гражданской жизнью лет 10-15, а потом пусть специальная
комиссия (в составе которой обязательно должны быть медэксперты,
психологи) решит – соответствует ли содержимое твоей головы такой
ответственной должности. Военные рады, приняв фиктивный и
откровенно поганенький закон об АГС они легко отделались,
псевдо-правозащитники раздулись от гордости за свою громогласную
«победу». Узкомыслящие не видят дальше АГС, щуря свои близорукие
глазки смотрят, но не видят ни чертова кулака, показывающего, между
прочим не что иное как дулю, хотя и младенцу ясно было с самого
начала, что АГС есть временный промежуточный результат, но ни в коем
случае не цель. Это веха на пути к абсолютно добровольным началам
комплектования ВС. Да кому нужна альтернативная служба кроме
верующих сектантов? Альтернативная служба более мерзка, нежели
военная. ВОЕННАЯ СЛУЖБА ДОЛЖНА БЫТЬ ДО-БРО-ВОЛЬ-НОЙ!!! Уяснили?!
Ну, что, что, что альтернативная? АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА ДОЛЖНА БЫТЬ
ТОЖЕ ДО-БРО-ВОЛЬ-НОЙ!!! Военное сословие блистало не только
золотыми эполетами, пышными усами и молодецкой удалью, но также и
пошлостью, религиозностью, разгульностью, убогостью мысли,
вместилищем всего грязного и грубого. Военные не разумеют своей же
выгоды. Давно известно, что добровольно человек сделает такое, что
раба и палкой не заставишь. Мощная машина государственной пропаганды
уже завертелась, выплевывая из своих недр патриотические лозунги,
обывательские стереотипы, прочую ерунду, и дешевую рекламу для масс.
Опять вовсю трезвонят поповские колокола расплодившихся в невиданных
для новой России количествах церквях, поднимая убогую низкопробную
православную «духовность». Военные попы и, меч и крест – два в
одном флаконе – вот беда России, которую раз за разом выставляют
эталоном высшей пробы. Нет силы способной перебороть этот
дьявольский альянс – за его спиной мощнейшая поддержка невежества,
суеверия, религиозности, как масс, так и отдельных индивидуумов
занявших высокие посты. В формально светском государстве бал правят
(косвенно ли, прямо ли, не суть) люди не от мира сего – попы и их
прихлебатели, кормящие паству сказками о своем абстрактном «у_богом»
мирке, но зарабатывающие себе баснословные барыши в этом вполне
реальном мире. Запущена мощная государственная машина пропаганды
патриотизма, как высшей добродетели, при полной поддержке РПЦ.
Возражения военным:
Никто не пойдет служить. Национал-патриотов завсегда
хватало, теперь их вообще солить можно. К чему страхи о том, что на
добровольную службу никто не пойдет?! Пойдут, да еще и в очередь
выстроятся. Выбирай по душе.
Дорого. Дорого? Во-первых, отнюдь не дорого, во-вторых,
скупой платит дважды и трижды. Россия не такая богатая, чтобы
экономить на опасной дешевизне. А коль не хотите кормить свою армию,
будете кормить чужую.
Кому захочется идти в почетные инженерные и прочие геройские
войска? Кто туда пойдет? Добровольцы. Только сортируй. Назвался
груздем – полезай в кузов. Пошел добровольцем в Красную Армию –
раскорячишься так, как Родина-Мать прикажет!
Я же разумею так. Свободный человек никому служить не должен.
Служить можно либо добровольно, либо по принуждению, и только. В
моем представлении служат люди несвободные – холопы, рабы. Однако,
каждому своё.
