Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
01.03.2003 Час Ноль № 4


Этнический менталитет и экономика

Этнически моральной экономики нет. Везде действуют правила рынка. Поэтому поднятие национального вопроса в сфере бизнеса можно считать одним из способов нечистой конкурентной борьбы между предпринимателями. Не все ли едино, кто производит хлеб, если это качественный продукт, который полезен и по вкусу нам. И, напротив, откровенную халтуру, брак вряд ли можно оправдать и извинить тем, что допустили их, так сказать, «братья по крови», русские.
Особенно остро национальная тема звучит, когда говорят о торговле, которой искони занимались жители Кавказа. (Основная сфера занятости, в частности, азербайджанцев, - участие в торговле. Горцы «выбрасывали» в окружающий мир членов своей общины по причине перенаселенности в горах. Молодые мужчины отправлялись на короткие заработки: 3-6 месяцев; в прошлом, на летнее время). Это обусловлено «мыслительными стереотипами национального сознания в социально-психологической сфере». Вот, что пишет по поводу этической философии русского слова Л.В. Савельева, профессор филологии ПетрГУ. «Наш словарь…регистрирует сдержанное, даже прохладное отношение русского этнического сознания к торговле как к непроизводительному ремеслу. Так, с миром (турецкое и крымско-татарское baris – «мир, перемирие») приходящие на Русь юго-восточные соседи занимались, выражаясь современным языком, коммерцией и назывались барышниками, то есть «мирными» пришельцами. В дальнейшем барышниками стали именовать и местных маклеров, торговых посредников…Что же касается семантики, то русская этническая психология при освоении этого южнотюркского слова вложила в него пренебрежительный, а часто и неодобрительный смысл: барыш – не только «прибыль, выгода (обычно неожиданная и случайная)», но и «нажива, корысть».
Ну, действительно, что плохого в том, что человек покупает и продает, ведь спрос рождает предложение? Это такая же необходимая профессия, как и многие другие. Однако, процентщица и ростовщик (предшественники банков)– самые низкие существа на нравственно-оценочной шкале. Предпринимательский дух никогда не получал эстетической санкции в русской литературе. Такова чисто русская ментальная оценочность: откровенная установка на обогащение исключает нравственность. Даже обычное умножение имущества в течение жизни, приобретает неодобрительную окраску в слове.
Возможно, именно из-за примата идеи над экономикой, наш быт так скверно устроен. Мы сохраняем веру во внутреннее преобразование личности, живущей по высоким духовным образцам, максимализм нравственных постулатов накладывает отпечаток на все наши суждения, и при этом мы увязли по уши в навозе и грязи. Можно по-разному социализировать детей. В Финляндии наравне с математикой и литературой изучают водоснабжение, не брезгуя таким утилитарным подходом. Благодаря образованию, мы можем получить других людей. Осталось только выбрать стратегию выживания и ценности.
В заключение приведу классификацию толерантности. Первая группа - «всепогодные либералы»: во всех условиях они толерантны ко всем «другим». В основном, среди правозащитников. Вторая группа – «либералы при хорошей погоде»: они борются за равноправие до тех пор, пока «другие» им не мешают. Интеллигенция борется за права кавказцев, которые не конкурируют с ними на рынке труда. Третья группа – «робкие расисты»: к ней относится основная масса населения, которая боится отвечать по закону или понести убытки. Благожелательность основана на страхе потерять прибыль. Четвертая группа – «активные расисты»: всегда и при любых условиях сохраняется враждебное, ненавистническое отношение к «другим». Вся цивилизация построена по этому принципу: трудно преодолеть настороженность к «другим» или, наоборот, повышенный интерес.
Макс

Лицей №1
11-и класс
А. Дианов:
К фашистским, националистическим организациям я бы отнёс – РНЕ, потому что они преследуют лиц кавказской национальности. Я считаю, что это незаконно, но я с ними в чём-то согласен.

1ученик: Я бы назвал скинхедов фашистами и националистами, т.к. у них нет никакой политики, они просто преследуют лиц кавказской национальности.

2ученик: Согласны ли мы с политикой РНЕ? Кавказцы наглеют всё больше и больше, надо что-то с этим делать.

