|
|
|
|
01.05.2005 Час Ноль № 40
Уважаемые господа журналисты!
Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной
общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная
группа (МПГ)" выражает тревогу по поводу содержания некоторых
объявлений, печатаемых в карельских масс-медиа. Мы считаем
недопустимым публикацию в печатных изданиях Карелии таких частных
объявлений, как «Сдам квартиру русской семье», «Сдам квартиру только
русским», «Сдам квартиру. Лицам южной национальности просьба не
беспокоиться». Подобные формулировки оскорбляют национальное
достоинство всех "нерусских" граждан, находящихся или проживающих на
территории нашей многонациональной республики. Расцениваем это как
недальновидную, нетолерантную и безответственную политику карельских
масс-медиа, способствующую росту и закреплению в общественном
сознании ксенофобии, расизма и национализма! Просим избегать в
дальнейшем такой формы выражения мысли, предложения.
С уважением, Максим Ефимов, председатель КРО ММОБО
«Молодежная правозащитная группа (МПГ)», координатор мониторинга
ксенофобии, расовой дискриминации и антисемитизма в РФ по проекту
Европейского Союза «Общественная кампания по противодействию
расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в
многонациональной Российской Федерации» в Карелии.
22 июня - День Памяти, Скорби и Сопротивления В этот день в
разных городах России и мира состоится Международная Акция «Стоп
фашизм!», первый раз организованная в 2002 году по инициативе
Международного Молодежного Правозащитного Движения (МПД). Карельское
отделение «Молодежной правозащитной группы (МПГ)» и Молодежный
антифашистский центр при музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе
(http://right.karelia.ru)
предлагают присоединиться к акции всех жителей Карелии. 22 июня
1941 года началась фашистская агрессия против народов СССР, живущих
теперь в независимых государствах, но помнящих и ужасы войны, и
горечь потерь и радость общей Победы. Победы не над другой страной,
а над фашизмом, войной и насилием. Для наших стран эта война стала
трагедией, которая унесла жизни десятков миллионов людей; она
оставила свой глубокий след в каждой семье и, казалось бы, навеки
сделала человечеству прививку от фашизма. В год шестидесятилетия
победы над нацизмом, когда оказалось, что он до сих пор жив в
странах и Восточной, и Западной Европы, важно помнить эту трагедию.
Необходимо помнить и начало II Мировой войны, и то, что ему
предшествовало, что позволило придти к власти нацистам. Это знание
должно дать пищу для размышлений и способность предвидеть
последствия слов и действий политиков и граждан, которые обязаны
сделать все, чтобы мир не наступил на те же грабли, не поплатился
миллионами жертв за осуществление безумной идеи мирового господства
на основе расовой ненависти и шовинизма. Фашизм не прошел тогда и не
пройдет сегодня! В этот день Мы предлагаем всем побыть пять
минут в тишине и вспомнить или прочитать обо всем этом вместе с
нами, и вместе с тысячами людей, которые к нам присоединятся. 22
июня в 22 часа выключите свет, громкую музыку и развлекательные
программы, чтобы остаться в тишине на пять минут в знак Памяти и
Скорби. Для молодежи всех стран естественным ответом на
возрождение неофашизма и неонацизма стали слова «Быть фашистом –
стыдно!». Мы говорим вместе: НЕТ – войне, фашизму и насилию!
Сильное гражданское общество – залог безопасности! С 13 по 16
июня 2005 г. в Варшаве проходил вводный тренинг «Мониторинг,
документирование и отчет о преступлениях, совершаемых на почве
расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма и других форм
интолерантности» в рамках программы Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по формированию толерантного сознания
и борьбе с любыми формами дискриминации. О популярности этого
тренинга ОБСЕ свидетельствует большое количество заявок почти из
пятидесяти стран мира. В тренинге приняло участие всего пятнадцать
человек - из России, а также некоторых бывших советских республик и
Польши. В качестве тренеров выступали граждане Дании,
Великобритании, Франции, Голландии, Мексики, Бельгии. В числе прочих
организаций на тренинге была представлена и Молодежная правозащитная
группа – Карелия. Уважение к правам человека, основным свободам,
демократии и власти закона является сутью такого многостороннего
понятия, как безопасность. Продвижение идеи толерантности на
территории стран участников ОБСЕ – одно из обязанностей и условий,
обеспечивающих стабильность в Европе и защиту демократических
общественных институтов. Коротко это называется человеческим
измерением. Такова миссия ОБСЕ: обеспечение безопасности на основе
уважения прав и свобод человека. В ОБСЕ существует специальный отдел
в поддержку демократических институтов и прав человека (Office for
Democratic Institution and Human Rights (ODIHR). ODIHR основан в
1990 году и располагается в Варшаве. Количество служащих более 120
человек. Посол Австрии Кристиан Строхал является директором ODIHR с
марта 2003г. ODIHR, в соответствии с мандатом, занимается
обеспечением процедуры демократических выборов, оказывает
практическую поддержку в строительстве демократических институтов
путем долгосрочных программ по усилению гражданского общества,
власти закона и демократических правительств, а также проводит
регулярные правозащитные тренинги для представителей власти и
гражданских активистов. Способствует раннему выявлению и
предотвращению конфликтов путем мониторинга ситуации, связанной с
нарушениями прав человека. Поддерживает усилия по борьбе с
преступлениями на почве расовой ненависти, антисемитизма,
исламофобии и всех форм интолерантности. Участвует в разработке и
анализе антитеррористического законодательства, которое бы
соответствовало международным стандартам в области прав человека.
Способствует полной интеграции цыган в общество, а также добивается
улучшения положения женщин. Все это ОБСЕ осуществляет в тесном
контакте с неправительственными организациями из разных стран.
Остановлюсь чуть более подробно на таком направлении работы
ODIHR как толерантность и предотвращение дискриминации. Нарушения
прав человека и основных свобод, включая свободу слова, совести,
вероисповедания, и проявления ненависти и интолерантности продолжают
угрожать стабильности и безопасности в Европе. С целью преодоления
этих пережитков прошлого проводится огромная работа по строительству
демократического, плюралистического общества, в котором к
этническому, культурному и религиозному разнообразию относятся не
просто терпимо, но уважают его и ценят. С 1990 г. ОБСЕ усилило
борьбу против расизма, ксенофобии, антисемитизма и других форм
интолерантности, включая исламофобию. Данная программа была
учреждена в 2004 г. Одна из ее целей - усиление способности
гражданского общества реагировать на преступления и происшествия,
совершенные на почве ненависти. На данном тренинге нас
познакомили с теоретическими и практическими вопросами, связанными с
преступлениями, совершаемыми на почве ненависти, а также проблемами,
которые возникают в связи с признанием, обращением, регистрацией и
расследованием такого рода преступлений. Разбирались практические
примеры нетолерантного поведения и преступлений на почве ненависти
как форм антиобщественного поведения. В частной беседе директор
мониторинговой группы из Великобритании Суреш Гровер рассказал о
том, что жертвы преступлений на почве ненависти охотнее обращаются
за поддержкой именно к независимым, неправительственным
организациям, чем в государственные структуры или организации,
пользующиеся поддержкой властей. Затем члены организации HURIDOCS
рассказали об инструментах и технических приспособлениях для
документации правозащитной деятельности. На фоне западных
правозащитных организаций наше гражданское общество выглядит очень
слабым. Вместе с тем, презентация нашей организации вызвала
позитивную реакцию и хорошую оценку деятельности карельской молодежи
по профилактике неофашизма, ксенофобии, антисемитизма, всех форм
дискриминации, что было отмечено Флориан Гогенберг, консультантом
ODIHR по связям с неправительственными организациями и Деннисом ван
дер Вером, программным директором ODIHR. Именно демократическая
просветительская работа с молодежью – это тот фундамент, на котором
строится настоящее и будущее Европы. Большое значение в связи с этим
приобретает изучение истории Холокоста и последствий тоталитарных
режимов. Джоанн Бишоп, исполняющая обязанности руководителя
программы по толерантности и предотвращению дискриминации, выразила
заинтересованность деятельностью Карельского отделения «Молодежной
правозащитной группы (МПГ)» и просила информировать ее о случаях
дискриминации в Карелии и работе нашей организации. Кроме того, не
исключена возможность проведения ОБСЕ подобных мероприятий и в
Петрозаводске, о чем говорили почти все руководители программы.
Национализм и ненависть не знают границ. Только на основе
уважения фундаментальных прав человека и толерантности мы сможем
обеспечить безопасность России, Европы и всего мира.
Максим Ефимов, руководитель КРО ММОБО «Молодежная
правозащитная группа (МПГ)»
13-16 июня в Варшаве состоялся семинар «Мониторинг и
расследование преступлений на почве ненависти и проявлений
нетолерантности», организованный Отделом по Демократическим
Институтам и Правам Человека ОБСЕ. На семинаре присутствовали 15
представителей НКО региона ОБСЕ, в основном СНГ, которые занимаются
проблемой интолерантности в разных её проявлениях: организации по
оказанию помощи беженцам, защите прав этнических меньшинств, геев и
лесбиянок, иных уязвимых групп, а также правозащитные организации в
целом. Целью семинара было - заложить основу единой сети
правозащитных организаций, которая смогла бы проводить мониторинг
преступлений на почве ненависти, по единому европейскому стандарту,
предложенному организацией HURIDOCS, Швейцария. За несколько дней
семинара участникам был предложен для обсуждения широкий круг тем:
• насущная необходимость постоянного мониторинга преступлений на
почве ненависти; • роль этнических сообществ в решении проблемы
интолерантности; • спектр источников информации для мониторинга,
доступных НКО; • язык вражды как элемент преступления на почве
ненависти; • ответственность организатора мониторинга перед
информатором пр.
Участникам была предоставлена возможность сделать презентации
деятельности своих организаций и поделиться опытом проведения
исследовательской работы в регионах. Презентации организаций «Never
Again», Польша; «Наш Свiт», Украина, «Refugee Children and
Vulnerable Citizens», Таджикистан; Молодежной Группы за
Толерантность «ЭТнИКА», Россия, а также Международной сети -
Молодежное Правозащитное Движение вызвали наибольшее количество
вопросов и спровоцировали широкую дискуссию. В ходе презентаций
было очевидно, что мониторинг в целом нарушения прав человека,
проводиться на территории СНГ эпизодически, а данные, собранные в
его процессе, чаще всего анонимны и не поддаются общей обработке.
Анонимность объясняется тем фактом, что жертвы преступлений не
верят, что НКО способна гарантировать не только положительное
решение проблемы, но реально защитить их от угрозы повторного
насилия. Отсутствие единого стандарта не дает возможности провести
общую обработку информации для оказания давления на власть
федерального уровня.
Данный семинар был только началом создания информационной сети
по мониторингу преступлений на почве ненависти. Следующим шагом
будет выпуск электронного бюллетеня, с помощью которого
будут распространяться данные мониторингов в разных странах, как
пробного варианта сводного отчета о ситуации на территории стран,
входящих в ОБСЕ. По дополнительным вопросам, касающимся отдельних
инстументов мониторинга, представленных на семинаре, а также
возможного сотрудничества, обращайтесь по адресу: mail@russiantolerance.org.
Пресс служба МГТ «ЭТнИКА», Краснодар, Россия.
Открытое обращение к депутатам Законодательного собрания
Республики Карелия и депутатам Петросовета.
Уважаемые господа депутаты! Карельское региональное отделение
«Молодежной правозащитной группы (МПГ)» выражает свою крайнюю
озабоченность распространением в Петрозаводске и Карелии таких
негативных явлений как пивной алкоголизм и табакокурение!
Сегодня пиво пьют все, от мала до велика, и везде. Пивной бум
способен привести к вспышке пивного алкоголизма. Алкоголизм -
частный случай наркомании, и возникновение его подчиняется общим для
наркомании законам. Последствия постоянного употребления пива
катастрофические: органическое поражение головного мозга, которое
ведет к полной деградации личности. И если сейчас не принять мер, то
вместо гражданского общества, о строительстве которого в Карелии не
говорит только ленивый чиновник, мы получим общество алкоголиков в
пределах всей страны! Наш город и республика превратились в пивной
бар, благодаря тому, что на каждом углу можно встретить пьющую
молодежь, около многих кафе стоят большие зонты с рекламой пива,
огромные баннеры призывают покупать эту жидкость. При этом в городах
Карелии нет антипивной и антитабачной рекламы, наглядной и
действенной пропаганды здоровой жизни. Табакокурение еще одно
социальное зло, распространенное в Карелии. По данным исследований у
детей курящих матерей риск развития астмы возрастает в 1,5 раза по
сравнению с детьми некурящих. Если же матери этих матерей, в свою
очередь, курили во время беременности — риск будет выше уже в 2,6
раза, и даже если мать ребёнка не курит совсем, но её мама, когда
была беременна ею курила, то риск развития астмы у внука будет в 2
раза выше, чем в некурящей семье. Курение вызывает множество тяжелых
заболеваний. Кроме того, из-за курящих повсюду людей страдают
некурящие. Особый вред пассивное курение оказывает на легкие детей и
астматиков. Всемирная организация здравоохранения выдвинула важный
тезис: «Право некурящего на чистый воздух выше права курящего на
курение». К сожалению, в отличие от многих западных стран, наша
власть не принимает никаких мер против курящих в общественных
местах. Употребление пива и табака приводит к асоциальному,
агрессивному поведению пьющих и курящих, дракам на улицах в вечернее
и ночное время, которые даже не регистрируются МВД, но оборачиваются
тяжелыми последствиями для жертв пьяной молодежи. Все это создает не
просто угрозу безопасности граждан, но и лишает их ее, что не менее
страшно, чем терроризм. Требуем уже сегодня повсеместно
запретить любую рекламу пива, алкогольной продукции и табака,
приступить к разработке государственной программы по внедрению в
массовое сознание здорового образа жизни. Сделав это, вы не на
словах, а на деле докажите свой патриотизм и приверженность идеалам
здорового полноценного безопасного общества. Для оздоровления
общественного климата и контроля за соблюдением прав и правил
предлагаем сформировать специальный отдел, своеобразную «полицию
нравов», совместно с МВД Карелии, которая будет пресекать распитие
спиртного и курение в общественных местах, на улицах. Кроме того,
необходимо создать общественные патрули, возродить так называемых
«дружинников» из числа граждан. Для этого мы требуем разработать
соответствующий пакет документов, направленных на борьбу с
алкоголизмом и табакокурением среди молодежи и предупреждением
молодежной преступности.
С уважением, Максим Ефимов, председатель КРО ММОБО
«Молодежная правозащитная группа (МПГ)». 3/6/2005
Мусульмане против насилия, за диалог! Руководитель Исламского
благотворительного отдела при ДУМ РК «ЗАКЯТ» и помощник муфтия Роман
Милушкин принял участие в работе Московского Международного Форума
«От террора к планетарной этике», организованным международной
общественной организацией «Платформа Диалог Евразия». Обсуждение
роли гражданского общества и религий в стратегии предотвращения
насилия, происходящего в мире, и перспектива межкультурного диалога
в этом процессе явились одними из главных направлений работы
мероприятия. На Форуме были выслушаны доклады ученых в области
правоведения, теологии, философии, экономики, истории, а также
представителей культа из разных стран мира, таких как, России,
Канады, Турции, США, Великобритании, Египта, Индии, Бельгии,
Франции, Италии. Пресс-служба ДУМ РК
Всероссийская акция «Амнистия. Милость - узникам» в
Карелии Карельское региональное отделение «Молодежной
правозащитной группы (МПГ)» поддержало обращение правозащитных
организаций и членов Общественного Совета при министре юстиции РФ к
президенту РФ о проведении в этом году дополнительной амнистии для
наиболее бедствующих групп осужденных и заключенных –
несовершеннолетних, женщин, имеющих детей, людей преклонного
возраста, инвалидов, тяжело больных, ветеранов афганской и чеченской
войны тех, кто совершил правонарушения, не представляющие большой
опасности для общества. 20 апреля 2005 г. депутаты
Государственной Думы приняли Постановление «Об объявлении амнистии в
связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов». Трудно найти в России семью, которая не была бы задета
войной. Среди людей, непосредственно причастных к Победе – ветеранов
войны, ленинградских блокадников, бывших узников гитлеровских
застенков, участников трудового фронта, – немало тех, кто ждет
возвращения из мест лишения свободы своих родных, детей, внуков,
правнуков. Об этих ветеранах забыли депутаты Государственной Думы,
объявившие амнистию только на 262 человека. Амнистия, проведенная
в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, коснулась
всего нескольких сотен осужденных и заключенных под стражу, из
исправительных учреждений было освобождено всего 262 человека. В
прошлый юбилей – 55 лет Победы в Великой Отечественной Войне,
амнистия распространялась более чем на полмиллиона человек, 250
тысяч было освобождено из исправительных учреждений и следственных
изоляторов. Причем, это никак не сказалось на состоянии преступности
в стране. Известно, что амнистированные и помилованные совершают
повторные преступления в 10-20 раз реже, чем освобожденные по концу
срока. И это понятно, под амнистию, как правило, попадают люди,
совершившие случайные, ситуативные правонарушения. Кроме того,
человек, в отношении которого проявлено милосердие, испытывает не
только чувство благодарности, но и повышенное чувство
ответственности за свои дальнейшие поступки. Авторы проекта
постановления об амнистии из Государственной Думы утверждали, что
она проводится исключительно для людей, которых непосредственно
затронула война. Но участники Великой Отечественной Войны,
ленинградские блокадники, участники трудового фронта, бывшие узники
гитлеровских застенков, находятся не только в колониях и СИЗО,
трудно найти в России семью, которая не была бы задета войной. Среди
ветеранов войны (1 млн. 200 тыс.) немало людей, которые ждут
возвращения из мест лишения свободы своих детей, внуков,
правнуков... Почему бы и к ним не проявить милосердие? Не смягчить
наказание тем, кого ждут наши соотечественники, непосредственно
причастные к Победе? Проведенная амнистия является не только
издевательской, она может привести к дальнейшему росту социальной
напряженности в местах лишения свободы, поскольку ожидания и надежды
на амнистию, хотя бы традиционную (как и в прошлые "юбилейные"
годы), были очень велики. По прогнозу правозащитников, которые часто
бывают в местах лишения свободы, вероятность роста социальной
напряженности очень высока. Это, безусловно, вызвано и объективными
причинами: многочисленными судебными ошибками, несправедливыми
приговорами, тяжелыми (порой, бесчеловечными) условиями содержания,
безработицей, нищенской зарплатой, из которой 75% уходит на оплату
собственного содержания работающего осужденного, невозможностью
помогать семье, встретиться с родными и близкими. Эти и другие
причины приводят к социальной напряженности в местах лишения
свободы, постоянным конфликтам между администрацией и
заключенными. По сведениям ФСИН Министерства юстиции РФ, в 2004
г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) произошел
значительный рост правонарушений осужденных, в несколько раз
увеличилось количество массовых акций протеста и, соответственно,
количество случаев ввода в учреждения отрядов спецназа. Ожидание
амнистии в честь 60-летия Победы и надежда значительной части
осужденных на проявление милосердия к ним сдерживало обострение
ситуации. Крушение этих надежд у сотен тысяч заключенных способно
вызвать в колониях и СИЗО неконтролируемые и неуправляемые процессы,
чреватые взрывом. Общественный Совет при министре юстиции РФ
подготовил проект Постановления, традиционный для «юбилейных»
амнистий, и в начале апреля направил его в Комитет по гражданскому,
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Государственной Думы. Однако депутаты предпочли этот проект не
заметить. От обсуждения проекта Постановления об амнистии были
отстранены представители неправительственных организаций,
независимые и государственные правозащитники - Уполномоченный по
правам человека В.П. Лукин и председатель Президентского Совета Э.А.
Памфилова. Государственная Дума в очередной раз продемонстрировала
свое неуважение и презрение к гражданскому обществу. Общественный
Совет при министре юстиции РФ подготовил проект Постановления,
традиционный для «юбилейных» амнистий, и в начале апреля направил
его в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству Государственной Думы. Однако
депутаты предпочли этот проект не заметить. От обсуждения проекта
Постановления об амнистии были отстранены представители
неправительственных организаций, независимые и государственные
правозащитники. Государственная Дума в очередной раз
продемонстрировала свое неуважение и презрение к гражданскому
обществу. Руководство нашей страны должно знать, что наш народ не
столь жестокосерден, как утверждают недобросовестные политики. Мы
призываем жителей Карелии поддержать эти предложения, принять
участие в общественной акции «АМНИСТИЯ. МИЛОСТЬ – УЗНИКАМ»,
направить обращение с призывом о проведении амнистии Президенту,
гаранту прав человека и субъекту законодательной инициативы, другим
высшим должностным лицам страны и республики. Адрес, по которому
можно обратиться к Президенту: 103132, Москва, Старая площадь, 4.
Послать сообщение по электронной почте можно, зайдя на страницу
сайта Президента. http://www.kremlin.ru/articles/send_letter_1.shtml. Молодежная
правозащитная группа Карелии
Стоит ли тратить деньги из бюджета на строительство храма на
Древлянке? Хочу ответить В. Слепкову, статья которого вышла
26.05.2005 в газете <Петрозаводск>.Понимание
благотворительности только как пожертвований на нужды церкви
отличается крайней узостью. <Недавно строительство
православного храма на Древлянке обсуждалось в администрации
Петрозаводска на заседании комиссии по вопросам
религиозных объединений. Все члены комиссии единодушно поддержали
этот проект. Но вот у Максима спросить забыли>. И напрасно!
Максим, как и мы все между прочим, является гражданином и
налогоплательщиком, именно деньги налогоплательщиков собираются
тратить депутаты. Многим порой бывает нечего поесть, я уж
не говорю о какой-то роскоши <только в 3,5 миллиона
рублей>. Настоящее <мы> - это все те граждане, на чьи
деньги собираются, как Вы говорите, закладывать фундамент и
подводить коммуникации, хотя в последствии денег благотворителей
и пожертвований православных жителей города может не хватит, и
куда обратятся с просьбой о помощи? Конечно, к
дорогому правительству, <дело которого - помочь людям>. Да
и где еще вообще так делают: сначала начинают строительство, а
потом ищут средства на возведение храма. Не логичнее ли было бы
собрать деньги, а уже потом строить? Вы пишете о
<многочисленных просьбах жителей Древлянки> о
строительстве храма, так как им приходится ездить на богослужения
аж в центр города. А каково жителям Кукковки (и молодым, и
пожилым) всю жизнь ездить на неблизкую им Ключевую в поликлинику,
что, согласитесь, гораздо важнее. Когда здоровья не будет, то и
храм не поможет, если сил не будет до него дойти. Вы говорите о
<возрождении православия>. То, что заложат фундамент
здания, это не значит, что заложат фундамент православия. Ведь Вы
сами описываете, как люди относятся к вере: пришел раз в год,
<вспомнив о вере предков>. Знаете ли вы историю? Ведь у нас
долгое время, а в некоторых местах и сейчас преобладает
язычество. И что это значит - стройте в Татарстане
мечеть, По-вашему, Татарстан уже не Россия, или Карелия – не
субъект Российской Федерации? Опасный сепаратизм,
однако! Опираться на мнение большинства - это недальновидно.
Толпа всегда не права. МПГ не занимается строительством. Когда
людям не хватает на еду, лекарство и обучение, то не приходится
говорить о роскоши. А храм, в данном случае, является
роскошью. Автор статьи сообщает, что, когда собирались строить
мечеть, люди, жившие рядом <не хотели, чтоб мечеть появилась
рядом со школами, в которых учатся их дети>. Однако, когда
строят винно-водочный магазин или, простите, устраивают бордель,
никто не протестует, или их протесты остаются незамеченными. Вы
говорите, что протестов против строительства храма <ожидать не
приходится>. Но уже столько протестов. Я думаю, что есть люди
и на Древлянке, не желаюшие, чтоб за их счет закладывали даже
фундамент церкви, так как они, к примеру, люди другой веры и
вообще, не посещают православных церквей. К чему всё это:
<пугает нас Максим> да <полноте, успокойтесь>? Как уж
тут успокоится, когда, собственно говоря, не спрашивая нашего
согласия, расходуются общие деньги! А что значит ваше
<непрошенные правозащитники>? А Вы, простите,
кем прошенные? И вовсе мы не стравливаем нации. Да и где вы
видели такую православную нацию, например? Как можно не видеть
логики в элементарном: не разрешили строить мечеть, а
православный храм почему даже без обсуждений разрешается
основывать? <Храм как раз украсит городской пейзаж, порадует
взгляд, уставший смотреть на <убогую архитектуру>. Наивно
думать, не что 3,5 миллиона рублей позволят хоть как-то решить
городские проблемы, а что данный домик доставит радость людям
голодным, замерзшим, а теперь еще и грязным в связи с
отключением горячей воды в большинстве районов. Ведь там не
накормят, не помоют, а только деньги сдерут: ничего бесплатного у
нас теперь почти нет, хоть и платим такие налоги. Вы
заявляете, что храм будет проводить духовное воспитание
молодежи. Интересно, каким образом? Столько храмов и церквей по
городу, но где эта нравственная молодежь? Она позволяет себе
сидеть на спинках скамеек, выплевывать семечки и пить пиво прямо
во дворе храма. И к тому же всё это еще только
<планируется>. Не пора ли перестать надеяться на
<авось>. Вот и стройки затягиваются на десятилетия, а денежки
текут: Вы спрашиваете, <чьи права защищает Максим?>.
Отвечаю: мои, к примеру, и всех тех, кто не согласен с
существующим курсом. Жаль, что у нас в стране принято всё решать
<сверху>, масса остается безмолвной. Молиться собираетесь,
чтоб <помогло>. Уж не знаю, в чем она (молитва) вам должна
помочь, но вспомните в такой ситуации поговорку: на Бога надейся,
да сам не плошай. Александра Кошкарова, активистка Молодежной
правозащитной группы - Карелия
Реакция на статью А. Гезалова «Строительство храмов –
национальная идея». «Петрозаводск» 9 июня 2005г. Сегодня поиском
между делом национальной идеи не занимается только совсем апатичный
человек, имеющий за плечами хотя бы десять классов пока еще не
церковно-приходской, слава Богу, а средней школы. Любая идея требует
материализации. Соответствующий уровень притязаний и понимания этой
самой идеи выражается у некоторых, например, в желании строить
церкви везде и всюду, борясь, таким образом, с безразличием и находя
утешение. Но как часто благими намерениями вымощена дорога в ад, - а
в жизни все выглядит иначе, чем на бумаге. Традиции – упрямая
вещь и то, что мы не можем объяснить другим образом, называем этим
словом. Например, почему хлеб едят руками, а не вилкой? Традиция. А
как прикажете понимать то, что в университетскую программу вводят
всевозможные курсы с «традициями», такие как «иконопочитание» и
«основы православной культуры», вместо «логики» и «этики», да еще
вот такой спецкурс «холопы на Руси»? Может быть, зря Россия от
крепостного права отказалась, сломала традицию? Неужели и впрямь
одна церковь печется о нравственном воспитании? А школы, техникумы,
вузы, семья, в конце концов, тут и ни при чем? Тогда почему мы до
сих пор не скатились до уровня войны всех против всех, а еще
умудряемся восстанавливать храмы, строить мечети и синагоги, вообще
говорить о морали, которая, как известно, заканчивается там, где
начинается насилие? Руководитель «Равновесия», по сути, отрицает
даже минимальную роль учителей и родителей в нравственном и духовном
воспитании детей. Нужно ли каждому церковное попечение? Обойдемся и
без поводырей от церкви. В конце концов, все люди и ничто
человеческое никому не чуждо. А вот монополия на души людей, опять
же хвала небесам, ни за кем не закреплена, и каждый волен сам искать
истину, не находить ее, но не сдаваться. Да и чему учит церковь,
смирению и долготерпению, тому, что нет власти не от Бога. Таким
образом, чиновник, обворовывающий тех же сирот и беспризорников,
осуществляет Божью волю! Возможно, именно из-за примата идеи над
экономикой, наш быт так скверно устроен. Мы сохраняем веру во
внутреннее преобразование личности, живущей по высоким духовным
образцам, максимализм нравственных постулатов накладывает отпечаток
на все наши суждения, и при этом мы увязли по уши в навозе и
грязи. Сегодня вместо закона Божьего есть Конституция, Декларация
прав человека, другие законы, регламентирующие жизнь общества, а
также, главное, более развитая этика, огромное литературное
наследие. А что мы потеряли, упразднив закон Божий? Суровую и
беспощадную ветхозаветную мораль. А также ту ограниченность и
нетерпимость, которая продиктована верой, граничащей с фанатизмом.
Кстати, любопытно, что за притеснение сирот древний Бог обещает
наказать обидчика по принципу: поскольку я милостив, я убью вас.
Христос не строил никаких храмов и не призывал этого делать
правителей, не рассуждал о национальной идее, зато призывал к
милосердию и выражал мысль о том, что добродеяние несет в себе
награду, а злодеяние – кару. Любовь к ближнему подчеркивается,
скажем, и в древнеиндийской культуре. И что это за радикализм такой:
«все материальные проблемы меркнут перед духовными трудностями»?
Неужели грешно заботиться о теле, которое есть «вместилище духа»? Да
и не наблюдал я у церковнослужителей такого презрения к
материальному, о котором говорится. В самом деле, не красна изба
углами. Дом, так же как и город, может обойтись без «красного
уголка», а вот без просвещения, умных людей – вряд ли. Когда
человеку плохо он сам прибежит в церковь. А вот сомневаться в том,
правильно ли я поступаю, насколько все устроено так, как должно –
этому никто не учит. И не надо свой индивидуальный религиозный опыт
выдавать за нечто сугубо правильное, истину в последней инстанции.
Как это похоже на уравниловку и унификацию всех. Сколько можно
наступать на одни грабли? Разве вытравишь в одночасье советское
прошлое? Цель по-прежнему оправдывает средства? В конце концов,
религиозное мировоззрение – не единственное и не основное,
существует много других взглядов на мир, например, научный. Как и
некогда все, что ни делается, делается у нас по многочисленным
просьбам трудящихся, будь то повтор съезда партии по телевидению или
строительство церкви и все это при «тотальном равнодушии и общем
бездействии». Вообще, чистая совесть – изобретение дьявола.
Вспомним этику Швейцера, по которой человек хотя и не может не
наносить вреда другим жизням, но, руководствуясь определенными
принципами в своих действиях, сводит вред, связанный с его
существованием, к минимуму. Способы осуществления этических
принципов зависят от силы воли, смекалки, опыта, обстоятельств,
умения, интеллекта индивида. Причем здесь строительство храмов, в
которых главным давно стала обрядовая сторона, а не рефлексия и
просвещение? Не за внешнее ли следование правилам, формализм осуждал
Христос фарисеев? Кстати, Альберт Швейцер участвовал в попечении
беспризорных и бродяг. В своей деятельности он дистанцировался от
различных филантропических организаций – не всегда безупречных. Да и
остро чувствуя любую фальшь, считал благотворительность, во многих
случаях, самообманом нечистой совести. Для кого-то важнее построить
церковь и, возможно, спихнуть часть забот и угрызений совести за то,
что в нашей стране огромное число сирот и беспризорников, пьяниц и
уголовников. Несколько ханжескими выглядят заявления А.Гезалова
по поводу тлетворной роли интернета и телевидения. Зачем тогда было
создавать свой сайт, который стал одним из победителей конкурса
социальной рекламы «Лучший региональный проект по проблематике
формирования толерантных отношений в обществе средствами
глобальной сети Интернет», проводимом по заказу и при поддержке
Министерства образования и науки Российской Федерации? К слову
сказать, другая карельская общественная организация – «Молодежная
правозащитная группа» также удостоилась премии в этом конкурсе. Чем
плохи настоящие детективы? К тому же сейчас можно найти литературу
на любой вкус. Неужели настолько бесспорны только негативное влияние
телевидения, в целом масс-медиа, и положительное во всем влияние
церкви? Насколько объективен такой взгляд? Кто не с нами, тот против
нас? Где же здесь терпимость к инакомыслию, стремление понять
другого, признание права быть иным? Зачем власти заниматься
идеологической пропагандой? Не лучше ли показать себя прагматиками и
хозяйственниками, решающими многолетние проблемы, не только свои
собственные? Тысячи горожан стоят десятки лет в очереди за жильем,
молодежь спивается и деградирует, здоровье населения ухудшается и
прочее. Вместо того, чтобы решать эти вопросы власть выступает в
качестве политрука, насаждающего сегодня православие в Карелии.
Вместо поощрения гуманизма, свободы совести и вероисповедания,
демократии, а также утверждения ценности пытливого научного
познания, заботы о здоровье и благополучии граждан в Петрозаводске
закладываются основы религиозного доминирования и фанатизма. Так и
хочется обратиться с молитвой к Богу: Господи, умерь моду на
тебя! Для нас бюджет города – не какая-то «финансовая
организация», ООО или ЧП. Деньги, поступающие в казну, должны
работать на горожан и решать их проблемы. К сожалению, то, что есть
в реальности разительно отличается от того, что должно быть, и
большинство депутатов давно уже не представляют интересов своих
избирателей. И последнее. Давайте избавимся от пафоса и
патетики, без которых не можем «возрождать» Россию. Да и что это на
самом деле значит - возрождать? Неужели можно всерьез говорить о
повторении прошлого? Тогда пойдем до конца и восстановим царизм,
начнем завоевывать новые земли и тому подобное со всеми вытекающими
последствиями. Как будто сейчас ничего нет, полная разруха,
варварство, пустыня! А когда, скажите, были простые, легкие и
счастливые времена для страны? Всегда ли роль церкви была такой
однозначно положительной? М. Ефимов
Публичная лекция «Основы здоровья и долголетия» 28 июня в
18.00. Кооперативный техникум, актовый зал, Первомайский пр, 1-А.
Вход свободный. Б.К.Чакрадхари, генеральный директор филиалов
БКВДУ в России и других странах СНГ и Балтии, координатор женского
крыла Фонда преподавания и исследования Раджа-йоги, Индия
олицетворяет собой духовную любовь и мудрость, глубокий внутренний
покой и силу. Она родилась в 1942 году. Закончила Пенджабский
университет по специальности история и политика. Особый интерес к
духовной Истине и медитации привел ее в Брахма Кумарис Всемирный
Духовный Университет. Основанный в 1936 году в Индии как
международная организация Университет стал членом департамента
общественной информации, генеральным консультативным членом ООН. В
своих 5000 центрах он дает духовное образование людям из более чем
92 стран независимо от их возраста, культуры, цвета кожи и
национальности. Жизнь Чакрадхари посвящена бескорыстному служению
человечеству. Она заряжает всех своей устремленностью и энтузиазмом.
Ее глаза смотрят с огромной любовью, а сердце всегда наполнено
добрыми пожеланиями. Приблизившись к ней, каждый попадает в ауру
этого света любви и добра. Она автор многих статей, участник
многих международных конференций, семинаров, ретритов и круглых
столов. Ее выступления дают возможность людям лучше понять себя и
мир, стать мудрее, чтобы сделать этот мир лучше. В Россию Диди
Чакрадхари приехала в сентябре 1989 года по приглашению Комитета
защиты мира, чтобы прочитать три лекции, но ее уговорили
задержаться. Интерес советских людей к духовному Знанию оказался
чрезвычайно велик, и по их многочисленным просьбам было решено
открыть в Москве Центр – филиал БКВДУ. Позже приглашения стали
поступать из других городов, и сейчас под руководством Диди
Чакрадхари в России и других странах СНГ и Балтии работает 27
центров. Диди Чакрадхари являет собой пример неутомимого
подвижничества. Она щедро делится своим опытом, обучая людей
Раджа-йоге, помогая им обрести внутреннюю свободу, мир и гармонию в
жизни, создать свою судьбу.
Резолюция ПАСЕ 1455 (2005) о выполнении обязанностей и
обязательств Российской Федерацией
1. Российская Федерация присоединилась к Совету Европы 28
февраля 1996 года. При присоединении она обязалась соблюдать свои
общие обязанности по Уставу Совета Европы, а именно -
плюралистическая демократия, верховенство права и права человека и
основные свободы для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией.
Российская Федерация согласилась также выполнить в установленные
предельные сроки ряд конкретных обязательств, перечисленных в
Заключении № 193 (1996).
2. В последние 15 лет в Российской Федерации произошли коренные
преобразования. Последний доклад Ассамблеи о результатах мониторинга
и ее Резолюция 1277, принятая в апреле 2002 года, приветствовали
несомненный прогресс, которого достигла Россия по направлению к
верховенству права и демократии, а также предпринятые Россией после
вступления в Совет Европы значительные усилия по выполнению своих
обязанностей и обязательств.