Мои статьи несерьезные, веселые, и ругаюсь я в них с улыбкой. Да
и чего серьезничать, с серьезной миной на нашей голубой планете от
начала веков чаще творятся самые дурные и наигнуснейшие дела. Кто
этого не понимает и воспринимает высказанное как жестокую критику в
свой адрес…то, видно и не зря воспринимает, есть, значит, причина
относить все сказанное в свой адрес. Сергей Горин
«Причины и следствия проявлений экстремизма в современном
обществе»
18 апреля в РИА «Новости» прошла пресс-конференция «Причины и
следствия проявлений экстремизма в современном обществе»,
организованная по инициативе Агентства. Директор МБПЧ Александр Брод
отметил, что в последнее время наметилась тенденция к активизации
радикальных националистов. «Их нападения стали более жестокими.
Только за неполные четыре месяца этого года в стране было совершено
10 убийств на национальной почве», – подчеркнул А.Брод.
«Националистические организации буквально заваливают ксенофобской и
шовинистической литературой школьные и вузовские библиотеки. А в это
время антифашистская литература выходит очень ограниченными
тиражами», – заявил директор МБПЧ. Он рассказал собравшимся, как
съемочная группа одной из российских телекомпаний, прибывшая на
церемонию открытия нового музея Яд Вашем, пройдя всю сложную
процедуру контроля, внезапно получила из Москвы указание не вести
съемку, поскольку «тема Холокоста не интересна российскому зрителю».
А правильные слова о необходимости борьбы с ксенофобией, которые
регулярно произносят высшие должностные лица страны, сопровождаются
непродуманными социальными реформами, развалом молодежной политики и
постоянным внедрением мифов о разного рода «врагах России», что не
может не стимулировать ксенофобию. Говоря о способах борьбы с
националистическими движениями и преступлениями на почве
национальной ненависти, Александр Брод отметил, что подобная борьба
ни в коем случае не должна сводится только к репрессивным мерам.
Необходимы качественно новые образовательные и просветительские
программы для населения. Президент Центра этнополитических и
региональных исследований Эмиль Паин, говоря о методах борьбы
властей с фашизмом, выразившихся в организации движения «Наши»,
отметил, что подобные движения, четко делящие мир на «наших и не
наших», фактически продолжают тоталитарную традицию, характерную для
фашизма. Он подчеркнул, что в настоящий момент в России существует
три основных направления, которые можно назвать «фашистскими»:
скинхеды, которые и не скрывают своей приверженности к
национал-социализму, представители примерно двух десятков партий
(НДПР, ННПР, Партия свободы, РНЕ и пр.), исповедующих схожие
взгляды, но не считающие себя наследниками германского нацизма, и,
наконец, приверженцы исламистского фундаментализма. «Если рост
скин-группировок продолжится такими же темпами, что и раньше, то
достаточно скоро их численность будет сопоставима с численностью
правоохранительных органов», - заявил Э.Паин. Диссонансом ко всем
остальным выступлениям прозвучала речь директора Института
политических исследований Сергея Маркова. Начав с рассказа о
преследования русскоязычного населения в Латвии местными властями,
он достаточно скоро перешел к заявлениям о якобы имеющейся на Западе
у ряда политиков русофобии и предложил ввести наказание за
русофобию, уравняв ее с антисемитизмом. Среди прочего он обвинил
американских сенаторов и конгрессменов, голосующих против отмены
поправки Джексона-Вэника, в потакании русскому фашизму, одним из
питательных источников которого является чувство национального
унижения. Он также обвинил представителей правозащитного движения в
русофобии и нежелании замечать проблемы русских, якобы гонимых
представителями национальных меньшинств, призвав «не загонять
правозащитное движение в гетто». С.Марков заявил, что некоторые
правозащитники работают на развал России, и даже грозился назвать их
адреса. Впрочем, одновременно, С.Марков признал, что только
благодаря западным фондам в России проводятся программы по внедрению
толерантности. По окончании пресс-конференции, комментируя слова
С.Маркова, А.Брод заявил, что «возмущен очередным залпом нападок на