М. Лебедева:
На мой взгляд, к фашистским, националистическим организациям относятся РНЕ и любые террористические группировки, которые добиваются власти массовым террором. Из современных политиков исповедующих идеологию фашизма, национализма я считаю Лимонова, за его политику. Я не назвала бы скинхедов фашистами, националистами, они не добиваются своих целей массовым террором, хотя и прибегают к неоправданному насилию. Мне не приходилось сталкиваться с проявлением фашизма, но моя бабушка пережила это в годы Второй мировой войны. В мирные годы нет. Моё пожелание организациям, которые занимаются проблемами распространения фашизма: нужно больше внимания обращать на воспитание детей (патриотическое).
Ал. Исхакова:
Я хочу, чтобы не было ни национализма, ни расизма, ни фашизма.

Мария Малых:
Я не знаю, чего хотят скинхеды, почему не могу назвать их фашистами или националистами, но это группа, которая не уважает некоторые другие народы. По моему мнению, такие явления как фашизм, национализм, расизм и т.п. – не правильны, не разумны.

Елена Чернявская, 10-и:
Из современных партий и организаций к фашистским и националистическим можно отнести «лимоновцев», «баркашовцев» (РНЕ) и партию «молодые революционеры». Но эти партии и организации не регистрируются и не приветствуются правительством. Все эти организации против власть имущих, проповедуют равенство. Их главной задачей является то, чтобы в России жили только русские, они против других национальностей. Эти организации пытаются диктовать свои правила с применением оружия и силы. Но за это их наказывают. Лимонов, например, сидит в тюрьме за хранение большого количества оружия и боеприпасов. Если обращаться к истории, то необходимо вспомнить фашистско-националистические организации в Германии под предводительством Гитлера, и в Италии под предводительством Муссолини, которые и положили начало фашизму и национализму. Именно в этих организациях видны все особенности данных движений. Если в наше время открыто агитировать за фашизм или нацизм, то можно получить наказание, т.к. деятельность этих организаций незаконна. Следовательно, политиков, открыто пропагандирующих фашизм или нацизм на данный момент в России нет. В душе, может быть, кто-то из политиков следует этим идеологиям, но открыто это не показывает. Многие политики обвиняют своих оппонентов в том, что те, по их мнению, являются фашистами или нацистами. Но это не так.
Скинхедов, по моему мнению, к националистам отнести можно, т.к. их лозунги «за чистоту рас» - являются националистическими. Скинхеды нападают на людей неславянской национальности. Но они действуют нелегально и, следовательно, незаконно. Зачастую поведение скинхедов можно считать девиантным. Они применяют силу и часто выходят за рамки националистической организации, громя всё и всех на своём пути. Мои прабабушки и прадедушки принимали участие во Второй мировой войне. Они сражались на стороне русских против фашистов и националистов. Они дошли до Берлина, были ранены, но выжили, выиграли войну и в плен не попали. Так что фашисты не смогли их одолеть и, в целом, русский народ. Следовательно, их лозунги не столь убедительны, сила не столь велика, они терпят поражение и это не первый случай, когда фашисты были повержены. А сейчас в России эти партии даже не регистрируют, и строго следят за их деятельностью. Поэтому они оказываются часто на нелегальном положении.
Тема эта довольно острая и интересная. Она актуальна и по сей день, т.к. мы встречаемся с проявлением фашизма и нацизма и сейчас. Эти организации мешают жизни нормальных людей, они сбивают с толку молодёжь своими лозунгами. Хотя несостоятельность фашизма и национализма проявилась ещё во Второй мировой войне Некоторые считают до сих пор себя последователями этих идеологий, несмотря на то, что это противозаконно.
Школа№9

