Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации "Молодежная правозащитная группа (МПГ)", Youth Human Rights Group (YHRG) - независимая, неправительственная, некоммерческая, неполитическая организация, зарегистрированная 29 июня 2000 года в Петрозаводске
01.09.2005 «Час Ноль» № 44


Молодежная антифашистская и правозащитная газета Карелии
«Час Ноль» №44

«Толерантность», а по-русски – дружественность и понимание
Беседа с Верой Алексеевной Филипповой, доцентом кафедры философии Петрозаводского государственного университета. В. А. Филиппова – преподаватель в проекте «Налаживание демократической и просветительской работы и работы с молодежью в Карелии», который осуществляется при поддержке германского фонда «Память и будущее».
Общепринято представление о том, что сейчас российское общество находится на переломном этапе своего развития, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, и поэтому особенно важно зафиксировать и понять ценности, которыми руковод-ствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Откуда появилось неверие в себя и общество, растерянность, пессимизм у современного молодого человека? Почему молодежь вынуждена выбирать себе не ту профессию, которая по душе, а ту, которая обеспечит мало-мальски достойное существование? Молодое поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Но доцент кафедры философии Петрозаводского государственного университета Вера Алексеевна Филиппова убеждена, что межличностное общение в любые времена зиждется на одних и тех же основах – понимание, милосердие, дружелюбие.
– Какую, по Вашему мнению, роль в общении играет толерантность?
– Общение – это не только разговор, это оценка и самооценка поступка. Мы молчим с лучшими друзьями, потому что нам не нужны слова, все выражается метаречью – посредством взгляда, жеста. Внешне приличное, формальное, общение толерантным назвать еще нельзя: оно может оказаться подловатым по содержанию – это так называемый политес, формальная вежливость. Форма всегда была в сложных отношениях с содержанием. В состоянии раздражения мы можем вспылить, ничего не имея против человека, просто по поводу предмета обсуждения. Таково заблуждение многих студентов относительно преподавателей: раз строгий, значит грубый. Но необходимо помнить, что именно равнодушие драпируется внешним обхождением. Можно привести пример с детьми: мы можем огорчиться их поведением, но мы ведь любим их. Так у Толстого в сцене, когда Болконский-отец ругает при гостях дочь, княжну Марию, за то, как она «вырядилась» по случаю сватовства Курагина. И делает это он исключительно из-за отцовской любви, страдая за дочь, поставленную в нелепое положение.
Вера Алексеевна не любит слово «толерантность», но не потому, что оно иностранного происхождения, а потому, что считает его недостаточно выразительным для описания тонких оттенков внутренней жизни человека и качества межличностного общения. Более того, тот факт, что на «толерантности» сегодня спекулируют, порождает заведомо предвзятое отношение. Не желая использовать слово только из-за того, что оно стало модным в последнее время, преподаватель выражает «толерантность» русскими словами: дружественность, расположенность, понимание.
– В чем же корень нелицеприятия? Почему люди столь самолюбивы и несамокритичны?
– Мы плохо понимаем друг друга – ослаблена способность идентификации себя с другим человеком. Это то, что называется эгоцентризмом – способность все себе прощать, не прощая ничего другим.
Действительно, с точки зрения этнологии, для того, чтобы появилось субъектное «мы», требовалось повстречаться и обособиться с каким-то «они». Иначе говоря, если рассматривать вопрос в субъективной, психологической плоскости, «они» еще первичнее, чем «мы». Первым актом социальной психологии надо считать появление в сознании индивида представления о «них». Только ощущение, что есть «они», рождает желание самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы».
«Они» на первых порах куда конкретнее, реальнее несут с собой те или иные определенные свойства – бедствия от вторжения «их» орд, непонимание «ими» «человеческой» речи. Для того, чтобы представить себе, что есть «они», не требуется персонифицировать «их» в образе какого-либо вождя, какой-либо возглавляющей группы лиц или организации. «Они» могут представляться как весьма многообразные, не как общность в точном смысле слова.
Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и, тем самым, скреплению общности. Этнографии известны бесчисленные примеры таких искусственно поддерживаемых бытовых и культурных различий между соседями.
– Как Вы относитесь к национализму?
– Есть молодые люди, которые говорят, что терпеть не могут «черных» в СВОЕЙ стране. Но ведь если человек учится в России, то он согражданин или гость, с которым просто неприлично обходиться недружественно. Не общайся, если антипатия сильна до такой степени, но преследовать ты не имеешь права.
– Есть ли разница между тем, как общаются люди сегодня и как «тогда»?
– Нельзя сказать, что раньше общение между людьми было на качественно ином уровне, чем-то лучше и благополучнее. Помните, еще у Пушкина: «Ужасный век, ужасные сердца!» Люди, по существу, никогда друг друга безоглядно не любили. И сейчас проблемы остались те же, только на другом материале, в другой социально-исторической ситуации.
– А как в религии решается этот вопрос?
– Религия призывает нас следовать Богом завещанному, к тому, что выше нас, к тому, что свято – к любви, к заповеди Бога, предлагает способ некоторой «прислоненности» к Богу. Притом, что это необходимая форма культуры, она не достаточна. Не даром терроризм возник на религиозных опорах, хотя религиозные конфликты на протяжении всей истории перерастали в насилие, религией всегда спекулировали. А мораль – это самоповеление личности, личная добрая воля, это опора на онтологические ценности, выход за пределы логики жизни к логике должного. Трусость, предательство, глупость, самолюбие, которые могут быть оправданы по логике жизни, являются основой всех пороков, если следовать логике должного. Любому поступку часто предшествует вопрос: «Что я с этого буду иметь?» – постоянные притязания на непременный жизненный успех. Для чего? Во имя чего? Это ложный путь: успех ненадежен и не оправдывает предательства ради сиюминутной выгоды. Все-таки, хоть и не построить «царство Божие» на земле, идти-то все равно нужно в этом направлении.
– Толерантность – это терпимость?
– Толерантность – не терпимость: нельзя терпеть все. Террористы-смертники, выражая свою нетерпимость, уничтожают невинных людей, не щадя себя. В том смысле, что «Мне отмщение, и Аз воздам»? Это не отмщение, это новая вражда, не знающая прекращения и преодоления. Нет, необходимо дополнить этот принцип права на месть – противоположным, уравновешивающим фанатизм: «Не мне отмщение и не аз воздам». Здесь нельзя быть «упертым» догматиком (так – и никак больше). Я, допустим, против смертной казни как искомой истины и абсолютного права, но допускаю ее как форму пресечения убийства в данном конкретном случае, на данном уровне развития культуры общества. Нельзя оправдать зло, следовать ему и потакать, но можно с горечью принять наименьшее зло.
– Что Вам не нравится в современной молодежи?
– Мне, главным образом, не нравится в молодых то, что они берутся судить старое поколение, не научившись его понимать, уважать, сострадать ему. Как выразился А. Кушнер, «Времена не выбирают, в них живут и умирают». При своей готовности судить и высокой степени критичности современная молодежь удивительно пассивна.
– А как же «Молодежная правозащитная группа»?
– «Молодежная правозащитная группа Карелии» – исключение, это благое дело, это движение, мотивированное желанием сделать как можно больше для своей страны, остановить нарастающую агрессию. Я, в свою очередь, вместе с вами пытаюсь влиять на свою аудиторию: школьников и студентов, повлиять на массу – мне не по силам. Я учу молодых, среди прочего, быть гуманнее к старшему поколению. То, как сегодня относятся к пожилым людям, мне кажется дикостью: это на уровне подсознания – все, что старое, все отжило. Считаю, что проблема отцов и детей не существует, есть проблема вкусов, интересов, ценностных ориентаций. Не могу сказать, что среди людей моего возраста у меня больше единомышленников, чем среди молодежи. Не в возрасте дело. Молодые считают, что им принадлежит жизнь. Да, но они могут растоптать весь опыт, который был добыт предшествующими поколениями, поэтому необходимо поддерживать принцип субординации, диалога. А диалог – это не безусловный спор, это взаимный поиск жизненной позиции. Лекция, например, является монологом по форме, но строится так, чтобы слушатели были молчаливыми участниками беседы. Диалог – норма жизни, то, что немецкий философ Г. Г. Гадамер назвал «сыгранностью». Из диалога человек выходит другим, он лучше стал понимать собеседника и себя.
– Противоречат ли друг другу толерантность и патриотизм?
– Нет. Патриотизм не любовь к русскому сарафану, не умиление «своим», это умение поддерживать и защищать честных и правых людей – все те положительные силы, которые способствуют улучшению жизни в стране. Культура — поддержание традиций и введение инноваций, поэтому глупо из патриотических чувств выступать против достижения иностранной культуры. Толерантность – способность содействовать диалогу, но не опускаться до дикого подражания.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
• уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
• отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность – не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Мария Кирпиченко, активистка МПГ – Карелия

Марш неонацистов в Германии запрещен!
25 июля активисты Карельского регионального отделения «Молодежной правозащитной группы (МПГ)» и молодежного антифашистского центра при музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе (МАЦ) обратились с письмом протеста против проведения 20 августа международного марша неонацистов в немецком городе Вунзидел (Wunsiedel) к послу ФРГ в России.
10 августа на имя председателя МПГ - Карелия и МАЦ Максима Ефимова пришло письмо из аппарата канцлера Федеративной республики Германия за подписью господина Акманна, в котором говорится следующее: «Принимая во внимание Вашу просьбу, я рад сообщить Вам, что собрание, запланированное на 20 августа 2005г. в Вунзиделе было запрещено компетентными органами. Запрет был подтвержден судом второй инстанции». Таким образом, путем международного давления нам удалось добиться запрета массовых сборищ неофашистов и легализации их деятельности!

Призыв к действиям против всеевропейского неонацистского фестиваля в Греции!
Греческая неонацистская организация “Золотой рассвет” (“Chryssi Avgi”) собирается организовать 16-18 сентября этого года в Греции «первый всеевропейский лагерь» совместно с другими фашистскими организациями, такими как Национал-демократическая Партия Германии (НДПГ), итальянская Forza Nuova («Новая Энергия» и испанская La Falange («Фалангист»). «Золотой рассвет» является откровенно фашистской организацией. В своих публикациях она описывает победу над национал-социализмом во Второй Мировой войне как величайшее поражение Европы и требует реванша.
К сожалению, власти Греции до сих пор не вынесли решения о запрете этой акции. Шеф полиции муниципалитета прямо заявил, что шествие невооруженных людей не может быть запрещено.
Мы считаем, что организация данной встречи противоречит демократическим ценностям и сложившейся успешной европейской практике запрета подобных мероприятий.
Молодежная правозащитная группа Карелии и Молодежный антифашистский центр при музее памяти жертв фашизма имени М. Кольбе призывают всех людей, разделяющих демократические принципы, поддержать антинацистскую инициативу и выразить свой протест против данного фестиваля, потребовать от премьер-министра Греции его немедленного категорического запрета. Свое письмо протеста Вы можете послать премьер-министру Греции по адресу info@primeminister.gr Призываем проявить солидарность с греческими антифашистами.

«ИЦХАК» против ксенофобии, за толерантность!
30 августа в музее памяти жертв фашизма имени М.Кольбе открылся Информационный центр по Холокосту, антисемитизму и ксенофобии <ИЦХАК> при филиале Израильского Культурного Центра в Петрозаводске. Информационный центр призван предоставлять достоверную информацию по истории Холокоста, проявлениям антисемитизма и ксенофобии в мире, России и Республике Карелия. Центр сотрудничает с местными органами власти, Молодежным антифашистским центром, Карельским отделением “Молодежной правозащитной группы (МПГ)”, другими правозащитными организациями. Ведет просветительскую деятельность, направленную на формирование толерантного сознания, особенно в молодежной среде. В презентации принял участие Первый секретарь посольства государства Израиль в Российской Федерации, Глава представительства государства Израиль в Санкт-Петербурге Марат Богуславски, а также председатель государственного комитета Республики Карелия по национальной политике Евгений Шорохов. Руководитель проекта - Дмитрий Цвибель, координатор Израильского Культурного Центра в Петрозаводске, председатель еврейской религиозной общины. М. Богуславски насыпал землю Израиля в чашу, установленную под висящим талитом. Семен Бекенштейн, бывший узник Освенцима и Маутхаузена, зажег Свечу Памяти. Ефим Левин, ветеран войны, потерявший в огне Холокоста более сотни своих родных, прочитал Кадиш (молитву). Событие освещалось местными телеканалами: ГТРК “Карелия” и ТНТ - Петронет. Филиал Израильского Культурного Центра в Петрозаводске при посольстве государства Израиль в РФ является официальным представительством Государства Израиль. Филиал ИКЦ ведет обширную культурно-просветительскую деятельность рассказывая о жизни Израиля в различных ее проявлениях. Многочисленные проекты, поддерживаемые правительством Израиля, направлены на развитие всесторонних связей между Россией и Израилем и приобщение граждан обеих стран к ценностям культуры и образования.

Материалы постоянной рубрики «История Холокоста»

Антисемитская пропаганда

Нацистская пропаганда сделала ставку на особенности антисемитизма в России и СССР. Именно здесь в конце ХIХ века были сфабрикованы и широко распространялись «Протоколы сионских мудрецов» (известная фальшивка, обвиняющая евреев в мировом заговоре и желании править миром).
Антисемитизм был основным постулатом черносотенцев. К началу войны значительная часть населения хорошо помнила ограничения для евреев, установленные царским правительством. Эти поколения были свидетелями погромов начала века и гражданской войны (в 1918 – 1922 гг..), в результате которых было убито 200 000 евреев. За чертой оседлости (своего рода гетто в Российской империи) жили тысячи евреев. Многие из них в надежде на свободу пошли в революцию, и многие были раздавлены ею.

Жертвы погромов

Нацисты широко использовали принцип «коллективной ответственности», возлагая именно на евреев ответственность за сталинские репрессии. Наибольшего эффекта им удалось добиться на территориях Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины, отошедшей к СССР в результате пакта Молотов – Риббентропа. И хотя среди репрессированных накануне войны местных жителей было немало евреев, в глазах основной массы населения советская власть ассоциировалась с резким улучшением правового положения именно евреев.
В результате – участие местных полицейских формирований в массовых расстрелах еврейского населения. Оккупантам не пришлось напрягаться – всю грязную работу выполнили местные полицейские.
Идеологическому фактору нацисты придавали особое значение. Объявив борьбу с «еврейско - большевистским засильем» как главную задачу в пропагандистской войне, они последовательно использовали эту карту для завоевания поддержки населения. Только евреи были объявлены «неарийцами». Во всей своей устной и печатной пропаганде нацисты подчеркивали этот факт.
Для проведения антисемитской пропаганды особенно использовалась пресса. Массовое уничтожение людей проходило на фоне изощренной антисемитской пропаганды.
Если на территории Польши было разрешено всего 9 газет, то на оккупированной советской территории их издавалось – на языках народов СССР – около 400. Лживая антисемитская тема – «во всем виноваты евреи» - неизменно была приоритетной. Читатели широко оповещались об антиеврейских мерах или антисемитских выступлениях во всех странах мира, включая нейтральные. Так создавался образ вселенского врага – пожирателя, развратителя, дьявола в обличье человека. «Убей его!» - и ты будешь жить в светлом будущем. А если спасешь, спрячешь, пожалеешь – будешь и сам убит.

СЛОВАРЬ

АЙНЗАЦГРУППЫ – специальные подразделения эсэсовских войск для поиска и убийства скрывающихся партизан, евреев, коммунистов и цыган.
ВЕРМАХТ – вооруженные силы германской армии.
ГАЗОВЫЕ КАМЕРЫ – помещения в лагерях смерти, в которых с помощью газа массово уничтожались люди.
ДЕПОРТАЦИЯ – принудительная транспортировка людей за пределы тех мест, где они проживали.
КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ – лица, сотрудничавшие с нацистами в странах, оккупированных Германией в годы Второй мировой войны.
КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу.
ЛАГЕРЯ СМЕРТИ – территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей. Шесть лагерей смерти (Освенцим, Треблинка, Собибор, Майданек, Хелмно, Бельжец) были созданы для истребления европейских евреев.
СД (SD) – нацистская служба безопасности, нацистская разведывательная служба.
СС (SS) – охранные отряды, первоначально – телохранители Гитлера, а затем именно они приняли самое активное участие в уничтожении европейского еврейства.
СИОНИСТЫ – (от названия горы Сион) – сторонники создания независимого еврейского государства Израиль.
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ – форма государственного правления, поддерживающаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества. Отсутствие конституционных прав и свобод. Постоянно внушаемый страх перед внутренними и внешними врагами.

Жизнь под угрозой смерти: узники гетто
Организация гетто

На территории СССР существовало несколько сот гетто. По неполным данным свыше 400 гетто находилось на территории Украины, более 200 в Белоруссии, десятки гетто были созданы в прибалтийских странах, Молдове и России (наиболее крупные из них – в Смоленской и Брянской областях). Первое гетто – в Кишинёве и Минске – были созданы уже в июле 1941 г. Условно можно разделить гетто на два типа: «открытое» и «закрытое». Наиболее распространенным был второй тип. Он предполагал переезд жителей в определенный квартал, который ограждался колючей проволокой, имел двойную охрану (еврейскую «службу порядка» с внутренней стороны и местных полицейских по другую сторону ворот гетто.)
В некоторых городах Украины и Белоруссии, где процент еврейского населения был весьма высок и его переселение было сопряжено с определенными техническими сложностями, (закрытые гетто) были созданы лишь весной 1942г.
За жизнью в одном из таких гетто в небольшом украинском городе Кременец на Волыни пристально следил 15-летний школьник Роман Кравченко. С первых дней оккупации и в течение 2,5 лет он вел дневник, который будет впоследствии представлен советским обвинением на Нюрнбергском процессе. Там в гетто была «замурована» его одноклассница и близкая подруга Фейга – девочка, которую он любил. Окна дома Романа выходили прямо на одну из улиц гетто.

Юденраты

Общим для гетто обоих типов было единое руководство – «советы старейшин» (юденраты). В зависимости от численности населения в их состав входили, как правило, от 12 до 24 человек. Члены юденрата, как и его председатель, назначались немецким комендантом гетто. Юденраты были нужны оккупационным властям для регистрации еврейского населения, обеспечения сбора контрибуций, организации трудовой повинности, обеспечения снабжения и медицинского обслуживания узников. Члены юденратов нередко становились заложниками при проведении конфискационных или карательных операций. Одним из подразделений юденрата была еврейская полиция. Она следила за порядком, но сама, в конце концов, была уничтожена «новым порядком».

Школа в гетто

В отличие от гетто на территории Польши, относительная культурная жизнь была разрешена оккупантами лишь в нескольких гетто. Одним из них было Вильнюсское гетто. Здесь даже выступали музыканты и чтецы. Особой гордостью обитателей гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. Все они были отправлены в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.
Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй (Шавли) учитель Александр Ерусалимский вел дневник. Вот его записи, сделанные 5 и 11 ноября 1943 г.
«Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей… Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и, если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машину. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили, за детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.
Вдобавок ко всем нашим унижениям и деморализации мы вынуждены стать убийцами собственных детей. В эти чёрные дни в гетто находились три женщины в последней стадии беременности. Повседневный контроль не давал несчастным возможности скрыться самим и спасти будущих детей.

Бабий Яр

Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр на окраине Киева. Трагедия произошла спустя 10 дней после захвата города, и через несколько дней после взрывов заминированных советскими войсками зданий в центре Киева. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, гостиница для немецких офицеров. На Крещатике бушевал большой пожар. Руководство айнзацгруппы «С» использовало эти события для расправы над евреями. В городе появилось около 2000 объявлений «о переселении».
С раннего утра 29 сентября 1941 г. через весь город шли десятки тысяч евреев. Люди несли чемоданы и узлы, везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей. Только в этот день в Бабьем Яру согласно отчету зондеркоманды 4-А был расстрелян 33 771 еврей. Расстрелы продолжались несколько дней, там же уничтожали и всех скрывавшихся евреев города. По оценкам украинских исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 000 евреев, включая жителей других украинских городов и беженцев. Свои «Бабьи Яры» есть практически в каждой из оккупированных нацистами областей. Самый известный из них на территории России находится в Ростове – на – Дону. Здесь, в Змиевской балке, только 11 августа 1942 г. было расстреляно свыше 15 000 евреев. А всего – около 35 000.
По такой же схеме проходило уничтожение евреев в больших и малых городах и местечках. Однако массовые расстрелы были далеко не единственным методом уничтожения советских евреев. Уже в первые недели войны людей заживо сжигали в синагогах Белостока и Риги. С наступлением первой военной зимы, когда рытьё могил стало затруднено, оккупанты именно так расправлялись с евреями и в Смоленской области. В конце января 1942 г. части Красной Армии освободили город Велиж. Спустя десятилетия, учитель из города Велиж Смоленской области Александр Григорьевич Бордюгов со своими учениками восстановит имена и соберет фотографии большинства погибших.
Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 г. было уничтожено около 900 евреев – беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми… В Минске, Харькове и других местах использовались фургоны – душегубки, в которых людей убивали выхлопными газами автомобилей. Евреев топили в реках, болотах, колодцах, бросали в стволы шахт, замуровывали живыми, распиливали на части.

Костедробилка

При отступлении оккупанты стремились сжигать трупы, чтобы не оставлять следов преступлений. Во Львове нацисты применяли специальное приспособление – костедробилку. Она была создана для перемалывания человеческих костей после сжигания трупов. Работали на ней еврейские узники, некоторым из них удалось бежать.

Словарь

АКЦИЯ – внезапный увоз из гетто группы его обитателей в концентрационный лагерь, на расстрел.
БАБИЙ ЯР – лощина на окраине Киева, где 29-30 сентября 1941 г. было расстреляно более 30 тысяч евреев. Место уничтожения киевлян и советских военнопленных.
ЭКСГУМАЦИЯ – извлечение трупа из мест захоронений при необходимости его осмотра, расследования преступления.
При публикации использовалось учебное пособие «История Холокоста на территории СССР».

Материалы постоянной рубрики «История политических репрессий в СССР»

Особенности пограничного положения Карелии как основа национальной политики В К П (б) и проведения репрессий

Карелия имеет протяженную границу с враждебной, как считали в Москве в начале 1920-х гг., капиталистической страной Финляндией. В те годы это и определило ряд особенностей ее социально-экономического и политического развития, а также национальной и культурной политики.
События русской революции и гражданской войны в Финляндии (1918) выдвинули восточную Карелию - этот прежде забытый Богом край - на авансцену не только карельской, но и во многом общефинской истории. Именно здесь, в бывшей Олонецкой губернии, где проживало всего 80 тыс. карелов, нашли приют выбитые армией Маннергейма «красные» финны.
Они оказали заметную помощь в деле социалистического строительства, что и явилось специфической чертой исторического развития Советской Карелии. В начале 20-х годов на работу в Карелию прибыло более двух тысяч финских революционеров-интернационалистов, представлявших передовую часть финляндского пролетариата, в большинстве, активных участников рабочей революции в Финляндии в 1918 г. Это были видные деятели Социал-демократической и Коммунистической партии Финляндии, направленные в республику из Петрограда на помощь в установлении советской власти в национальных регионах. Многие финские красногвардейцы приняли активное участие в гражданской войне в Карелии.
Здесь они провозгласили в 1920 году Карельскую трудовую коммуну и начали создавать плацдарм для распространения Мировой революции по ту сторону государственной границы. Создание автономной области позволило бы решить две взаимосвязанные задачи: стабилизировать внутриполитическую ситуацию в Карелии, удовлетворив требование карельского национального движения о предоставлении краю автономного статуса, и лишить Финляндию предлога для постановки вопроса о восточной Карелии. Решение этих задач было возможно лишь с помощью финнов-эмигрантов, поскольку в крае сложилась влиятельная оппозиция, выступавшая против предоставления Карелии автономии, куда входила местная партийная организация, состоявшая из русских большевиков, а также карелов (в основном, выходцев из южной Карелии).
В момент создания КТК финнов на ее территории проживало всего 0,6 процента населения. Однако сразу по окончании гражданской войны их численность быстро начинает расти. Первыми в Карелию прибывают красные финны – участники рабочей революции в Финляндии, вынужденные покинуть родину, спасаясь от белого террора.
Первым председателем Карельского ревкома и облисполкома в 1920 году стал Эдвард Гюллинг, доктор философии, бывший депутат финляндского сейма, член революционного правительства во время рабочей революции. Тогда же начали свою работу в Карелии Яков Мяки, Иоганн (Эмиль) Ярвисало, Вернер Форстен, Артур Усениус и многие другие. В 1922 году И. Ярвисало возглавил партийную организацию республики.
Что касается демографической ситуации, то население республики в тридцатые годы составляло около 400 тысяч человек. К 1933 году в Карелии проживало уже свыше 12 тысяч финнов. Жили финны во всех 18 районах и, составляя лишь 3,2 процента населения, играли видную роль в культурной и хозяйственной жизни Карелии. Гюллинг в 1923 году стал председателем Совнаркома КАССР. Первым секретарем обкома ВКП(б), после смерти Ярвисало в 1929 году, был избран Густав Ровио.
Численность финнов возросла вследствие того, что в начале тридцатых годов поток финских иммигрантов резко увеличился, что было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, с 1930-го значительно увеличилось число так называемых финперебежчиков, открыто переходивших границу Советской Карелии целыми семьями (77 % всех переселенцев финской национальности). К этому их принуждала осложнившаяся экономическая и политическая обстановка в Финляндии; многие покидали родину под грубым нажимом фашистов. Немаловажную роль в увеличении эмиграции сыграла и политика, проводимая руководством республики по привлечению квалифицированных рабочих кадров. Значительную часть промпереселенцев составляли финны из США и Канады, где специальные уполномоченные КАССР и местные коммунисты вели широкую вербовку в большинстве квалифицированных рабочих разных специальностей. Североамериканские финны ехали в Союз не только в поисках работы и лучшей доли, но и из идейных соображений; они везли с собой технику и оборудование, приобретенные на личные сбережения. Для выполнения собственного промфинплана Карелия ежегодно вербовала по стране до 50 тысяч наемных работников. В США активно действовал «Комитет технической помощи Карелии», и тысячи американо-канадских лесорубов приехали в Карелию строить социализм.
Понятно, что подобная политика привлечения финнов в Карелию не была случайной и тем более не являлась исключительно прихотью финского руководства республики. Верой в мировую революцию и победу коммунизма на всей Земле большевики заразили многих. Финская компартия, запрещенная у себя в стране, вербовала из политэмигрантов, осевших в Карелии, людей для подпольной работы. Москва же, санкционируя и поощряя до поры до времени переселенческую политику, как показал последующий ход истории, имела свои далеко идущие планы.
Эдвард Гюллинг считал географическое положение Карелии выгодным, так как финским эмигрантам было необходимо как местожительство, так и опорный пункт поблизости от Финляндии, где можно было бы заниматься приготовлениями к революции. КТК была призвана побуждать рабочих в Финляндии на борьбу с угнетателями, что явило «колоссальное значение в мировом масштабе». Э. Гюллинг был здесь незаменим уже потому, что трудящиеся Финляндии знали его как «премьер-министра» Карелии. К этому и «сводилась национальная политика нашей власти в отношении КТК».
Намерения «красных» финнов, возглавлявших КТК-КАССР, принципиально расходились с линией Москвы на последующую интеграцию всех национальных окраин в виде «единой государственной целостности» под эгидой России как наиболее развитой в экономическом, политическом и культурном отношении.
«Красные» финны связывали будущее Карелии не с Востоком, а с Западом, первоначально намереваясь включить ее в «красную» Скандинавию, а с угасанием надежд на «мировую революцию» - в «Великую красную Финляндию». Для Гюллинга будущее Карелии находилось на Западе, а объединение Финляндии и Карелии означало государственное отделение последней от России.
Всего в середине 1930-х гг. финское население России должно было составлять не менее 32-33 тыс. человек. Диаспора имела нормальную демографическую структуру и с местным населением смешивалась слабо. Сказывались компактность расселения, этническое родство с коренными финно-угорскими народами, хорошие возможности для сохранения культурных традиций и родной речи. В Карелии, Ленинградской, Мурманской областях издавались газеты на финском языке, печатались журналы, книги, работали национальные школы, клубы, театры. 15 лет «красные финны», составляя политическую элиту республики, проводили в жизнь идею строительства на границе с Финляндией образцового общества, способного продемонстрировать рабочему классу и крестьянству соседней страны преимущества социалистического строя. Вернер Форстен, Тойво Алавирта, Иоганн Хейкконен, Вяйне Турунен, Герман Саксман, Артур Усениус, Армас Раасу и многие другие занимали видные номенклатурные должности – от партийных секретарей и председателей исполкомов до руководителей государственных учреждений и наркоматов. Бывшие финские красногвардейцы составляли и костяк офицерского корпуса отдельной карельской егерской бригады, являвшейся стратегической единицей Ленинградского военного округа и охранявшей внешние рубежи республики (командир Элоф Матсон).
Значимым был вклад финнов и в развитие карельской культуры, образования, науки. До образования Карельской трудовой коммуны обучение детей – карелов проводилось на русском языке. В 1920 г. грамотность среди карельского населения едва достигала 24%, национальной интеллигенции не было вообще. Создание национальных школ становится одной из первоочередных задач республиканского руководства. Подготовку учительских кадров для новых школ начал открытый в 1920 г. в Петрозаводске финский педагогический техникум, куда съезжалась молодежь со всей республики и где преподавали такие известные люди, как профессиональный педагог и блестящий лингвист Хейно Раутио (директор техникума в 1921-1930 гг.), историк Лаури Летонмяки, биолог Вяйне Такала, естествовед Лео Мякелин, филологи Ханнес Пулкинен, Урхо Туурала и другие. Наркомы просвещения иммигранты Иивар Ласси, Юрье Сирола, ингерманландец Иван Вихко вместе со своими коллегами Вяйне Кангасом, Виктором Сало, Айно Форстен сумели многое сделать для развития в Карелии системы народного образования от начальной школы до высшей. К 1933 г. в республике работало свыше 500 школ (половина из них национальные), полтора десятка техникумов, Педагогический институт, Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа.
Однако ошибочное понимание принципа равноправия языков в 1920-е годы было характерно для деятельности директивных органов многих союзных и автономных республик, стремившихся проводить политику максимального расширения сфер действия национальных языков. Финский язык не был родным и для карельского населения. Ошибочным надо признать то, что постановление пленума ЦК ВКП(б) 1929 г. исходило исключительно из близости карельского и финского языков и не учитывало ограниченных возможностей культурного строительства в республике на финском языке и развития самого языка в условиях, когда финское население составляло в Карелии незначительное меньшинство. Эти условия объективно сужали общественную роль финского языка и делали практически невозможным его широкое использование в таких областях, как наука, техника, высшее образование.
Не следует забывать и о том, что финнизация карельских школ сопровождалась прежде не существовавшим принципом отсутствия добровольности при выборе языка обучения. Недостаток подготовленных педагогических кадров обуславливался низким уровнем преподавания, что затрудняло формирование кадров интеллигенции.
Остро стоял в республике вопрос о государственном языке. Еще в двадцатые годы, когда эта проблема рассматривалась в ЦК ВКП(б), «главный языковед» страны И. Сталин сказал, что раз для карельского языка нет материальной основы – письменности, то нужно развивать финский язык. В 1932 году Совет национальностей СССР «нашел целесообразным приступить к созданию карельского литературного языка», но секретарь обкома Г. Ровио апеллировал к ЦК, указывая на приграничное положение республики, и предложение не прошло. Таким образом, финское руководство республики не допустило перевода карельских школ на карельский язык обучения в тот момент, когда была разработана и введена карельская письменность для тверских карел.
В тридцатые годы в Карелии еще только зарождались настоящая промышленность, формировались пролетариат и интеллигенция. Основу промышленности составляли лесозаготовки и предприятия, технологически связанные с лесом, на этих предприятиях крестьянство трудилось 10 месяцев в году. В Петрозаводске действовала крупнейшая в стране лыжная фабрика, которая выпускала в год более 300 тысяч пар лыж для Красной Армии, и Онежский тракторный завод. Строились Кондопожский и Сегежский бумкомбинаты, НИВА-ГЕС. Свою продукцию выпускали Оленегорские и Шокшкинские разработки камня, рудник «им. Самойловича» в Чупе. Основу сельского хозяйства республики составляли сотни мелких колхозов.
Известны решения партийных и советских органов республики о заселении национальных районов финнами, привлечении финских фермеров к руководству карельскими колхозами и т.д. Партийное руководство Карельской Трудовой Коммуны ставило вопрос о необходимости формирования собственных кадров пролетариата. Национальный состав местной партийной организации определялся следующими цифрами: русских – 64,5%, финнов – 19%, карелов – 16 5, прочих – 0,5%. В областном партийном комитете из 17 членов финнов было 7, русских – 5, карелов – 2. В Президиуме Исполкома областного комитета: финнов – 3, карелов – 3, руских – 1.
По состоянию на 1933 год в республике из 371 524 человек насчитывалось 120 555 карелов и финнов, то есть менее одной трети. В то же время число карелов и финнов, работающих в КарЦИКе, составило 67,2 процента, по РИКам – 46,5, по сельсоветам – 55,1 процента.
В первой половине 1930-х гг. окрепший политический режим в СССР перестал нуждаться в существовании носителей идеи «мировой революции», которые нашли пристанище в стране социализма. Надежды на «мировую революцию» к этому времени окончательно уступили место более конкретной и насущной проблеме: подготовке к мировой войне, очертания которой стали определяться в 1934-35 гг. В приграничных районах страны это означало по общему правилу их очищение от тех групп населения, которые ОГПУ относил к категории нелояльных советской власти. Причиной, побудившей центр начать в многонациональной стране потенциально опасную для политического режима кампанию, стало стремление насильственным образом консолидировать разнородное в этническом отношении население страны ввиду опасности приближавшейся войны. Борьба с «национал - уклонизмом» и местным национализмом, развернувшаяся по всей стране после XVI съезда ВКП(б) (1930г.), не могла обойти стороной и финно-угорские народы России.
В ноябре 1930 г. бюро карельского обкома заслушало доклад Карельского отдела ГПУ о контрреволюционных проявлениях в приграничных районах и националистической пропаганде, которую, как считают в ГПУ, вели засылаемые из Финляндии в КАССР агенты. Весной 1931 года органы арестовали группу финских «красных» офицеров карельского егерского батальона и приступили к чистке приграничных районов от национального населения.
Во второй половине двадцатых – начале тридцатых годов бюро Карельского обкома регулярно заслушивало отчеты руководителей органов безопасности о политической обстановке в республике. К началу тридцатых годов все чаще в таких сообщениях наряду с карельскими националистами, вредителями и оппозиционерами появляются шпионы и разоблаченные агенты вражеской разведки из числа местных жителей.
Первые упоминания о «контрреволюционных повстанческих националистических организациях» относятся к 1932-1933 годам, когда, как говорилось в тезисах для докладчиков, выпущенных Карельским обкомом ВКП(б), «органами диктатуры пролетариата был вскрыт и ликвидирован целый ряд контрреволюционных белогвардейских организаций». Организации эти «выражали чаяния интервенционистских элементов Финляндии, смыкавшихся с кулачеством и другими антисоветскими элементами внутри Карелии.» Борьба с местным карело-финским национализмом, как указывалось в тезисах, велась недостаточно энергично, «благодаря чему разрослась до государственной опасности.»
В 1933 году была подвергнута серьезной критике и политика руководства республики. В мае секретариат Ленобласткома указал Г. Ровио на «грубейшие ошибки», допущенные им при анализе ситуации в сельском хозяйстве Карелии. В декабре состоялся объединенный пленум обкома и областной контрольной комиссии, который уже подробно обсуждал вопрос национальной политики. Речь шла о «нарастающих тенденциях обособления Карелии от общегосударственной линии развития» и о местном национализме. Э. Гюллинг, выступая на пленуме, попытался защитить свои позиции. Он напомнил собравшимся, что «Карелия создавалась как форпост советской власти на севере… Такой она была, такой и останется до тех пор, пока у нас пограничное положение не уничтожено, т.е. революция не продвинется дальше на запад». Вторым «заданием» Карелии Гюллинг назвал активную борьбу «за революцию, на примере которой пролетариат Финляндии мог бы видеть, что рабочий, освободившийся от капитализма, может строить свое государство и социализм». Во время осуществления этих задач республика и получила от центра ряд экономических льгот, которые ни в коей мере не ведут к обособлению. Наоборот, они позволили в короткое время создать такие крупные промышленные предприятия общесоюзного значения, как, например трест Кареллес или Кондопожская бумажная фабрика. В этом же ключе, по мнению Председателя СНК, решались и вопросы национального, культурного, языкового развития края.
В марте 1934 года на бюро обкома партии обсуждался доклад начальника ОГПУ Карелии Зеленюка о ликвидации очередной группы вражеской агентуры. В докладе отмечалось, что завербованные финской разведкой из местного карельского населения агенты с 1933 года начинают объединяться в группы по 5-7 человек. Главной задачей этих ячеек является вредительская деятельность и агитация населения «за Великую Финляндию». В случае войны они должны в тылу Красной Армии заниматься подрывными действиями и сбором шпионских сведений. Вербуют агентов и руководят работой ячеек приходящие финразведчики.
Во второй половине 1930-х гг. продолжилось осуществление мероприятий по очистке приграничной Карелии от «нелояльных» советской власти элементов. Весьма активной была деятельность ОГПУ-НКВД по выявлению потенциально опасных в случае войны людей: агентов иностранных разведок и подозреваемых в шпионаже, а также относимых к категории контрреволюционеров. Также к ним были отнесены финперебежчики.
Центр уже давно наблюдал за настроениями в пограничных районах, население которых издавна было связано тесными хозяйственными и родственными узами с соседями-финнами. Поэтому-то и становились бывшие карельские беженцы, финперебежчики, североамериканские иммигранты объектами неусыпной заботы органов ОГПУ.
Не было, очевидно, полного доверия у Москвы и к красным финнам. Предоставляя им возможность занимать высокие советские и хозяйственные посты, ЦК ВКП(б) жестко контролировал высшие партийные должности. С 1928 года Карельской парторганизацией руководил Ленинградский обком партии. Ни один из видных деятелей СДПФ и КПФ после И. Ярвисало не занимал посты секретарей Карельского обкома. Густав Ровио, возглавивший обком в 1929 году, был уроженцем Петербурга, в КПФ не состоял. Одновременно с ним вторым секретарем стал белорус Адам Аполоник.
28 августа 1935 года А.Д. Жданов, выступая на заседании бюро ленинградского обкома ВКП(б), отмечал, что в Карелии ясно можно проследить связь низкого темпа роста экономики с местным национализмом и с социально-демократическими пережитками, проистекавшими из неправильного взгляда «красных» финнов на Советский Союз и на национальную политику. В свою очередь этот взгляд исходил из того, что «красные» финны считали себя руководителями будущей советской Финляндии, стремясь как можно больше заимствовать из финской буржуазной культуры и оградить Карелию от советского влияния. Эта попытка «сесть между двумя государствами» была потенциально опасна тем, что население Карелии могло в случае военной опасности отказаться защищать советскую страну.
В сентябре 1935 г. состояние национально-языковой политики в Карелии было подвергнуто анализу на V пленуме обкома партии, который готовился и проводился под руководством Ленинградского обкома ВКП(б). Пленум подверг резкой критике ряд действительных ошибок в языковом строительстве.
В постановлении пленума было сказано, что партийное руководство республики «не только не обеспечило воспитание трудящихся масс Карелии в духе пролетарского интернационализма, но и оказалось во многих случаях на поводу у националистических элементов, тяготеющих в сторону буржуазной Финляндии», что явно искажало фактическое положение дела. На основании этого постановления были сняты со своих должностей секретарь обкома Г. Ровио, председатель Совнаркома Э. Гюллинг (31 октября), председатель Карельского ЦИК Н.А. Архипов и ряд других руководителей – финнов и карел по национальности. Пленум осудил практику обязательного введения финского языка для карельского населения и признал ошибочным сдерживание стремления карел и вепсов к изучению русского языка. Пленум указал на необходимость усилить внимание к овладению «русским языком всеми трудящимися карелами и финнами и в первую очередь активом», а также к изучению финского языка всеми руководящими работниками республики.
29 октября 1935 года «за антипартийную националистическую деятельность» были сняты с работы председатель радиокомитета Отто Вильми и ректор Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы Вяйне Кангас. Состоявшаяся в конце октября – начале ноября III сессия ЦИК КАССР освободила Гюллинга от обязанностей «в связи с отзывом из Карелии». Председателем Совнаркома назначался присланный из Ленинграда тверской карел Павел Бушуев. Сессия вывела Ровио, Гюллинга и Аполоника из состава членов президиума и членов ЦИК КАССР.
16 ноября 1935 года Ирклис направил секретарям ЦК Андрееву и ОРПО ЦК Маленкову докладную записку, в которой отчитывался о «разгроме буржуазных националистов» в Карелии. В записке значились имена Гюллинга, Ровио, Хильдена, Ранта, Алавирта, Мяки, Кранка, Матеро, Ярвимяки, Тёрмяля, Раутио, Кангаса. Вильми, Холопайнена, Виртанена, Кокко и Айно Форстен. Большинство этих людей были уволены или переведены на другую работу, некоторых исключили из партии. Вяйне Кангас и Хейно Раутио, заведующий издательством «Кирья», были арестованы. Кангаса освободили в ноябре 1936 года, в связи с прекращением дела и отменой приговора. Но в 1937-м им обоим суждено было стать «участниками контрреволюционной националистической организации Гюллинга - Ровио» и погибнуть.
Эти преобразования в высших кругах КАССР послужили началом оформления «дела о финских буржуазных националистах». Уже в июле 1937 года по обвинению в причастности к «организации Гюллинга - Ровио» в Петрозаводске и Кондопоге были арестованы десятки людей. Одновременно начинаются аресты «правых» - тех, кто прибыл в республику после 1935 года из Ленинграда и теперь обвинялся в причастности к так называемому «правотроцкистскому блоку» (Ирклис, Бушуев и др.). В августе широкая волна репрессий охватила уже всю республику и сопровождалась шумной разоблачительной кампанией в прессе.
Аресты по «делу Гюллинга – Ровио» продолжались вплоть до мая 1938-го. В обком поступали районные списки снятых с работы «контрреволюционных буржуазных националистов».
Подводя итог вышесказанному, нельзя не отметить тот факт, что Карелия, с возглавлявшими ее финнами-революционерами и политикой финнизации, все же являлась частью Советского государства, поэтому последнее, готовясь к предстоящей тотальной войне, пыталось всюду ликвидировать ненадежные элементы, что происходило, в том числе, и по национальному признаку. Центр поменял направление своей политики в сторону денационализации и чрезвычайно жестко повел себя в отношении национальных руководителей республик и автономий и особенно в отношении «иностранных» элементов, которые, как, например, в Карелии, находились на ключевых постах.
К 1935 году в КАССР программа финнизации, за исключением перевода школ на финский язык обучения и известных успехов в развитии культуры, осталось невыполненной, что не в последнюю очередь было связано с малочисленностью собственно финского населения в Карелии. С осени 1935 г. в республике была восстановлена добровольность выбора языка обучения для карел, дальнейшее расширение получило использование карельских диалектов. В 1936-37 гг. преподавание на финском языке сохранилось в основном лишь в школах и пунктах ликбеза северо-западных карельских районов, в остальных оно было переведено на русский язык с применением местных диалектов карельского языка при устных формах работы.
Существует точка зрения, согласно которой в период 1930-х.гг. центром был осуществлен окончательно именно тот региональный принцип, который поддерживали и Ленин, и Сталин еще до революции. С точки зрения теории «научного социализма» национальные права типа «культурной автономии» в действительности были лишь временными уступками мелкобуржуазным национальным предрассудкам в досоциалистический период. В эпоху социализма их, конечно же, следовало ликвидировать.
Можно сказать, перспективные планы финнов-эмигрантов, возглавивших приграничную автономию, и центральных властей принципиально расходились. Э. Гюллинг относился к Карелии как к плацдарму мировой революции в Скандинавии и Финляндии, выступая за ее ориентирование в культурном отношении на Запад и включении в последующем в великую «Красную» Финляндию. В Москве же видели в «красных» финнах в первую очередь незаменимое средство умиротворения карельского населения, прежде всего Беломорской Карелии, где позиции большевиков были исключительно слабы.
Таким образом, несовпадение интересов и планов Москвы и руководства КТК, а также неправильное ведение национальной политики последним стало лишь официальной причиной начавшихся массовых операций, в ходе которых, под флагом борьбы с «финским буржуазным национализмом», были уничтожены тысячи ни в чем не повинных людей самых разных национальностей.
Анастасия Герман
Внимание конкурс!
Карельское отделение «Молодежной правозащитной группы (МПГ)» объявляет о конкурсе школьных и студенческих работ по темам: «Толерантность и уважение к правам человека», «Жизнь узников в концлагерях», «Трагические уроки ХХ века – путь к демократии». Приветствуется использование в сочинениях и исследованиях научных монографий по истории политических репрессий и Холокоста, воспоминаний бывших узников, художественной литературы и публицистических статей, данных мониторинга правозащитных организаций. Жанр работы любой. Сочинения высылаются по адресу: 185026, Петрозаводск, а/я17, и/или yhrg@karelia.ru Участнику необходимо указать короткие сведения о себе и полный адрес. Лучшие работы будут опубликованы в виде сборника и на сайте организации. Победителя ждет приз. Сочинения подаются до 1 декабря 2005г.

Пособие для учителя
Холокост: взгляд учителя. Методическое пособие – сборник работ педагогов России и Беларуси. Составители: И.А.Альтман, Д.В.Прокудин. Вот какими словами предваряют сборник его составители. Этот сборник создан руками учителей и в помощь учителю. Для педагога, заинтересовавшегося темой, прошедшего семинары и стажировки Фонда, да и для любого, кто выходит на урок с таким разговором, самый главный вопрос - как заставить ожить страшное прошлое? Как не «заболтать», не превратить в очередную «проходную» тему урока грозную трагедию минувшего столетия? Натали Саррот как- то заметила: «После Освенцима и Хиросимы нельзя больше писать: «Графиня вышла в сад». После Понар и Бабьего Яра нельзя рассказывать на уроках историю, делая вид, что ничего особенного не произошло. Составители книги далеки от мысли, что они «знают как надо». Мы представляем методическое пособие, в котором нет,столь нежно любимых учителями «методических указаний». Перед вами свод накопленного за последние несколько лет практического преподавательского опыта, опыта школ, гимназий, колледжей, вузов, лучшего, насколько мы можем судить, опыта. Работы, вошедшие в сборник – победители и лауреаты в учительской номинации трех международных конкурсов «Уроки Холокоста – путь к толерантности». Принципов, которыми руководствовались составители при отборе, было два. Во - первых, хотелось дать максимально разнообразный материал, а во - вторых, особое внимание уделить помощи учителям, только начинающим работать с темой. Отсюда – наше стремление показать, как разнообразен может быть разговор о Холокосте в разных классах и на разных предметах, как продуктивно вынести его во внеклассную и факультативную работу. А с другой стороны, - стремление представить педагогические подходы, близкие учителям с разной манерой ведения уроков, как тем, кому ближе анализ и объяснение, так и тем, кто более склонен к передаче эмоций. Также для учителя в разной степени погруженного в тему (но, в первую очередь, опять - таки, для начинающего) будет интересно познакомиться как с классической предметной методикой, так и с откровенно и даже вызывающе экспериментальными разработками, экспериментальными как по форме, так и по содержанию. Естественно, что эта книга задумана как первая из серии. Продолжение ее зависит от Вас, дорогие коллеги – учителя. Следующие выпуски - это Ваши методические разработки, присланные на Международный конкурс работ по теме Холокоста. Желаем Вам творческих уроков. Получить пособие бесплатно можно обратившись к нам с заявкой.

Приглашаем Волонтеров
Карельское отделение «Молодежной правозащитной группы (МПГ)» будет радо видеть в своих рядах инициативных молодых людей (школьников, студентов, учителей), ищущих возможности для самореализации и служения обществу. Мы предлагаем участвовать в проектах, программах, акциях, мероприятиях, проводимых нашей организацией, а также получить дополнительные умения и навыки, знания, благодаря семинарам, тренингам, поездкам. Пишите или звоните нам! Ищем единомышленников в районах Карелии. Инициатива всегда приветствуется!

Мутация национального сознания
Готовится к выпуску выступление, записанное на DVD, доктора филологических наук, профессора ПетрГУ Евгения Замировича Тарланова. Рождение агрессивного национализма - мутация национального сознания России, реакция на величайшую геополитическую катастрофу. Терпимость к иным культурам не может истекать из одного лишь традиционного религиозного воспитания. Главы выступления: Толерантность и терпимость. Толерантность - явление английской политической культуры, в русской же литературе актуальна тема межнационального доверия и уважения, “всемирной отзывчивости” (Достоевский). Современное русское общество не знает своей культуры.Что такое колониальный стереотип? Отсутствие такого стереотипа в русской культуре. Интернационализм Льва Толстого в изображении социального протеста. Межнациональная терпимость не есть результат религиозного воспитания. Официальная дискредитация светского гуманизма. Необходимость исторического взгляда на советский период.

Издание осуществлено при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по демократии Посольства США в Российской Федерации общественной организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)», которая несет полную ответственность за содержание данной публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США или американского правительства.
Учредитель и издатель: Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»
Редактор: Максим Ефимов

 


   © 2005—2007 КРО ММОБО "Молодёжная правозащитная группа" 
Электронная почта        
yhrg#sampo.ru  

 

Hosted by uCoz