правозащитное движение России. Это не исключает скорого начала новой
кампании по травле неправительственных организаций, о чем
проговорился околокремлевский политолог». МБПЧ
Какая будет армия? До недавнего времени каждому мальчишке
было известно, что в армии служат все «настоящие» мужчины. Это
почетная обязанность – Родину защищать. Не мудрствуя лукаво, повторю
древнее изречение: «все течет, все меняется». Введение всеобщей
воинской повинности стало в своё время закономерным продолжением
цепи военных преобразований, обусловленных спецификой складывающихся
в каждую отдельную историческую эпоху характерными особенностями, и
обладавшую в ту эпоху ясными преимуществами. Сегодня всеобщая
система рекрутирования абсолютно неактуальна, она уже довольно давно
и абсолютно изжила себя, что, однако, нисколько не тревожит умы
большинства людей, смеющих считать себя военными специалистами и
аналитиками. Еще когда ваш скромный слуга, учась в университете,
писал дипломную работу посвященную военным реформам, делать
объективные выводы о советской военной системе, о советской армии
было в высшей степени еретичеством и кощунством, предательством и
попранием святая святых. Периодика захлебывалась от потока мутных по
своему содержанию статей высоколобых (точнее будет – твердолобых)
погононосцев, статей, пестрящих несуразными аргументами
апологетичного и консервативного характера, в которых
шаблонно-танковое мышление военных одерживало одну сомнительную
победу за другой над прогрессивными мнениями и идеями гражданских
специалистов и некоторых дальновидных и трезвомыслящих военных. Как
это ни странно, но среди военных тоже попадаются люди недюжинных
умственных способностей. Вспомним историю. Касательно практически
любого народа, любой страны, в эпоху, предшествовавшую введению
всеобщей воинской повинности, воинская доблесть была весьма почетной
привилегией только господствующих слоев (спартиатов – полноправных
граждан военно-полицейского города-государства Спарты; британцев –
по отношению к колониальным народам Британской империи, например,
индийцам; японских самураев – военного сословия Японии, обладавшего
исключительным правом на ношение оружия и постоянно имевшим его при
себе (самурай обычно носил на поясе два меча: катана и вакидзаси ),
катана гари, европейских дворян. Народ в те эпохи играл далеко не
ведущую роль в военных конфликтах мировой истории. Отдельные
эпизоды, в которых именно народ являлся ведущей силой, например,
гражданские и отечественные войны, являются скорее исключениями,
подтверждающими правило, подчеркивающими выразительность очевидных
черт этого правила. Так вот, народ играл не основную роль, т.к.
война, со всеми своими выгодами была прерогативой господствующих
сословий. Скажем, на Руси профессиональными воинами были
бояре-воеводы, члены княжеских дружин – кмети, а также и некоторые
князья, сердцу которых любо было ратное дело. Эти профессиональные
военные составляли меньшинство. Народное ополчение созывалось по
мере надобности и зачастую не играло сколько-нибудь эффективной роли
на поле брани, причем, воеводы часто старались подгадать время
ведения войн таким образом, чтобы не отрывать мужиков от страды,
иначе воеводам пришлось бы воевать малыми силами, без ополчения,
самим. Именно профессиональные воины были вооружены хорошим оружием
(специальным, боевым), и имели дорогущие по тем временам доспехи, и
боевых резвоногих коней. Мужичье вооружалось чем попало, как
правило, дрекольем и пешком отправлялось отстаивать честь барина или
князя. Профи, естественно, владели оружием несравненно лучше
ополченцев. Подытожим, прерогатива крестьян – производить, пахать,
работать, создавать материальные ценности (еду, одежду, оружие и
прочее), отнюдь не воевать. Постоянных армий фактически не было,
поэтому и фигурирует слово дружина – образование маленькое, а не
армия. Прошли века и историческая ситуация изменилась. Все
явления в мире сильно перемешаны как клубок спутанной шерсти. В
таких хитросплетениях и мудрецы порой могут запутаться. Каждая
волосинка связана тысячей узелков с другими волосинками, за какую ни