Наталья Александровна Шевелева, учительница истории:
Тема насилия всегда актуальна в обществе. Фашизм относится к той категории, которая не может принести пользу человечеству, где насилие, надо, конечно, искать какие-то методы, формы борьбы с ним. В нашей стране, наверное, есть такое явление, есть какие-то предпосылки, потому что к власти рвутся не те люди, у которых подход с позиции силы, т.е. по трупам к звёздам. Зачатки фашизма, наверное, всегда есть и будут, просто в правительство проникают люди, у которых подход к реализации наших-то проблем именно с позиции силы. Считается так: убей слабого, уничтожь представителя другой нации – всё будет хорошо.
Лично я не встречалась с проявлением национальной нетерпимости, когда взрослые выясняют какие-то отношения, не было такого, чтобы человека другой национальности за это унижали. Среди детей это, конечно, наблюдается, т.к. дети, вообще, нетерпимы. Проблема толерантности у нас острая, они нетерпимы к порокам, увечьям, различиям даже внешним, и это всё проявляется в общении.
Интересует ли детей лекции? На уроках истории мы фашизм разбираем, но в рамках программы не можем достаточно подробно изучать историю фашизма, хотя тема очень интересная. Детям всегда интересно, они живо реагируют, задают вопросы, в контрольных опросах я прошу выразить личное отношение к фашизму: как семья ваша пострадала в ВОВ, сталкиваетесь ли с проявлением фашизма, расизма. Наша задача сделать детей терпимее друг к другу.
8-в
Кирилл Терешнин:
Моё отношение к фашизму? Фашизм- это особая идеология, фашисты - народ, который хочет завоевать мир, они хотят власти. Я их понимаю, потому что сам бы не отказался от власти. И меня бесят хачи!
Мяжухин:
Я не люблю фашистов, потому что они уничтожали славян и евреев, напали на Россию, пытались её завоевать и захватить весь мир. Все они уроды и козлы, и Гитлер тоже.
Андрей Логинов:
Мне не нравится это явление (фашизм). У каждого человека должна быть своя точка зрения, а у фашизма все люди одинаковые. Человек не может высказать свои мысли. Фашизм уничтожает людей в прямом и переносном смысле.

Елена Перфильева:
Моё отношение к такому явлению как фашизм следующее: по-моему, фашизм – это какое-то своеобразное воплощение зла, которое несёт отрицательные эмоции и, возможно, даже угрожает окружению людей и личностей, принося вред обществу.
Света Иванова:
Я отношусь к фашизму нормально, потому что это политическая идеология, которая определяет развитие общества.

Андрей Ямпольский:
Я к фашистам отношусь плохо потому, что они сделали войну, и из-за них много погибло наших, русских. Их надо уничтожать.
Сергей Иванов:
Я отношусь к фашизму не очень хорошо. Я считаю, что фашизма не стоит бояться, знать об этом явлении не помешает. Но вступать в фашистские организации не стоит. Семён Моженков:
Я плохо отношусь к фашизму, т.к. когда он был, это привело к Войне и если опять будет фашизм, то после будет Война. Нельзя допускать, чтобы фашизм прошёл в наше время.
Настя Ампилогова:
Гитлер великий, но сумасшедший. Великий потому, что добился власти. А сумасшедший потому, что хотел завоевать весь мир и управлять им. Фашисты не признают других наций и только по этому они мне не нравятся. Сейчас у нас в Петрозаводске идёт, так называемая, война между панками и фашистами.
Сергей Можинов:
Из лекций я узнал, что такое фашизм, что происходило на войне, услышал о современных организациях. Сейчас проблема фашизма в обществе не актуальна, хотя встречался с проявлением национальной нетерпимости, например, на рынках, но в обществе нет таких предпосылок, чтобы к власти пришли националистические партии. 11-б:
Юля Клименкова:
Я отношусь к фашизму отрицательно. Фашизм подразумевает под собой лидерство, их всегда и везде, они не признают остальных. Самое интересное, что они уничтожают людей, не выступавших за фашизм. Фашизм очень близко стоит с расизмом. Я никогда не была расистом.
Анастасия Климова:
Фашизм – открытая террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Для фашизма характерно неприятие гуманизма, расизм, шовинизм, насилие, вождизм, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, человеконенавистничество, агрессия. Лично я никак не отношусь к фашизму, т.к. меня лично он никак не коснулся. Но, вообще, это страшная вещь. Сколько из-за него погибло людей! И, на мой взгляд, фашисты – психически больные люди, они не знают, что такое счастье.
Ольга Митрофанова:
К такому явлению как фашизм, я отношусь отрицательно, потому что я не понимаю их отношения к людям. Они признают только свою нацию, на других же им глубоко наплевать. Они издеваются над ни в чём не повинными людьми. Раньше, когда фашизм только развивался, было всё нормально. Они хотели, чтобы все были равны. Но теперь же всё по-другому. Как говорится: хотели как лучше, а получилось как всегда. Лена Дмитриева:
Фашизм: я к ниму никак не отношусь. Единственное, что меня раздражает, что фашисты убивали наших людей. Это единственное, что меня настраивает против них! Дима Васильев:
К фашизму я отношусь крайне отрицательно. Фашизм строится на гибели ни в чём не повинных людей. Было превосходство арийской расы. Особенно не щадили евреев. На сегодняшний день явным примером олицетворения фашизма являются скинхеды и другие подобного рода организации. Нужно бороться с фашистским режимом, но всё равно остаются люди, поддерживающие фашистские идеи.
Мария Сербина:
Не могу понять, откуда столько жестокости в людях, что управляет ими, иногда они совершают такие поступки, издеваются над совершенно невинными людьми, как, например, фашисты во времена ВОВ. Я считаю, что фашисты – это не люди, а звери с напрочь расшатанной психикой и больной фантазией.
Александр Столяров:
К фашизму я отношусь отрицательно. Я считаю, что фашизм – это зло, с которым нужно бороться. Да и как можно поддерживать и разделять фашистскую идеологию, когда она строится на смертях ни в чем не повинных людей. Особенно был жесток «гитлеровский режим», итальянский фашистский режим был гораздо либеральнее германского. Евреев не сжигали в печах, не бросали в лагеря, за все годы фашизма в Италии подверглось преследованиям 3500 семей. Массовые расстрелы и пытки начались здесь только с1943 года. Угроза фашизма, я считаю, актуальна. Скинхеды – это отклик фашизма. Они с удовольствием празднуют день рождения Гитлера, и избивают людей других национальностей. И не смотря на то, что русский народ четыре года боролся с фашистским режимом в кровавой войне, всё равно остаются такие люди, которые поддерживают гитлеровские идеи. Мне кажется это абсурдным и бесчеловечным по отношению к родине и русскому народу.
Сергей Иванов:
Фашизм не нужно оскорблять, некоторым людям это нравится, а я к этому отношусь нормально. Сейчас в обществе есть предпосылки для развития фашизма, некоторые люди пытаются соблазнить других людей своими идеями, они обещают им то, что не может дать государство.
Финно-угорская школа

