|
|
|
|
01.10.2005 «Час Ноль» № 45
Молодежная
антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №45
Интервью с психотерапевтом-конфликтологом Владимиром
Матвеевичем Берштейном - Как вы можете охарактеризовать проблемы
ксенофобии и неофашизма в наши дни в мире и в России? - Я могу
судить об этом только от лица обывателя. Несмотря на то, что в мире
масса сложившихся гражданских обществ, ксенофобия нарастает. И
связано это, на мой взгляд, с двумя факторами. Первый – терроризм,
от которого не защищены никакие страны. А поскольку террористы
олицетворяются с определенной религией, то это не может не порождать
ксенофобию. Второй фактор – свободная миграция больших масс
населения. Сам этот процесс по сути конфликтогенен, так как
вынуждает людей различных культур притираться друг к другу. На
индивидуальном уровне это осуществляется легче, нежели на
межгрупповом. Что касается России, то Чечня свое дело сделала. Я
имею в виду не людей, их культуру и прочее, а Чечню как всеми
признанную проблему России последних 10 лет. Чечню, связанную с
войной, террором, нарушением прав личности… Для России есть ещё
один важный момент: во времена Советского Союза все мы были
гражданами одной страны, с общим мировосприятием, присущим каждому
советскому человеку. В любой республике мы чувствовали себя своими
среди своих (даже если нам это всего лишь казалось). Теперь всё
иначе. К примеру, если сегодня в Петрозаводск приезжает житель
Тбилиси, то он – гражданин другого государства. Разрушено
психологическое ощущение единства. А многие политики бывших
республик Союза (теперь – суверенных государств) всячески поощряют
этот процесс под предлогом возрождения национального самосознания.
Практика показывает, что подобное возрождение, к сожалению, часто
идёт «под ручку» с ксенофобией. Как вы можете прокомментировать
события, связанные с русскоязычными школами в Латвии и в
Крыму? Никогда не понимал, как и почему какому бы то ни было
государству может помешать какой бы то ни было язык. В Латвии
проживает значительное количество русскоязычных. Про украинский Крым
и говорить нечего: он в подавляющей своей части всегда был
русскоязычен. Так в этих странах сложилось. И десятилетиями это
никому не мешало. Зачем тех ребят, кто сегодня хочет учиться в школе
на русском языке, принуждать к обучению на другом, государственном?!
Его просто надо изучать в любой школе! Вот против этого нет
аргументов. Язык должен объединять, а не разъединять людей. Его
нельзя превращать в объект ненависти и повод к социальному протесту.
В 1956 г. мой отец, кадровый военный, попал под сокращение
армии, и семья переехала на родину моих родителей – в небольшой
украинский город. В 4-м классе я пошел в «русскую» школу. А
«украинских» в городе было всего-то пять или шесть из тридцати. Но!
Во всех «русских» школах глубинное изучение украинского языка и
литературы было обязательным. И на этих уроках запрещено было
говорить по-русски. Так что с детства я без всяких заклинаний
политиков усвоил истину: следует изучать и знать язык тех людей,
среди которых живёшь! На первом в моей жизни украинском диктанте на
сотню слов я допустил 52 ошибки. Но к моменту окончания школы и по
украинскому языку, и по украинской литературе имел твёрдые
«пятёрки». И по сей день легко понимаю украинскую речь и свободно
читаю на этом языке, чему очень рад. Потому что убеждён: человека
обогащает каждый язык. Если только его не навязывают и не заставляют
учить «через колено». Сегодня в городе моего детства только две
или три школы русскоязычные. Проведена принудительная украинизация
образования. Зачем?! Изучение языка страны проживания должно быть
объективной потребностью, а не средством принуждения! Масса русских,
переехав жить в Германию, Америку, Канаду, другие страны, первым
делом бросились изучать язык. Их никто к этому не принуждал. Но без
знания языка невозможно быть полноценным гражданином страны,
поскольку абсолютное большинство жителей этих стран не знают
русского. Вот и всё! Скажем, в Израиле русскоязычных почти 20
процентов жителей. Поэтому многие пожилые люди не затрудняют себя
изучением иврита. И государство это нисколько не волнует. Оно,
государство, знает: те, кто желает работать и делать карьеру, будут
изучать иврит очень упорно и овладеют им. А вслед за ними – их дети,
внуки… Так государственный язык завоёвывает свои позиции среди
разноязычных граждан страны. А в Прибалтике и на Украине, где
абсолютное большинство владеет русским языком, вынуждают тех, для
кого он родной, от него отказаться. Зачем? Какая от этого польза
стране? И разве это не интолерантность? - Не считаете ли вы, что
в России опасность ксенофобии и неофашизма явно
недооценивается? - Так оно и есть! Отчасти именно этим можно
объяснить, что, по данным социологов, в России более 50 тысяч
неофашистов, в то время как во всех остальных западных странах
вместе взятых их около 70 тысяч. При этом никаких ощутимых мер к
неофашистам, скинхедам не принимается. Дел, связанных с разжиганием
национальной розни и насилием по расовым мотивам, доведенных до
суда, – несколько десятков, а эпизодов по России сотни. Однако, при
всей их очевидности, они сплошь и рядом переквалифицируются
следственными органами в хулиганство и нападения на почве личной
неприязни. Поскольку я врач, мне легче использовать метафоры,
связанные с медициной. Так вот: если раковое заболевание лечить, как
банальную простуду, больной умрёт. Фашизм – социальное раковое
заболевание! Его злокачественные клетки в России интенсивно
размножаются. Если не лечить адекватными мерами… - Можете ли вы
с позиций психотерапевта–конфликтолога объяснить наличие
национальной и расовой нетерпимости в общественном сознании? Каковы
психологические корни такого рода явлений? - Исчерпывающе назвать
не смогу, поскольку не являюсь специалистом в этой области. Могу
сказать лишь то, что лежит на поверхности и хорошо известно.