ухвати, все одно – весь клубок потянешь. В эпоху Петра I бал
правят регулярные армии, состоящие из дисциплинированных (в идеале)
солдат. А так как солдаты служили долгие сроки от нескольких
десятков лет до пожизненного… чуть не сказал заключения. Да,
впрочем, разница между, скажем 25-летней службой в армии и
пожизненной фактически нивелирована. Уже в эту эпоху служба в армии
становится крайне непопулярной в народе. В армию не «идут»
(добровольно), а «забирают» (принудительно), новобранца провожают
как в мир иной, потому, что знают – это навсегда. Забрали человека в
армию, прощай навеки родная деревня, старики родители, отцова хата,
любимая девушка. Проводы в армию были сродни похоронам. Да и
отправляли в армию нелояльных крестьян, преступников, тех, кто не
ладил с хозяевами-боярами, да помещиками. Не буду касаться
особенностей тогдашней стратегии и тактики. Армии этого периода были
регулярными и насчитывали сотни тысяч человек. Войны становились все
более масштабными и требовали все более значительных людских и
материальных ресурсов. Разумеющимся следствием этого стало свежее
решение ввести всеобщую воинскую повинность. Выгоды этого
нововведения налицо: огромные массы людей за мирные годы получат
немудреную армейскую выучку и отправятся в свои деревни, составляя
запасные обученные людские резервы на случай войны. Итог вполне
определенный: военная знать, господствующий класс тем самым
постепенно были лишены своей исключительной роли на поле боя и
уравнены в определенном смысле с иными сословиями. В период,
начиная приблизительно с наполеоновских войн и до конца XX
века-начала XXI века, армии были (а кое-где и есть) огромны и
съедали значительную часть бюджетных средств государства. С ходом
научно-технического прогресса вооружения все более совершенствуются,
содержание боеспособных армий становится делом невероятно дорогим.
Огромная армия СССР и особенности экономической модели этого монстра
и стали одними из причин его финансового фиаско и гибели как
государства, так и империи. Огромный колосс на глиняных ногах
рухнул. Сегодня совокупный объем научных знаний каждые 10-15 лет
удваивается. Только вдумайтесь в эти цифры. Ну, каким же образом
огромный неповоротливый гигант живущий вчерашним днем сможет
успевать за новейшими научными разработками, шагать в ногу со
временем, быть на высоте? А ведь известно, что тот, кто готовится к
прошлой войне, а не к будущей, неминуемо потерпит поражение.
Постоянно появляются новые, невиданные ранее виды оружия, порою
кардинально меняются или совершенствуются старые, то же относится и
к методам ведения войн. Регулярные миллионные армии истощают
экономику целых стран. Кроме СССР, можно привести еще один не менее
яркий пример – Северная Корея, армия которой была самой
многочисленной в мире (в процентном отношении на душу населения).
Именно она экономической удавкой задушила страну. Вот почему идеалом
прогрессивно мыслящего человека становится компактная мобильная
армия, укомплектованная не кем попало (новичками-рекрутами, психами,
дураками и преступниками), а специально и жестко отобранными
бойцами, каждый из которых должен быть кроме всего прочего
специалистом в ряде областей. Такие бойцы не пушечное мясо и каждый
из них обойдется дороже обычного солдафона старого образца, однако,
такой воин будет как новейший комбайн в сравнении с ручным серпом.
Армия, экипированная по последнему слову науки и техники, способная
вести любые военные действия в любой ситуации, обязательно –
профессиональная, контрактная, построенная на добровольном принципе
комплектования, а не рекрутированная по старинке на базе вчерашней
насильственной системы всеобщей воинской повинности – это наше
желаемое настоящее от которого не убежишь. Можно пытаться это
настоящее игнорировать, на свою голову. Профессиональная контрактная
армия будет дешевле, эффективней, а значит и выгодней. Еще несколько
лет назад статью с подобным содержанием если бы и опубликовали, то
оплевали бы точно. Сегодня, когда правительство и высокосидящие
военные услышали, наконец, даже из уст президента скромные слова об
изменении основ комплектования вооруженных сил, стало немного легче.
Поистине, все умны, только одни «сперва», а другие «опосля». Одни
постоянно на гребне волны под названием жизнь, других эта волна
тащит через «немогу» и «нехочу». Одним словом, умный изменится сам,
а глупого изменит жизнь. Сергей Горин
«МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА ОПРЕДЕЛЯТЬ, КАКИМ БЫТЬ БУДУЩЕМУ В
СТРАНЕ!» 16 апреля состоялся первый официальный визит в
Административный центр международного Молодежного Правозащитного
Движения (МПД) в Воронеже известной правозащитницы Людмилы
Михайловны Алексеевой, председателя Московской Хельсинкской Группы –
старейшей советской и российской правозащитной организации,
основанной в 1976 году. На встрече, проходившей в режиме
свободной беседы, также присутствовали руководители и активисты
Молодежной сети против расизма и нетерпимости, Молодежной
Правозащитной Группы – Воронеж и Межрегионального Молодежного
Профсоюза Студентов, гости из Владимира.
Предыдущий визит Людмилы Алексеевой в Воронеж проходил 10 лет
назад, когда еще не было не только международного, но и
общероссийского Молодежного Правозащитного Движения, а только группа
молодых энтузиастов, мечтавших изменить мир, во главе с Андреем
Юровым, ставшим впоследствии лидером МПД. (Сама идея МПД
возникла весной 1998 г., во время встречи Андрея Юрова с Людмилой
Михайловной). Стоит отметить, что международное МПД уникально
тем, что в отличие от всех других организаций, имеющих международный
статус, его Административный центр и одновременно центральный офис
находится не в столице, а в провинциальном городе. Именно поэтому,
несмотря на проведение партнерских проектов и множество встреч
участников МПД с Людмилой Алексеевой в других городах, главным
образом, в Москве, эту встречу можно назвать исторической. Кроме
того, именно Людмила Михайловна способствовала реализации идеи
создания внутри взрослого правозащитного сообщества молодежного
движения правозащитников и даже возглавила Общественный совет МПД.
Само собой разумеется, что одним из первых вопросов, адресованных
Людмиле Алексеевой, был вопрос об истории возникновения Молодежного
Правозащитного Движения, ставшего впоследствии международным. «С
самого начала идея была в том, что в этом движении будет молодежь не
только из правозащитных, но и из других общественных организаций,
где есть молодые ребята, потому что действительно надо
распространять знания о правозащитном движении среди молодежи», -
сказала Людмила Михайловна. Также Людмила Алексеева согласилась с
мнением молодых правозащитников, что, как и раньше, существует
необходимость активных гражданских действий со стороны молодежи, тем
более что именно молодежь, главным образом, заинтересована в
демократических преобразованиях и может повлиять на вертикаль
власти. «Я очень сомневаюсь, что у нас будет нечто вроде украинской
«Поры», - сказала Людмила Михайловна, - «Но, несомненно, нужно
добиваться более активной позиции со стороны большего числа
молодежи, потому что им жить в этой стране и они должны определять,
каким быть будущему в стране. Иначе президент со своими
приспешниками сделает все по собственному разумению, и никто кроме
нас в этом виноват не будет». Разумеется, молодые люди не смогли
обойти вопрос о новом «государственном» заказе – молодежном движении
«Наши», созданном взамен предыдущего неудачного кремлевского проекта
«Идущие вместе». «Это очень опасная вещь», - серьезно сказала
Людмила Михайловна. – «Там, конечно, опять будут колоссальные
денежные вливания, но я не верю в «Наши». Даже если они что-то и