Наталья Валерьевна Баркалова, директор:
- Каждая такая проблема актуальна, и тем более дети должны о ней знать, потому что дети сейчас менее осведомлены о том, что творится в обществе. Отсутствие политической информации, бесед на эти темы способствует тому, что дети не имеют об этом представления. Мы со следующего года решили ввести пятнадцатиминутку в начале дня для того, чтобы проводить политическую информацию и разговаривать с учащимися на различные темы такого рода, приглашать людей для беседы со школьниками, так как дети должны быть в курсе политической ситуации.
-Встречались ли Вы в школе или по жизни с проявлением национальной нетерпимости? -Такого жёсткого определения, как национальная нетерпимость, нельзя в школе применить, потому что дети есть дети, честно говоря, мы ожидали худшего, сейчас в школе очень спокойно и было спокойно, у детей нет национализма, они все одинаковые. У нас учатся не только карелы, вепсы и финны, а ещё и русские, армяне, украинцы, различные национальности и никаких проблем не возникает. -Что должен делать директор, чтобы в школе не возникали проблемы, связанные с национальной нетерпимостью? -Директор должен умело управлять классными руководителями, учителями, чтобы вся жизнь школы была пронизана толерантностью, единством, согласием, тогда всё будет хорошо.
Светлана Николаевна Самусенко, учительница истории:
-Да, эта тема очень актуальная, потому что как никакой другой наш народ пострадал от этого варварского явления, нечеловеческого, антигуманного, как фашизм. Ребята должны знать об этом, никогда не забывать, потому что наш народ заплатил большую цену за то, что мы допустили это у себя, на своей земле, каждая семья потеряла в годы ВОВ своих родных. Предпосылки в нашем обществе есть, потому что забываются ужасы войны, два поколения жили без войны, в условиях мира, они не знают, что это такое. У нас есть в обществе озлобленность, недовольство нашим сегодняшним положением, есть желание отобрать у кого-то что-то, перераспределить, в конечном итоге это может привести к тому, что определенные люди будут в этом заинтересованы и придут на этом к власти.
-Сталкиваетесь ли Вы с проявлением национальной нетерпимости?
Да, очень часто. Особенно это евреи, цыгане, т.е. национальности, которых не любили фашисты, на этом можно разыграть козырную карту. Я тоже не в восторге от некоторых национальностей. Мне что-то может не нравиться, но всё равно мы должны очень терпимо относиться друг к другу и уважать традиции и обычаи других людей. Что поделать раз мы все такие разные, у каждой нации есть свои особенности, и я считаю, что все люди должны уважать национальные особенности других людей.
-Не чувствуется ли напряжённости на почве национальной нетерпимости в школе?
У нас этого нет, но если что-то возникает, мы стараемся исправить эти ошибки, ведь у нас учатся и ребята кавказской национальности. Всё зависит от того, как себя поставит человек, но с теми ребятами, с которыми я знакома, а это очень хорошо воспитанные, образованные, если что-то у них не получается, то они обращаются за помощью корректно, вежливо беседуют с учителями. Этим они мне нравятся. -Использование национальной розни в предвыборной борьбе…
-Возможно, я наблюдала как заборы, стенки изрисованы: «чёрные вон из нашего города!», - это, вполне возможно, будет использоваться в предвыборной пропаганде.