Ксенофобия, в моем понимании, в значительной степени связана с
переживанием собственной неполноценности, избавиться от которой
пытаются за счет унижения других, физического и морального насилия
над ними. К сожалению, многие ущербные люди не умеют приемлемыми для
всех методами вызывать у себя ощущения своей значимости и
уверенности в себе. Немало и тех, кто в силу патологии характера или
интеллектуальной недостаточности просто изначально не способны на
это. И тогда все они прибегают к самому примитивному и доступному –
агрессии. Эти «стаи» утверждаются в собственных глазах исключительно
путём сопоставления себя с теми, кто, в их понимании, хуже, слабее,
беззащитнее… И чтобы доказать себе, что «другие» такими и являются,
они унижают, бьют и даже убивают. Воспитание в определённой
среде также является важным моментом. Если человек родился и вырос в
семье с устоявшимися фашистскими взглядами, шансов стать
антифашистом у него немного – в нем заложен «чип нетерпимости».
Отдельно надо упомнить о тех личностях, которые стремятся быть
вождями. А чтобы стать таковыми, нужно объединить вокруг себя
других, сплотить их. Как известно, быстрее и легче всего люди
объединяются и сплачиваются перед лицом общего врага. Вот «фюреры»
таких «врагов» и находят. Остальное несложно: примитивно и доходчиво
«теоретически обосновать», в чём заключается их мнимая вина, и как с
ними поступать. Что будет вслед за этим – хорошо известно из истории
20-го века. - Вы как еврей сталкивались с проявлениями
антисемитизма в отношении себя лично? Если сталкивались, как
поступали в таких случаях? - Ну, конечно, сталкивался! Иначе,
какой же я еврей, имеющий национальное самосознание и никогда не
скрывавший своей национальности? Сталкивался и с бытовым, и с
государственным антисемитизмом. О бытовом распространяться не буду:
зачем актуализировать былые обиды? Скажу лишь, что в школьные годы
на Украине и оскорблений наслушался, и унижений своего национального
достоинства пережил достаточно. Думаю, выстоять помогало
родительское воспитание. После Холокоста и сталинского «дела врачей»
в еврейских семьях (в том числе в моей) даже дети хорошо усвоили,
что народ, к которому они принадлежат, – гонимый и преследуемый. Это
понимание, как ни странно, у большинства порождало жизнестойкость и
гордость за принадлежность к своей нации. Хотя, чем тут гордиться?
Ну, что я сделал такого, чтобы родиться евреем? А что предпринял,
скажем, Макашов для того, чтобы родиться русским? О
государственном антисемитизме хотел бы поведать подробнее, чтобы не
было иллюзий в отношении «интернационального» характера советской
власти. К моменту окончания школы я твёрдо знал, что хочу стать
врачом. В моём городе был крупный медицинский институт. Местными
властями было сделано всё возможное, чтобы евреи знали: в этот
институт «инвалидов пятой группы» (в советских паспортах
национальность была пятой графой) принимают не более 6-8 человек в
год. При том количестве проживавших тогда в городе евреев, дети
которых стремились стать врачами, шансов у меня не было. Поэтому
уехал я в Пермь, где, в отличие от Украины, антисемитских настроений
почти не было. И на трёх вступительных экзаменах набрал я 15 баллов.
С тех пор по отношению к себе с откровенным антисемитизмом ни разу
не сталкивался, в том числе за 20 с лишним лет проживания в Карелии.
Хотя ксенофобские настроения здесь временами улавливал, в том числе
к карелам. И это на их-то земле! Увы, в последние несколько лет в
Петрозаводске скинхеды пытаются о себе заявлять. В основном
антисемитскими надписями и надругательством над могилами на
еврейском кладбище. Фашисты любят рассуждать о чьей-то национальной
«неполноценности». Но им не дано понять, что те, кто оскверняет
могилы, абсолютно неполноценны во всех смыслах и во все времена!
- Так что же делать с проявлениями национальной и расовой
нетерпимости? Как бороться? - Лично мне необходимые меры
представляются вполне логичными и осуществимыми. Во-первых,
необходимо прекратить любые дискуссии со всеми, кто проповедует
национальную нетерпимость. Ксенофобы не способны слышать контрдоводы
и дискуссии используют исключительно для трансляции своих
человеконенавистнических идей. С какой стати предоставлять им
трибуну для этого?! Во-вторых, следует, наконец, начать в полной
мере использовать Закон, который позволяет жёстко пресекать
проявления фашизма в России. Анна Моськина, активистка
МПГ-Карелия
Памяти Симона Визенталя Президент Фонда «Холокост» Алла
Гербер и директор Московского бюро по правам человека Александр Брод
направили соболезнования в посольство Австрии в Москве в связи с
кончиной Симона Визенталя. Он скончался сегодня в Вене в возрасте 96
лет. По окончании Второй мировой войны С. Визенталь, бывший узник
гитлеровских концлагерей, посвятил себя розыску нацистских
преступников. С его помощью перед судом предстали более 1100 бывших
нацистов. В 1977 году Визенталем был создан центр, который сегодня
представляет собой международную правозащитную организацию. Как
говорится в сообщении Центра Визенталя, основанного им в
Лос-Анджелесе, он был “совестью Холокоста”. А.Гербер и А.Брод
отметили, что Визенталь действовал не во имя ненависти, а во имя
добра, очищая мир от нацизма. К сожалению, вирус «коричневой чумы»
прижился в России, стране, победившей фашизм. Растет выпуск
неонацистских книг, газет, не прекращается деятельность радикальных
группировок. Нападения на представителей этнических меньшинств и
иностранцев нередко заканчиваются убийствами. В такой ситуации
бездействие властей и правоохранительных органов недопустимо. Жизнь
Визенталя – это урок всем людям мира: молчаливо взирать на любые
проявления нацизма - преступно. МБПЧ. Фото Максима Ефимова.
Не закрывать глаза
12 сентября, в Международный день памяти жертв фашизма, в Первом
лицее г. Петрозаводска состоялась презентация документального фильма
«История Холокоста». 35-минутная картина сделана Карельским
отделением «Молодежной правозащитной группы (МПГ)» на основе
экскурсии в музей истории Холокоста при Мемориальной синагоге на
Поклонной горе (г. Москва). В некоторых сценах фильма проявляется
непрофессиональная рука монтажиста, оператора, – но в задачу,
поставленную «МПГ – Карелия», и не входило создание профессиональной
(следовательно, высокобюджетной) ленты. Как отметили лидер «МПГ –
Карелия» Максим Ефимов и председатель еврейской общины г.
Петрозаводска Дмитрий Цвибель, цель создания фильма – научить
молодежь уважать представителей других национальностей и
вероисповеданий, не повторять ошибок прошлого. «Память о прошлом
заставляет задуматься о настоящем и будущем, – совершенно
справедливо считает Д. Цвибель, – без памяти нет
человека». Далеко не все из присутствовавших (в основном –
учащиеся старших классов Первого лицея) сразу осознали вступительные
слова М. Ефимова и Д. Цвибеля, – но с началом показа смешки и шумок
утихли. Некоторые эпизоды происходящего на экране шокируют даже
искушенных людей. «Тем не менее, это не повод для того, чтобы
закрывать глаза на наше общее прошлое. Фашизм не должен повториться
ни в какой форме!», – сказал М. Ефимов ребятам. Во время показа
гостья из Санкт – Петербурга, сотрудница организации «Дом мира и
ненасилия» Елена Виленская не смогла сдержать слез, а по окончании
фильма провела параллели между вчерашним «нацисты – евреи» и
сегодняшним «российские войска – жители Чеченской автономии». В
скором времени «Историю Холокоста» увидят учащиеся большинства
учебных заведений Карелии: «МПГ – Карелия» занимается бесплатным
распространением фильма. Бесспорно, подобного рода мероприятия не
только нужны – необходимы. Пусть по официальным данным в Карелии
фактов преступлений на почве антисемитизма и ксенофобии не выявлено
(они попросту сводятся к хулиганству) – они есть, и их немало. Нужно
лишь присмотреться, не закрывать глаза на настоящее и бороться с
фашистскими проявлениями.