сделают, то, скорее, это будет не пропутинская молодежь, а
рогозинская – «бей чурок!». Это именно политические проходимцы, но
таких в каждой стране всегда хватает, потому что это хлебное
занятие». И уж самым неутешительным стало заявление Алексеевой,
что отмена отсрочек от армии в этом году все-таки состоится, причем,
скорее всего, летом, когда будет очень трудно собрать молодежь для
массовых выступлений против этого законопроекта. И это
неудивительно, поскольку гораздо проще отменить отсрочки и тем самым
повысить количество призывников, чем провести полномасштабную и
серьезную военную реформу и отменить сам призыв. И единственная
возможность противостоять подобным действиям со стороны
правительства – создание новых молодежных гражданских групп и
развитие уже существующих, причем обязательно неправительственных, а
потому независимых. Завершая встречу, Людмила Алексеева пожелала
молодым правозащитникам удачи в их деятельности. Ирина
Ежова Информационная служба Международной Сети - Молодежное
Правозащитное Движение
«Архангел Михаил, Грозных Сил Воевода» (опыт истолкования
одной иконы экспозиции Карельского Музея Изобразительного
искусства)
Д. Гальцин, ИФ 11503
Икона, в отличие от светской картины – всегда немного
литературное произведение. В культуре, где господствовал текст, где
сам текст служил шифром, скрывающим вечные истины, изобразительное
искусство не могло не быть идеографическим, оно неизбежно
превращалось в поучение, в наглядное разъяснение того, о чем
неграмотные не могли прочитать в книгах, и чего грамотные могли в
книгах не заметить. Икона давала знания, необходимые каждому –
необходимые для самосохранения во вселенной, где правил неумолимый
моральный закон, грозивший муками, изображавшимися до ужаса телесно,
за нарушение любого из пунктов обширного божественного
законодательства. Истолкование иконы, поэтому, было делом
чрезвычайной важности для всякого, кто хотел спасти свою
душу. Несмотря на то, что толкование иконы было подчинено канонам
ничуть не менее строгим, чем ее написание, оно оставалось делом
сугубо личным, и могло меняться в зависимости от жизненной ситуации,
к которой прилагался сакральный образец. Так в сюжете огненного
восхождения Илии, Елисей, хватающийся за одежду уносимого в небеса
пророка, мог рассматриваться и как верующий, среди невзгод жизни
прибегающий к помощи духовного наставника, или Самого Христа, и как
«всякая плоть», согласно неоплатонической онтологии христианства,
неспособная существовать сама по себе, без вмешательства
божественного начала, и потому, желая существовать, бытийствовать,
«прилепляющаяся» к Богу. Наконец, Елисей мог символизировать
творческую личность – в средневековье обычно дерзателя в духе,
просящего у Бога и духовных наставников лишь силы для подвига, или
наставления в благочестии. Икона многозначна, и это делает ее
интересной как с точки зрения непосредственно религиозной жизни
человека, так и с точки зрения наших попыток проникнуть в мышление
ушедших эпох. Я попытаюсь предложить свой опыт истолкования иконы
«Архангел Михаил Грозных Сил Воевода» из деревни Лижмозеро,
представленной на постоянной экспозиции Карельского музея
изобразительного искусства. Эта икона, наверное, одна из наиболее
молодых в коллекции музея. Точно известен год ее написания – 1857, и
автор – некий «иконописец Семен К.» Фигура архангела Михаила
занимает центр иконы: архистратиг изображен в боевом облачении,
верхом на огненном крылатом коне, в синем медальоне, расписанном
звездами. Медальон держат по четырем сторонам ангелы Господни.