Александр Кипрухин,11-в:
-Новое из лекций: идея фашизма сама по себе абсурдна, все идеи направленные на национальную дискриминацию других народов, единство одной нации – всё это бред, мы живём в одном мире и не стоит конфликтовать. Тема фашизма в обществе современна, потому что много возникает радикальных движений: скинхеды, РНЕ, НБП. Они привлекают подростков, которые по своей природе очень агрессивны, как-то бороться с теми же кавказцами на рынках, но они не представляют, что такое настоящий фашизм, не понимают идеи. В жизни я сталкивался с национальной нетерпимостью. Часто на стенках пишут: «Чёрные, идите домой!». Много знаю людей, которые участвуют во всех этих национальных группировках. К власти могут придти националистические партии В Германии, например, запрещена свастика, а у нас такое используется, молодёжь идёт за ними. Маша Романовская,11-б:
-Интересное из лекции, что нового? Само понятие фашизма, факты, которые должны быть, чтобы что-то считать фашизмом. Больше всего интересно слушать примеры фашизма, называли примеры итальянского фашизма, германского.
Предпосылки, думаю, есть: разные группировки, например, скинхеды, РНЕ. В жизни встречаюсь с проявлением национализма: некоторые люди нехорошо отзываются о других расах, народах. Сейчас к власти могут придти националистические партии, у них сформулирована программа, народ за ними пойдет.
Наташа Тарасова,11-б:
-Тема фашизма актуальна в обществе, потому что сейчас много фашистски настроенных людей. Первоначально идея фашизма была правильна, они преследовали благие цели: поднять экономику, уровень жизни, а получилось наоборот.
Предпосылки: люди одной нации хотят, чтобы им подчинялись другие нации, делали то, что они говорят. К власти могут придти националистические партии, их становится всё больше, они привлекают хорошей жизнью. Что дала лекция? Если я встречусь с такими людьми, то буду знать, как вести себя. Я бы попыталась спокойно с ними поговорить, на конфликт бы не шла.

Александр Столяров:
Молодёжь протестует против чего-то, в обществе не без уродов, есть такие вещи, они всегда существовали и будут существовать. Повторение невозможно, мы столько лет противостояли фашизму, он не может прижиться в нашей стране, есть отдельные, но это очень маленькая группа людей. Я знаю людей, которые поддерживают идеи Гитлера, те же скинхеды, но это очень маленькая группа людей, они не могут что-то перевернуть или сделать, придти к власти. Умные люди не вступят в такие партии, они сами выбирают, это их не привлечет. Общаясь с такими людьми, я бы сначала попытался вступить в диалог, не решал бы всё силой.
Стас Беляев:
Назрела такая пора, когда общество нуждается в чём-то кардинально новом, может быть, не конкретно в фашизме, а в чем-то другом. Надо что-то менять.
Выдвигают определенные программы, которые могут затронуть патриотические чувства. Всё это, конечно, не так. Всё это маска, за которой скрываются страшные вещи.
Придти к власти, думаю, что не смогут, сейчас этому не дадут ещё случиться. Они привлекают тем, что у них кардинальные действия. По-моему, они просто убежденные фанатики, не понимают, по своей глупости, во что они влипли, не знают, что ждёт их в будущем. Лекции нужны, чтобы можно было определить свою позицию по жизни.
Сейчас проблема фашизма не актуальна, хотя в будущем, возможно, что фашисты придут к власти, мне, кажется, что они просто не понимают, к чему это приведёт, идея не так хороша, как кажется. Они привлекают свободой, анархией, свободой от законов. Лекции дают понять, что такое фашизм.
Оля Корзина

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz