|
|
|
|
01.06.2005 Час Ноль № 41
«Ксенофобия
молодеет!» Рассказать петрозаводским учащимся и студентам о
политическом экстремизме в современной России приезжал профессор
университета МВД РФ в Санкт-Петербурге Михаил Михайлович Родионов.
Зараза политического экстремизма с невероятной скоростью
распространяется по стране, хотя, нет, более правильным будет
сказать, что эта чума повсеместно просыпается, ведь никто не станет
отрицать, что в его душе не живет толика благородного
патриотического чувства, зачастую граничащего с национализмом, или
просто неприязнь к лицам другой национальности. Носителями
националистического вируса являются как неокрепшие умы молодого
поколения, которым навязывают дилетантски адаптированную к нашему
времени идеологию фашизма и национал-социализма, так и вполне
взрослые люди. В виду предельной примитивности таких идей они быстро
завоевывают широкую популярность в самых широких кругах. Все бы
ничего, но национализм – вещь отнюдь не безобидная. За первые пять
месяцев текущего года на почве национальной ненависти было убито 4
человека, всего пострадало 76 человек, и это не считая массовых
драк, устроенных, в том числе, футбольными фанатами, среди которых,
зачастую, вербуются будущие активисты националистически настроенных
организаций. Так называемый «третий тайм», или «двадцать пятый час»
– кодовое название тотальной «зачистки» - «мочи всех черных!».
Количество уголовных дел на данной почве возросло с 3 в 2003 году до
5 в 2004 году. Это и дело Хуршиды Султановой – убийство маленькой
девочки из Таджикистана. Ее маленькому брату повезло: отброшенный
ударом дубинки под автомобиль, он спасся от обезумевших подростков;
зверское убийство двух цыганок, продавца арбузов, дело «Шульц 88»,
убийство Н. М. Гиренко, дававшего консультации по вопросам
национализма, фашизма, выступавшего экспертом на судах против
неофашистских организаций. Приехавший в Петрозаводск по
приглашению Карельского отделения «Молодежной Правозащитной Группы
(МПГ)» профессор университета МВД РФ в Санкт-Петербурге М. М.
Родионов провел лекции-беседы в ряде учебных заведений, таких как
первый профессиональный лицей, КГПУ, железнодорожный техникум,
ПетрГУ, учебный центр МВД Карелии. Это стало возможным благодаря
проекту «Налаживание демократической просветительской работы и
работы с молодежью в Карелии», осуществление которого
профинансировал Фонд «Память и будущее» в размере 5000 евро.
М.Родионов говорил о том, что жертвы неонацистов «молодеют». И это
неудивительно, ведь сами убийцы – подростки, которым навязаны
чудовищные мифы об их исключительности и превосходстве над другими,
«неполноценными» народами, которых надо уничтожать. Михаил
Михайлович привел следующую статистику: 35% молодых националистов –
выходцы из неполных семей (90% из этих семей стали неполными в 90-е
гг.), 58% - дети, родители которых заняты в торговле, ресторанном
бизнесе (т.е., с высоким достатком), 22% - дети, родители которых
занимаются мелким и средним бизнесом. Мы видим, что говорить о
вербовке в прямом смысле слова так называемых представителей
«социального дна» не приходится, что существенно усложняет дело,
придавая ему подчас политический характер: порой трудно бывает
привлечь виновника к ответственности по той причине, что у него
влиятельные родители с щедро оплачиваемыми адвокатами. Вирус
национализма находится в каждом из нас. Единственный выход – учиться
быть толерантным. Толерантность заключается в признании за другим
права быть иным, непохожим на всех – Бог леса не ровнял. Растет
и количество организаций профашистской направленности, спекулирующих
на патриотизме: всем известное РНЕ, упоминания о котором можно найти
на заборах, стенах домов и гаражах любого района Петрозаводска.