3. За последние три года Российская Федерация приняла новый
уголовно-процессуальный кодекс и закон об альтернативной гражданской
службе; существенно сократила число лиц, отбывающих наказание в
пенитенциарных учреждениях; подписала Конвенцию о передаче
осужденных лиц; ратифицировала договор о границе с Литвой и
подписала такой договор с Эстонией. Вместе с тем, за тот же период
было очень мало сделано для выполнения других обязательств, включая
обязательства, касающиеся отмены де-юре смертной казни, вывода
российских войск из Молдовы, и обязательство отдать в руки
правосудия виновных в нарушении прав человека, особенно в связи с
событиями в Чечне.
4. Период после выхода последнего доклада о результатах
мониторинга был также отмечен усилиями российских властей по решению
ряда серьезных проблем, которые представляли - и в ряде случаев до
сих пор представляют - угрозу для политической стабильности,
экономического прогресса и нормального функционирования
демократических институтов в стране. К этим проблемам относились:
сохраняющаяся террористическая угроза, связанная с конфликтом на
Северном Кавказе, непрозрачная и незаконная приватизация, которая
привела к установлению олигархического контроля над многими
экономическими активами и ресурсами России, а также предполагаемая
коррупция среди некоторых губернаторов, которые не были подотчетны
ни федеральным органам, ни избравшему их населению.
5. Парламентская ассамблея полностью поддерживает российские
власти в их усилиях по решению этих проблем и по повышению
эффективности и улучшению подотчетности политико-административной
системы России. Она полностью признает право российских властей на
проведение реформ, адаптированных к экономическим, политическим,
административным и историческим реалиям России. Однако Ассамблея
считает также, что российским властям следует делать выбор в пользу
решений, которые соответствуют юридически и политически обязательным
стандартам и принципам Совета Европы.
6. Ассамблея считает, что представленный осенью 2004 года пакет
реформ, направленных на укрепление "вертикали власти", является
причиной значительной озабоченности, поскольку во многих отношениях
он может подорвать систему сдержек и противовесов, необходимую для
нормального функционирования любой демократии. Для надлежащего
функционирования демократии власть должна не только укрепляться по
вертикали, должно также иметь место и ее разделение по горизонтали.
7. Ассамблея озабочена тем, что последние изменения в
законодательстве о выборах в Государственную Думу и организации
политических партий существенно ограничат политическую конкуренцию в
России. Значительно более высокий (7 процентов) порог на выборах,
запрет на создание предвыборных коалиций и сокращение минимального
числа партий, которые должны быть представлены в нижней палате, с
четырех до двух, а также новые ограничительные правила для партий,
имеющих право соперничать на выборах в Государственную Думу,
значительно повысят барьер попадания в парламент, что явно пойдет на
пользу партиям, уже представленным в нынешнем составе
Государственной Думы.
8. Точно так же изменения, наделяющие президента решающим
влиянием на выборы губернаторов в регионах, окажут воздействие на
состав верхней палаты российского парламента - Совета Федерации, в
обязанности которой входит контроль за работой федерального
правительства и президента. Согласно новому законодательству,
половина членов Совета будет назначаться региональными
губернаторами, которые сами отбираются - и могут быть в любой момент
отстранены от должности - самим президентом. Подобная ситуация явно
несовместима с основополагающим демократическим принципом разделения
власти между законодательными и исполнительными органами.
9. Ассамблея обеспокоена тем, что недавние предложения об
установлении контроля исполнительной власти над назначением и
отстранением от должности судей, дисциплинарными процедурами в их
отношении, а также над судебным департаментом могут подорвать
перспективы независимой и беспристрастной судебной системы в
Российской Федерации.
10. Недавнее создание "общественной палаты", которой поручено
"согласование интересов" граждан, неправительственных организаций и
органов государственной власти, заслуживает критической оценки.
Действительно, трудно понять, почему было необходимо создавать новый
орган для исполнения роли, которую обычно осуществляют избранный
демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и
подлинно независимое и свободно действующее гражданское общество - с
другой.
11. Делегации Ассамблеи осуществляли наблюдение за
парламентскими и президентскими выборами в декабре 2003 года и марте
2004 года, соответственно, и в обоих случаях подвергли резкой
критике необъективное освещение событий в СМИ и использование
административных ресурсов в интересах нынешнего президента и его
политических союзников. По мнению Ассамблеи, нехватка плюрализма и
беспристрастности в вещательных средствах массовой информации
является непреодолимым препятствием для проведения действительно
свободных и справедливых выборов и для нормального функционирования
демократии в целом.
12. Ассамблея поэтому настоятельно призывает российские власти
улучшить условия для нормального функционирования плюралистической
демократии и с этой целью:
i. укрепить правовые, административные и политические условия,
которые позволят избранному демократическим путем и подлинно
плюралистическому парламенту не только поддерживать, но и
контролировать исполнительную власть;
ii. пересмотреть недавно принятое законодательство о выборах
губернаторов регионов в той части, в которой оно оказывает влияние
на состав и независимость верхней палаты российского парламента, с
тем чтобы обеспечить полное соблюдение принципа разделения
властей;
iii. стремиться к достижению целей, которые стоят за созданием
общественной палаты, путем создания надлежащих административных,
налоговых и политических условий для нормального функционирования
гражданского общества в России;
iv. создать условия для плюралистических и объективных
вещательных средств массовой информации путем:
учреждения независимой организации общественного вещания и
независимого органа регулирования вещательного сектора в
соответствии со стандартами Совета Европы;
улучшения условий для нормального функционирования частных
общенациональных вещательных средств массовой информации, которые
должны быть свободны от вмешательства государства;
v. незамедлительно прекратить притеснение и запугивание членов
гражданского общества, выступающих с критикой в адрес властей, и, в
частности, журналистов, представителей научного и природоохранного
сообществ, которые становятся жертвами необоснованного применения
законов о диффамации и государственной тайне.