Наверху композиции справа и слева изображены солнце и луна на
звездном фоне; справа же, рядом с солнцем – маленькая фигура Христа
– Он изображается стоящим за столом престолом, на котором разложены
предметы, необходимые для Евхаристии – хлеб, вино, нож (копие) и
напрестольный крест. На голове архангела – царский венец, в правой
руке – книга, в левой кадило и символическое копье, увенчанное
православным крестом, пронзающее сатану, изображенного на фоне
рушащегося города внизу композиции. Из уст архистратига исходит
труба, зеленого цвета. Над головой Михаила радуга. Облачение Михаила
зеленого цвета, его лицо и некоторые детали одежды – красные, сатана
– светло-бурого цвета, рушащийся город – розовато-коричневого. В
истолковании нам могут помочь и подписи, сделанные автором к
различным деталям иконы. В отличие от изображений эти последние не
регламентировались четко каноном, и иконописец располагал в их
выборе большой свободой. Напомним, что пространные подписи
характерны для более поздних икон, и тех областей страны, где
грамотность была выше. Вверху композиции содержится пространная
надпись, как бы заглавие иконы – «Небесного Царя Державы Крепкий,
Сильный, Страшный, Грозный Воевода от Бога учинен Архистратиг Михаил
предстатель престолу Господню и величествия Его всегда готов
храбрыя, супостат не бояся, Поднебесную проходя, просвещая,
утверждая и устрашая всех». Над радугой – цитата из 103 псалма:
«Творяй агглы Своя духи [и слуги] Своя», под ней написано: «огнь
палящь». Кадило и книга подписаны соответственно: «Изыде от кадила
благоухание во всю вселенную» и «Изыде Слово Божие во всю
вселенную». Наконец, есть еще две цитаты из Псалмов: «Престол Твой,
Боже, во век века, жезл правости, жезл Царствия Твоего» (Пс. 44:7,
справа композиции) и находящаяся внизу, относящаяся к сатане: «Врагу
оскудевша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с
шумом». Сами по себе символы, приведенные на иконе вполне
традиционны, стереотипны, и не представляют трудности для
истолкования. Символы копья, венца, облаков (под ногой архистратига,
вдетой в стремя), огненного (рыжего) коня объяснены еще в трактате
Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (Гл. XV, §§5, 8) –
основополагающем сочинении христианского символизма. Символика
цветов также вполне прозрачна. Хотелось бы подробнее остановится на
некоторых не вполне канонических, более «авторских» деталях, которые
могут стать опорными точками для нестереотипного толкования
иконописного сюжета. Функции, исполняемые архистратигом, как
следует из ряда символов и надписей, разнообразны. Он – небесный
воевода, т.е. прежде всего воин. Но характер войны, которую он ведет
– исключительно духовный – об этом говорят книга и кадило в его
руках, а также указание на то, что он ведет Божью брань, «просвещая»
всю вселенную – Словом Божиим и благоуханием своего кадила. Здесь,
наряду с воинскими и царскими атрибутами (копье, пронзающее сатану и
вызывающее в памяти сюжет Чуда Георгия о змие, царский венец,
кольчуга), присутствуют атрибуты священнические и проповеднические
(например, труба, принадлежность божественного герольда). Михаил,
центральный персонаж иконы, в некотором смысле узурпирует функции
Самого Христа как «Великого Архиерея». Возможен и иной вариант
истолкования – в свете присутствия фигуры Христа с литургическими
принадлежностями на периферии композиции: небесная литургия, которую
ведет Христос, земной церкви передана Михаилом – такое толкование
вполне согласно с идеями уже упоминавшегося св. Дионисия о
посреднической роли ангелов между Богом и человеческой душой (Гл.
IV, §§ 2-4). Если символ книги как Слова Божия вполне прозрачен,
то кадило вызывает больше сомнений – имеется ли ввиду, что
«благоухание», исходящее от кадила «во всю вселенную», исполняет
аналогичную функцию, символизируя Слово Божие, или оно обозначает
саму Благодать (иногда смешиваемую с Духом Святым), действующую в
Церкви? В последнем случае налицо явное перенесение на Михаила
функций непосредственно триипостасного божества. Некоторые другие
детали служат подтверждением такой «деификации» Михаила, превращения
его в контексте данной иконы из служебного духа высших сил в
полноценного бога, требующего отдельного почитания. Обратим внимание
на радугу и две подписи над ней и под ней. Сам символ радуги – в
первобытной мифологии небесного моста, по которому герой проходит на
небо, порой встречаясь с грозным стражем (херувим с обращающимся
мечом в иудейской, глухой бог Хеймдалль – в скандинавской
мифологии), христианством принимается в своем ветхозаветном значении
«обета», знака договора между Богом и человеком – договора, в
котором Бог обязуется спасти человеческий род (рассказ о Ное, Быт.
9:11-16). Этот символ поэтому тесно связан с Ветхим Заветом и
Богом-Отцом. Цитата из 103 псалма, относящаяся к этому же божеству,
здесь выглядит довольно неоднозначной – кто есть «творяй агглы Своя
духи своя»? Бог христианства или сам Михаил? Принимая во внимание
маленькие фигурки четырех ангелов Господних, находящихся в явно
подчиненном положении по отношению к своему владыке – воеводе
небесного воинства – последнее выглядит не так уж неправдоподобно.
Наконец, надпись «огнь палящь», явно относящаяся к самому Михаилу,
еще теснее связывает Михаила с Саваофом – грозным богом еврейских
пророков. «Язык Его, яко огнь поядающий», говорит Исайя (30:27) о
своем Боге (примечательно, что М. Волошин в стихотворении «Видение
Иезекииля» переосмыслил этот фрагмент как: «Бог наш есть огнь
поядающий», что, как представляется, еще более соответствует духу
религиозности пророков). Таким образом, за спиной духовного
воина, действующего благодатью и просвещением вселенной Словом
Божиим, встает грозное древнее Божество, ведущее борьбу с
«супостатами» - каратель мира сего. Такое впечатление еще больше
усиливается от наличия «супостата» - поверженного сатаны. Мотив
битвы Михаила с сатаной – один из самых любимых сюжетов в русской
народной религиозности, основанный на истории, изложенной в книге
Даниила (10:13, 12:1) и Апокалипсисе (12:7-10). Напомним, что
популярность этого сюжета, как и сюжета победы Георгия над змеем,
натолкнула ученых на предположение о существовании у восточных
славян древней мифологемы сражения бога-конника (Перуна) с
богом-змеем или Ящером (Велес). Фигура последнего также представляет
большой интерес. Сатана помещен в «яму», символизирующую ад, а с
точки зрения иерархического космоса – Нижний Мир. Его изображение
вполне стереотипно – это нагой, бородатый крылатый мужчина. Между
ног у сатаны, там, где должны находится половые органы – еще один
бородатый лик. Такая подчеркнутая сексуальность вообще характерна
для христианских представлений о враге рода человеческого, однако на
этой иконе второй лик сатаны является еще и указанием на то, с чем
борется Михаил. Бог-воин всегда лишен яркой сексуальности, как и
бог-художник (Арес, Аполлон), и часто выступает ее противником.
Михаил, представитель высших сил, занимающий Средний Мир (на иконе
расположенный посередине), мир регулируемый и рационально
обустроенный, мир социального порядка, выступает защитником нормы, а
потому противником всего дионисийского, стремящегося к избавлению от
жизни, к растрате себя, к экстазу. В контексте христианского
поучения за этим стоит вполне конкретная мораль, повторять положения
которой здесь было бы излишним. На «рациональную», солнечную природу
Михаила намекает также положение на иконе его ушедшего на задний
план патрона – Христа – справа («правильная» ориентация) под
изображением солнца. Итак, на иконе мы видим архангела,
перенимающего, возможно, вопреки замыслу художника, функции
верховных божеств христианского пантеона. Имманентный политеизм
православного христианства привел к «рассеиванию полномочий»,
которое является хорошо описанным историками религий феноменом. Свою
роль здесь сыграли и архаические представления о боге-спасителе,
понимаемом как бог-воин; этот архетип воплощает, например,
встречающийся у множества народов Евразии героический бог-конник
Хызр (это лишь одно, притом не самое распространенное из имен
божественного воителя), сын верховного божества, вступающий в битву
с силами зла. Мне приходилось видеть его изображение на одной
тибетской иконе-танка. Возможно, поэтому Михаил показался мне таким
знакомым, когда я натолкнулся на него в музее.
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|