«Молодежная правозащитная группа» Карелии проводила акцию по
закрашиванию таких надписей, не допуская привыкания населения к
подобному явлению, что в свою очередь чревато попустительским
отношением к проявлениям национализма, антисемитизма, кавказофобии,
всех форм дискриминации. Среди подобных организаций и «Русский
национальный союз» и «Национальная народная партия», Национальная
державная партия и многие другие, в заявлениях которых можно
встретить националистическую риторику. Так что, граждане, будьте
бдительны! «Мы переживает тяжелый кризис. Одной из причин
которого стали последствия локальных войн и холодной войны. Огромное
количество народа прогнали через горячие точки. Всему обществу
требуется психологическая реабилитация! Ксенофобия молодеет, о чем
свидетельствуют анкетирования и опросы, проводимые активистами нашей
организации. Например, восьмиклассники одной из петрозаводских школ
открыто заявляют о своей ненависти к некоторым национальностям,
сравнивая их со свиньями и собаками, отказывая им в праве вообще
ходить по земле! В целом же, в России случаи избиений или убийств на
национальной почве происходят еженедельно. Совсем недавно, в
Ростове-на-Дону, толпа бритоголовых из почти 60 человек осадила
общежитие, в котором проживают иностранные студенты. О чем говорить,
если угрозы радикалов распространяются даже на сотрудников
правоохранительных органов. Правозащитники едины во мнении, что
такого разгула неонацистской шовинистической риторики, изданий,
сайтов ранее в России не наблюдалось! Мы озабочены данной ситуацией
и делаем все, что в наших силах, чтобы противостоять распространению
неофашизма и расовой дискриминации!», - говорит руководитель МПГ
Максим Ефимов. Законодательная база для борьбы с национализмом
появилась не так давно. Указ президента Российской Федерации от 23
марта 1995 г. № 310 "О мерах по обеспечению согласованных действий
органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и
иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" еще
только предлагал Российской Академии наук выработать определение
фашизма. Уже хорошо то, что правительство признало существование
этого явления и его опасность для благополучия общественной и
политической жизни. Лед тронулся 11 мая 2005г., когда за убийство на
почве национальной ненависти чемпиона по каратэ Якова Кана осудили
скинхедов из Нагинска. Всплеск националистических настроений,
как считает Михаил Родионов, не случаен. «Тенденции культивации
национализма увеличиваются с ростом миграции на фоне экономической
нестабильности в обществе. Но корень зла – в маргинальности», -
говорит профессор. Маргинальностью М. Родионов называет переходное
состояние. Раньше в обществе поддерживалось определенное социальное
равенство, и поэтому та ужасающая дифференциация, произошедшая
крайне несправедливо и быстро - основная масса оказалась внизу
иерархической лестницы – является неестественной и опасной. Нужно
найти виноватого в своих бедах человека, коим, как правило,
становится «инаковыглядящий», который, якобы, занимает чужое рабочее
место и, устранив которого, будет ликвидировано главное препятствие
на пути экономического благополучия. Маргинальность также бывает и
восходящей: у власти появилось много случайных людей, которые не
имеют способности к управленческой деятельности, или являются
жуликами, а следовательно не могут эффективно управлять, меняя
ситуацию к лучшему. На слабую, временную власть, как известно, можно
надавить, что и делают агрессивно настроенные организации
экстремистского толка, набрав себе «исполнителей» из числа молодежи
– «естественных маргиналов» в силу возраста. У меня нет
оснований не верить, ведь национализм и его проявления – основной
предмет научного интереса М.М. Родионова, который он изучает и в
теории, и на практике в течение вот уже 30 лет. От
этноэкстремизма и терроризма спрятаться невозможно, они застанут
тебя везде: на дачном участке, в транспорте, в собственной квартире.
Необходимы солидарные меры общества и власти для противодействия
этому злу.
Мария Кирпиченко, активистка Молодежной правозащитной группы
– Карелия
"Память о Холокосте – путь к толерантности" С 28 июня по 1
июля 2005 г. в Москве и Подмосковье проходила шестая ежегодная
летняя сессия Международных курсов подготовки преподавателей по теме
«История Холокоста». Она была организована фондом «Холокост»
(Россия) совместно с «Яд Ва-Шем» (Израиль) и Форумом «Живая история»
(Швеция). Сессия открылась в 15 часов в Мемориальной синагоге на
Поклонной Горе. Кроме представителей Израиля, Швеции и России в
курсах приняли участие украинские коллеги из центрального
украинского фонда истории Холокоста «Ткума». На семинаре большое
внимание уделялось методике преподавания истории Холокоста. Были
даны разработки уроков по данной тематике. Говорилось о том, как
использовать на уроках документы (фото-, видеоматериалы,
свидетельства бывших узников концлагерей уничтожения и гетто), а
также документальные и художественные фильмы о Холокосте и
нацистском режиме. Почему же так важно сегодня знать историю
Холокоста, Шоа, Катастрофы (это названия геноцида еврейского народа
в годы Второй мировой войны)? В том, что такое знание необходимо ни
у кого из присутствующих не было сомнений. Аарон Вайс подчеркнул,
что благодаря преподаванию в учебных заведениях истории Шоа, можно
воспитывать молодое поколение в духе толерантности, плюрализма,
демократии и таким образом побороть антисемитизм. Ирит Абрамски
задавалась вопросом, как воспитывать новое поколение, которое было
бы свободно от ксенофобии? Безусловно, воспитание, образование –
длительный процесс. Институт «Яд Ва-Шем», название которого
переводится как «память и имя», создан не только для всестороннего
изучения Катастрофы, но и для того, чтобы возвратить имена тем
«безликим» жертвам Холокоста, которых нацисты пытались
дегуманизировать, превращая людей в материал для горения. В знак
протеста против равнодушия мира к Шоа, один еврей покончил жизнь
самоубийством. Нет ничего страшнее антисемитизма, с которого, по
сути, начался нацизм и Вторая мировая война. Алла Гербер с болью
говорила о распространении идеологии фашизма и антисемитизма в
современном мире и в России, в частности. О нарушении прав человека
на почве религиозной и национальной ненависти. До сих пор не
укладывается в голове, как мог произойти Холокост, унесший жизни
шести миллионов евреев? Как сегодня может существовать антисемитизм
– знак беды для всего человечества? Именно сейчас учитель несет
огромную ответственность за формирование у учащихся иммунитета,
категорического неприятия расистской и фашистской идеологии. Именно
учитель обязан научить своего ученика противостоять неонацистской
пропаганде. Именно учитель может и должен предотвратить Третью
мировую войну! Благодаря материалам и изданиям Фонда «Холокост»
теперь и в Петрозаводске доступны научные работы и учебные пособия
по истории Холокоста известного историка, сопредседателя Фонда Ильи
Альтмана, а также литература по данной тематике других авторов.
Ежегодно Фонд «Холокост» проводит конкурс работ школьников,
студентов и преподавателей "Память о Холокосте – путь к
толерантности". Основная задача - формирование толерантного
сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцидов;
воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, шовинизма,
неонацизма, антисемитизма; формирование у учащихся и педагогов
интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой
Отечественной войны; стимулирование и активизация поисковой,
научно-исследовательской и творческой деятельности школьников и
студентов по теме; создание и апробация новых методик и технологий
преподавания; повышение квалификации педагогов.
Максим Ефимов, председатель карельского отделения «Молодежной
правозащитной группы (МПГ)»
Насилие – это норма?! Во времена Советского Союза так, как
сегодня, проблемы национализма не существовало. Главная заслуга в
этом принадлежит системе образования, содержание которого отвечало
принципам интернационализма. Вероятно, это – наиболее эффективный
способ профилактики политического экстремизма. Как известно, основы
отношения к «чужим» закладываются в раннем детстве, при этом ребенок
некритично перенимает систему оценок и поведения, принятую в
родительской семье. Скорректировать негативные установки, «впитанные
с молоком матери», достаточно сложно, но можно, особенно если
информация исходит от источника авторитетного для ребенка, например,
от уважаемой и любимой учительницы. В какой мере этот принцип
применялся на практике и какими способами, рассматривать здесь мы не
будем. Давайте лучше поговорим о нас. К сожалению, в настоящее
время подобная задача не ставится даже формально, а образовавшийся
вакуум заполняется отнюдь не «разумным, добрым, вечным». В учебные
заведения хлынули фанатичные проповедники традиционных и
нетрадиционных вероучений, занятия по военно-патриотическому
воспитанию нередко ведутся членами радикально-националистических
движений. В результате активно проводится пропаганда расовой,
религиозной, социальной вражды и ненависти. Кроме того, школа почти
не сопротивляется влиянию националистических настроений, царящих в
обществе. Такое положение дел является нетерпимым. В связи с этим
остро актуальной задачей становится внедрение в образовательный
процесс мероприятий, направленных на формирование у подрастающего
поколения основ толерантности. Именно с этой целью в Петрозаводск из
Санкт-Петербурга был приглашен Валерий Борисович Столов. В. Б.
Столов закончил Российский Государственный педагогический
университет (исторический факультет, также курс обучения в Открытом
университете Израиля (название курса - "Катастрофа европейских
евреев") и специальные учебные программы Иерусалимского института
"Яд-ва-Шем" и института Мельтон Иерусалимского университета. Валерий
Борисович работает директором школы, преподавателем истории. Вёл
семинарские занятия для учителей истории и обществоведения, читал
лекции слушателям Европейского университета в Санкт-Петербурге, вот
уже пять лет принимает участие в качестве преподавателя в программе
"Климат доверия" правозащитной организации Лайт-Центр
(Санкт-Петербург). «Валерий Столов предлагает студентам
поразмышлять вместе с ним. Постоянно обращается к их сознанию и
опыту, пытаясь вызвать обмен мнениями, наладить диалог. В наших
учебных заведениях это не принято. Преподаватели часто просто
нагружают информацией, от которой очень скоро ничего не остается, а
вот научиться думать студенты не успевают. Именно сон разума
позволяет существовать идеологии национализма. Ценность таких встреч
именно в индивидуальном подходе и построении диалога между студентом
и преподавателем как способе познания мира и себя», - считает Максим
Ефимов, руководитель проекта председатель МПГ - Карелия. «Фашизм
как историческое явление, - рассуждает Валерий Столов, - выступал в
качестве динамичного антикоммунизма, поэтому в полной мере
возродиться сегодня он теоретически не может. То, что предлагают нам
современные идеологи – упрощенная для более легкого усвоения
молодежью и банальная бездоказательная компиляция из основных его
идей – является ответом на слабость власти и все тягости сегодняшней
жизни. Я не считаю, что национализм малых народов может иметь
позитивный характер: именно малые народы предрасположены к диким
проявлениям этого чувства. Имперские же народы более склонны к
абсорбции: русские, англичане. Хотя и здесь нельзя не вспомнить о
периоде колониализма: на острове Тасмания, имевшем статус британской
колонии, было уничтожено все туземное население. Нужно видеть мир
таким, какой он есть. Насилие – это во все времена норма».
Ксенофобия является одним из древнейших свойств человеческой
психики, она развивалась и приобретала все новые формы на протяжении
всей человеческой цивилизации. Ксенофобия «естественным образом»
воспроизводится как в ходе развития общества, так и в процессе
социализации субъекта, некоторый ее уровень является неизбежным для
любого человеческого сообщества. Возможно, что в той или иной мере
она заложена в самой природе человека, как бы не было грустно это
признать. Ее же противоположность – толерантность – является
культурно обусловленным свойством. Для формирования толерантности
необходимо прикладывать специальные усилия, развивать ее как в
процессе воспитания индивида, так и в социуме в целом в отличие от
ксенофобии, произрастающей как сорняк на огороде. «Национальное
чувство в той или иной форме присуще каждому и «восставать»,
пытаться искоренить это чувство отнюдь не выход. Все, что необходимо
сделать – это поместить его в социальные рамки. Человек должен
гордиться своей нацией. Другое дело, что гордость не должна
принимать нездоровые формы, порожденные разного рода заблуждениями.
Нацисты, например, считали, что большевизм – еврейская идеология
(тезис белых эмигрантов, возникший в результате высокого процента
представительства евреев в правительстве)». – рассказывал Валерий
Борисович студентам петрозаводских вузов и техникумов. Активисты
МПГ не ставят вопрос о полном искоренении ксенофобии в
Петрозаводске, что было бы совершенно нереалистично, целью
организации является снижение «градуса» национализма до некоторого
социально приемлемого уровня, а также минимизация наиболее опасных,
криминальных его проявлений посредством организации просветительской
и демократической работы среди молодежи республики Карелия. В
условиях же современных российских реалий даже незначительное
снижение уровня ксенофобии в обществе было бы большим достижением.
Думается, что такой подход к проблеме является наиболее
реалистичным, учитывающим базовые свойства человеческой психологии и
природы межгрупповых отношений. Национализм как неприятие
поликультурности возник, по мнению В. Б. Столова, вследствие
несостоятельности демократии, ведь, например, наша страна не стала
процветающей. Возникло разочарование, русское национальное чувство
сильно травмировано. Национализм, в данном случае, является некой
альтернативой общепринятому, но несостоявшемуся убеждению о
благоденствии человечества в рамках демократического строя. «Я не
хочу уезжать из России даже туда, где понятие о толерантности
является основной составляющей человеческих отношений: здесь уже
сложилась моя жизнь, я обладаю здесь некоторым статусом и уважением.
Хотя, может, молодым я бы и посоветовал все тщательно взвесить и,
исходя из стремления к собственному благополучию, сделать выбор:
уехать или остаться, ведь каждый человек должен сам обустраивать
свой мир. А географическое положение и гражданство – дело
второстепенное. Государство, как говорили в Америке еще в XIX веке,
должно выполнять функции ночного сторожа. Я не живу в герметичном
мире и осознаю, что тезис об автономности каждого человека ложен:
все люди зависят друг от друга. Поэтому толерантность я воспринимаю
как призыв отказаться от своих предпочтений в угоду обществу. Данный
подход сработает, если и потенциальный субъект, и потенциальный
объект национализма одинаково строго будут придерживаться этого
положения. Например, мы делаем все, чтобы не ущемить национальное
достоинство лиц кавказского происхождения, но и они должны вести
себя соответствующим образом, не давая повода сомневаться в данном
подходе, что, к сожалению, часто не соответствует действительности.
Меня как директора еврейской школы беспокоит то, что о нас думают,
поэтому я делаю все, чтобы сформировать положительное отношение
общественности ко мне и к моей общине. Исходя из этого убеждения, я
осуждаю чрезмерную эксплуатацию некоторой частью еврейской общины
темы Холокоста. Ведь это не случайно, что сегодня наблюдается
всплеск антисемитизма: все происходит с подачи. Закон: как вы – к
ним, так и они – к вам. Вот вам практический совет: если у вас
возникли проблемы с представителем какой-либо национальности,
пригласите или поговорите с человеком, возглавляющим эту общину у
вас в городе, он как лицо, заинтересованное в формировании
положительного отношения к национальности в целом, будет
содействовать урегулированию возникшего конфликта. Таким образом,
диалог является наиболее приемлемой и действенной формой
межнационального общения, приносящего гуманные плоды. Поэтому, в
условиях бездействия правоохранительных органов, нужно «будить»
общественность, организовывать беседы по образцу имевших место в
ПетрГу (Pro et Contra), просвещать общество, дать всем его
прослойкам возможность высказаться». – такими мыслями поделился с
нами Валерий Борисович. Прочитав лекции в ряде учебных
заведений, наш гость поспешил вернуться в Санкт-Петербург: весь
следующий день у него был уже распланирован. О Петрозаводске у него
сложилось хорошее впечатление. Мария Кирпиченко, активистка
Молодежной правозащитной группы - Карелия
ПОЛОЖЕНИЕ о IV Международном конкурсе работ школьников,
студентов и преподавателей "Память о Холокосте – путь к
толерантности" Цели конкурса: ? УСВОЕНИЕ УРОКОВ ХОЛОКОСТА ДЛЯ
ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ; ?
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕЗАВИСИМОГО МЫШЛЕНИЯ, КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
И ВЫРАБОТКИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА МОРАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЯХ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА; ? ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ,
СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ И ПРЕПОДАВАНИЮ ИСТОРИИ ХОЛОКОСТА;
ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ; ?
РАСШИРЕНИЕ КОНТАКТОВ И ОБМЕНА ОПЫТОМ РОССИЙСКИХ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
СО СВОИМИ ЗАРУБЕЖНЫМИ СВЕРСТНИКАМИ И КОЛЛЕГАМИ. Задачи
конкурса: ? формирование толерантного сознания, исторического
мышления и сочувствия к жертвам геноцидов; воспитание у учащихся
понимания опасности ксенофобии, шовинизма, неонацизма,
антисемитизма; формирование у учащихся и педагогов интереса к
малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой
Отечественной войн; стимулирование и активизация поисковой,
научно-исследовательской и творческой деятельности школьников и
студентов по теме; создание и апробация новых методик и технологий
преподавания; повышение квалификации педагогов. Участники
конкурса УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА МОГУТ БЫТЬ ГРАЖДАНЕ РОССИИ, СНГ,
ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ: 1. ШКОЛЬНИКИ (8 – 11 КЛАСС) И УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ; 2. СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖЕЙ И
ВУЗОВ; 3. ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ; АСПИРАНТЫ.
Тематика конкурсных работ НА КОНКУРС ПРИНИМАЮТСЯ: 1.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ (ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА И ТЕМАТИЧЕСКИЕ). 2.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (ЭССЕ, РАССКАЗЫ, СТИХИ, РИСУНКИ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ
ФИЛЬМЫ, САЙТЫ). 3. ПОИСКОВЫЕ РАБОТЫ (ИНТЕРВЬЮ; ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
ИСТОРИИ СЕМЬИ, ОСНОВАННЫЕ НА ДОКУМЕНТАХ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВ
И Т. Д.). 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ. ТЕМАТИКА ПРЕДСТАВЛЕННЫХ
НА КОНКУРС РАБОТ МОЖЕТ КАСАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ВОПРОСОВ: ? СУДЬБЫ
ЕВРЕЕВ В ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИИ И ОККУПИРОВАННОЙ ЕВРОПЕ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО
– НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР); ЖИЗНЬ И БОРЬБА В ГЕТТО И
КОНЦЛАГЕРЯХ; СОПРОТИВЛЕНИЕ (ПОДПОЛЬНЫЕ ГРУППЫ; ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ,
ВООРУЖЕННЫЕ ВОССТАНИЯ); ? СПАСЕНИЕ ЕВРЕЕВ ЛЮДЬМИ ДРУГИХ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ (ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА). ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
РАЗРАБОТКА СЛЕДУЮЩИХ ПРОБЛЕМ: "ДЕТИ – ЖЕРТВЫ ХОЛОКОСТА", "ХОЛОКОСТ И
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ", "ХОЛОКОСТ И РАЗВИТИЕ
ЦИВИЛИЗАЦИИ"; "ХОЛОКОСТ В ИСКУССТВЕ", "ХОЛОКОСТ В ИСТОРИИ МОЕЙ
СЕМЬИ", «ХОЛОКОСТ И ЦЕРКВИ», "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ НА
ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ХОЛОКОСТА", «ОТРИЦАНИЕ ХОЛОКОСТА КАК ФОРМА
НЕОНАЦИЗМА» И Т. Д. В ГОД 60-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРОСИМ
УДЕЛИТЬ ТЕМАМ: «РОЛЬ КРАСНОЙ АРМИИ В СПАСЕНИИ ЕВРЕЕВ ЕВРОПЫ»,
«ХОЛОКОСТ И НАЦИСТСКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР».
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ
ХОЛОКОСТА: ПЛАНЫ И ТЕКСТЫ УРОКОВ; ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВОВ; ПРОЕКТЫ;
СЦЕНАРИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ; УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ; ТЕКСТЫ ДЛЯ
РАЗДЕЛОВ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:
"АНТИСЕМИТСКАЯ ПОЛИТИКА НАЦИСТОВ В ГЕРМАНИИ", "НАЦИСТСКИЙ
ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ И ХОЛОКОСТ", "НАЦИОНАЛИЗМ СЕГОДНЯ", "НАРУШЕНИЕ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА РАСОВОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ПОЧВЕ", "ЭХО
ХОЛОКОСТА - КСЕНОФОБИЯ, РАСИЗМ, АНТИСЕМИТИЗМ". В КАЧЕСТВЕ
КОНКУРСНЫХ РАБОТ МОГУТ ВЫСТУПАТЬ ТАКЖЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ,
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ И WEB-САЙТЫ. Требования к
исследовательским работам 1. Рекомендуемый объем конкурсной
работы – не менее 10 страниц (на компьютере). 2. Требования к
печати: 1 страница – лист формата А-4; Microsoft Word, шрифт Times
New Roman Cyr, размер шрифта 14, печать через 1,5 интервала,
выравнивание по ширине (если работа не отправлена по E–mail,
предоставляется дискета, с содержанием текста работы). 3.
Страницы работы должны быть пронумерованы. 4. Обязательно наличие
титульного листа с указанием названия работы и следующих данных: для
школьников, студентов и аспирантов -- ФИО автора, место учебы, класс
(курс), сведения о научном руководителе (ФИО, преподаваемый предмет
(кафедра); для преподавателей – ФИО, место работы, должность
(включая преподаваемый предмет и (или) кафедру). 5. Работа
должна включать: Содержание (план); Введение, раскрывающее цели и
задачи работы; Основную часть; Заключение, соответствующее
поставленным во введении задачам. 6. Если работа снабжена
приложениями, необходим их список. 7. При использовании
литературы и документов необходимы сноски (ссылки) и библиография
(список источников и использованной литературы). 8. Принимаются
работы на русском или английском языках. 9. На конкурс могут быть
переданы работы лауреатов национальных конкурсов по теме Холокоста,
в том числе - выполненные на иных языках. Они передаются в Центр
«Холокост» Оргкомитетом (жюри) соответствующего Конкурса. При
необходимости работы предоставляются в переводе или с развернутым
резюме на русском (английском) языке. 10. К работе необходимо
приложить заявку на участие в Конкурсе (см. приложение), без которой
она не рассматривается. Приветствуются заявки по E-mail с указанием
даты отправки работы по почте. 11. Работы не рецензируются и не
возвращаются. 12. Участники конкурса передают Центру «Холокост»
права на обнародование и воспроизведение в любой форме, а также
перевод своей работы. При публикации работы или ее фрагментов
требуется обязательная ссылка на Конкурс. При публикации или
цитировании работ, присланных на Конкурс, будут указаны их
авторы. 13. Участникам конкурса из России по их запросу могут
быть бесплатно высланы книги, изданные в серии "Российская
библиотека Холокоста" (строго на адрес учебных заведений или
общественных организаций). При оценке работ учитывается: ?
соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и
задачам; ? актуальность и оригинальность постановки проблемы;
самостоятельный подход к ее решению; наличие результатов
исследования; ? глубина анализа и полнота отражения изучаемой
проблемы; умение делать выводы; научность, логичность и стиль
изложения; ? количество и качество использованных материалов, в
том числе научной и художественной литературы, документов,
периодической печати, архивных материалов, устных свидетельств,
иллюстраций; - Лучшие работы отмечаются специальными дипломами
трех степеней. - Работы победителей рекомендуются к
публикации. - Победители конкурса получают ценные подарки. -
Участники и победители конкурса приглашаются на семинары,
стажировки, конференции, в поездки по местам Холокоста, том числе -
за рубежом. Сроки и порядок представления конкурсных
работ Срок подачи - 1 ноября 2005 г. (при подаче работ до 1 июня
возможна их доработка по замечаниям рецензентов) Подведение
итогов – декабрь 2005 г. Награждение лауреатов конкурса – Москва,
январь 2006 г. Конкурсные работы следует направлять заказной
бандеролью по адресу: 115035, Москва, ул. Садовническая, 52/45,
Центр "Холокост". Справки: по тел.: (095)951-6797
(образовательный отдел), 953-3362; Тел/факс (095)951-5876 E-mail:
holofond@mtu-net.ru Приложение ЗАЯВКА
УЧАСТНИКА IV-го Международного конкурса работ "Память о Холокосте
- путь к толерантности"
Название работы
Автор (ФИО, полностью)
Учебное заведение
Класс (курс, должность)
Научный руководитель
Адрес учреждения индекс страна край, обл. город
ул. № дома Корпус
Домашний адрес индекс страна край, обл. город
Ул № дома Корпус квартира Контактный телефон (с
кодом) e-mail Дата заполнения Подпись
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|