13. В отношении верховенства права и защиты прав человека,
Ассамблея призывает российские власти предпринять следующие
шаги:
i. в отношении отмены смертной казни, незамедлительно
ратифицировать Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах
человека. Ассамблея напоминает, что первоначальный предельный срок
для выполнения данного обязательства истек в 1999 году и что другие
страны, не выполнившие это ключевое обязательство, были подвергнуты
санкциям;
ii. в отношении конфликта в Чеченской Республике, выполнить
рекомендации, изложенные в Резолюции 1403 (2004), и в особенности
принять эффективные меры для немедленного прекращения продолжающихся
«исчезновений», пыток, незаконных задержаний, содержания под стражей
«инкоммуникадо» в незаконных и тайных местах заключения, незаконных
убийств; привлечь к суду лиц, виновных в нарушениях прав человека;
добиваться мирного разрешения конфликта; строго соблюдать нормы
международного гуманитарного права; уголовно преследовать любую
попытку запугивания и притеснения правозащитников и лиц,
обратившихся в Европейский суд по правам человека; выполнять
рекомендации, содержащиеся в докладах Европейского комитета по
предотвращению пыток, и рассмотреть вопрос об их публикации;
iii. безоговорочно сотрудничать с Европейским судом по правам
человека, воздерживаться от создания каких бы то ни было помех на
пути эффективного осуществления права на подачу индивидуальных жалоб
в Суд и без промедления и в полном объеме выполнять вынесенные им
постановления, в особенности по делу «Илашку и другие»;
iv. в отношении жестокого обращения и случаев смерти в
вооруженных силах вне рамок военных конфликтов, проводить политику
абсолютной нетерпимости к сохраняющейся там эндемической проблеме
«дедовщины» путем организации учебно-просветительских программ для
офицерского состава и проведения систематических, заслуживающих
доверия и открытых расследований и уголовного преследования по
случаям нарушений;
v. в отношении недавно принятого закона об альтернативной
гражданской службе, пересмотреть закон с целью изменить его
несоразмерный характер и привести его в соответствие с европейской
практикой;
vi. активизировать усилия по борьбе с насилием и дискриминацией
на религиозной, этнической и расовой почве; улучшить, в частности,
положение турок-месхетинцев, желающих остаться в Краснодарском крае,
а также расследовать все проверенные случаи их притеснения и
дискриминации и обеспечить наказание за них;
vii. гарантировать исключение любой юридической,
административной и фискальной дискриминации в отношении так
называемых нетрадиционных верований и привести выполнение
федерального закона о свободе совести и о религиозных объединениях в
соответствие со стандартами Совета Европы;
viii. продолжать реформирование судебной системы в строгом
соответствии со стандартами Совета Европы в целях эффективного
устранения каких бы то ни было сомнений относительно справедливости
и независимости судебной системы России, возникших, в частности, в
контексте судебных процессов против руководителей компании
"ЮКОС";
ix. продолжить реформу прокуратуры, руководствуясь
соответствующими европейскими стандартами, а также Заключением
Венецианской Комиссии №340/2005, принятым 10-11 июня 2005 года, в
частности касательно широких полномочий по общему надзору; снять
оговорку к статье 5 Европейской конвенции о правах человека;
х. в отношении закона о федеральной службе безопасности:
пересмотреть закон о федеральной службе безопасности в целях
приведения ее следственных и правоохранительных полномочий в
соответствие с принципами и стандартами Совета Европы и выполнения
таким образом обязательства, первоначальный предельный срок
реализации которого истек в феврале 1997 года;
незамедлительно передать Лефортово и все другие следственные
изоляторы, находящиеся в настоящее время в ведении Федеральной
службы безопасности, Министерству юстиции.
xi. в отношении Европейской хартии региональных языков или
языков меньшинств - незамедлительно ее ратифицировать и таким
образом выполнить обязательство, первоначальный предельный срок
выполнения которого истек в феврале 1997 года;
xii. в отношении Европейской Социальной Хартии и Европейской
конвенции о передаче осужденных лиц - ратифицировать их в кратчайшие
сроки.
14. Что касается отношений России с соседними и другими странами
региона, также являющимися государствами-членами Совета Европы, то
приветствуя недавние договоренности о закрытии оставшихся российских
военных баз в Грузии, Ассамблея настоятельно призывает российские
власти предпринять следующие шаги:
i. в отношении вывода российских войск и их техники и
вооружений, оставшихся на территории Молдовы, незамедлительно
осуществить этот вывод, который должен был быть завершен к октябрю
1997 года;
ii. в отношении рассмотрения соседних и других стран региона в
качестве зон особого влияния, отказаться, как от неверной, от
политики «ближнего зарубежья», оказывать конструктивное содействие
решению открытых вопросов и прекратить такие виды деятельности, как
выдача российских паспортов жителям грузинских регионов Абхазии и
Южной Осетии, которые могут, прямо или косвенно, подрывать
суверенитет и территориальную целостность этих стран;
iii. сотрудничать с грузинским органами власти в создании
условий для добровольного возвращения турок-месхетинцев в районы,
откуда они были насильственно депортированы;
iv. в отношении компенсации лицам, которые были депортированы из
оккупированных балтийских государств, и их потомкам, как это указано
в пункте 7.xii. Заключения № 193 (1996), решить эти вопросы как
можно скорее;
v. завершить работу над подписанием и ратификацией договора о
границе с Латвией;
vi. содействовать доступу к архивам, хранящимся в Российской
Федерации, как это отмечено в пункте 10.v. Заключения № 193
(1996);
vii. быстро урегулировать все вопросы, касающиеся возвращения
культурных ценностей, требования на которые предъявили
государства-члены Совета Европы, как указано в пунктах 10.xii. и
xiv. Заключения № 193 (1996);
viii. касательно отношений с Беларусью, обусловить любую
политическую или финансовую помощь властям Беларуси соблюдением прав
человека и гражданских свобод народа Беларуси.
15. Ассамблея обрадована недавними заявлениями российской
делегации, которая обещала прогресс в выполнении некоторых
оставшихся обязательств. Тем не менее, Ассамблея желает подчеркнуть,
что российское руководство должно не только значительно ускорить
выполнение остающихся обязательств, но и скорректировать курс ряда
проводимых в последнее время политических, законодательных и
административных реформ. Это особенно касается изменений, влияющих
на нормальное функционирование плюралистической демократии, которое
подразумевает проведение свободных и справедливых выборов,
обеспечение надлежащих прав оппозиции, подотчетность исполнительной
власти и независимость средств массовой информации.
16. В этом контексте Ассамблея принимает решение продолжить
мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязанностей и
обязательств до тех пор, пока она не получит подтверждение
значительного прогресса, особенно по вопросам, затронутым в
настоящей Резолюции.
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|