Антон Смирнов, активист МПГ-Карелия
Известный журналист обвиняет китайцев в каннибализме! Не
успела закончится XVIII Московская книжная ярмарка-выставка, а она,
пожалуй, уже становится главным событием нового политического
сезона. И не столько потому, что минувшая ярмарка стала одной из
крупнейших за последние годы. Все "скандальные" книги,
представленные на выставке, меркнут по сравнению с работой, которую
почему-то не заметили наши радетели нравственности и охотники за
сенсациями. Презентация этого чудовищного и бесчеловечного опуса
прошла почти не замеченной, если не считать нездорового оживления
зевак вокруг стенда с новинкой. Между тем, эта книга претендует на
роль самой шокирующей за последнее десятилетие. Нашей редакции
удалось заполучить экземпляр этой книги с автографом писателя. Вот
лежит эта маленькая сенсация передо мной, сверкая глянцем ничем не
примечательной обложки. Название книги тоже мало о чём говорит:
"Варвар Северной Пальмиры". Автор книги - "скандально известный
журналист, известный своими экстравагантными суждениями и громкими
разоблачениями", как явствует из аннотации. На обложке значится
псевдоним "Вадим Катин". Как мы узнаём в процессе чтения, эта книга,
выпущенная одним из крупнейших российских издательств (слава Богу,
тиражом всего в 10 тысяч экз.!), представляет собой дневниковые
записи автора, проработавшего две недели уборщиком в недавно
отстроенном т.н. "Китайском квартале" Санкт-Петербурга. Работы по
возведению ещё продолжаются, но часть зданий уже находится в
эксплуатации. Напомним, губернатор Валентина Матвиенко ещё год
назад подписала соглашение с китайской делегацией о строительстве на
площади в 100 га жилых домов, развлекательного комплекса и офисных
помещений, которые будут принадлежать китайскому правительству.
Строительство вызвало широкий общественный резонанс и на
несколько месяцев стало главной темой националистических газет и
листовок. Но как бы не старались националисты, квартал будет
возведён и будет приносить инвестиции в экономику города.
Поговаривают, что эта сделка станет одной из самых прибыльных для
России за последние десять лет! Но не всё так гладко, как
хотелось бы. Автор пишет: "Я приблизился к накрытому столу и стал
старательно чистить ковёр, чтобы не показаться подозрительным. Когда
пришли "высокие гости", видимо, какие-то крупные бизнесмены или
китайские бонзы, они немного засмущались, увидев меня. Они улыбались
и о чём-то оживлённо разговаривали. Через несколько минут
охрана вежливо выпроводила меня, и я поплёлся на кухню. То, что я
там увидел, повергло меня в шок+ И по сию пору не могу я спокойно
смотреть на любую еду, вспоминая об этих мгновениях. Я увидел как
толстая китайская повариха с изяществом выкладывает на посудину+
абортированный человеческий плод. Я не мог поверить своими глазам, и
мне долго казалось, что мои глаза лгут. Но позже я узнал, что в
Китае потребление абортированных младенцев и домашних животных
считается таким же обыденным делом, как файф-о-клок у англичан".
Самое поразительное в этой книге наличие в ней большого количества
иллюстраций - их подлинность ещё предстоит определить Прокуратуре! В
книге также полно антисемитских пассажей! Не первый раз случается,
что тот или иной автор в силу каких-либо соображений, будь то
конъюнктура или стремление прославится, опускается до национальной
клеветы и диффамации. Но как можно объяснить тот факт, что подобная
книга, снабжённая к тому же большим количеством фотографий,
печатается в крупном российском издательстве и практически не
привлекает к себе внимания? Быть может, это связано с недавней
акцией правозащитников "Город без фашистских книг", инициированной,
кстати, рядовым москвичом, г-ном Колесниковым. До каких,
оказывается, размеров может вырасти человеческая ненависть и
стремление прославится! Мы привели только одну цитату из
"Варвара...", но там есть и другая клевета, другие, ещё более
изощрённые обвинения. Самое чудовищное в этой истории то, что
фашистские идеологи из рук "известного журналиста" теперь получают
превосходный инструмент манипулирования сознанием, а раздуваемый
вокруг книги скандал лишь подхлестнёт межэтнические столкновения в
северной столице! И мы, конечно, не сможем никак привлечь их к
ответственности, ведь они "ссылаются на классика"! Несколько
активистов молодёжных правозащитных инициатив, узнавшие про книгу,
выразили готовность способствовать скорейшему изъятию книги из
магазинов и возвращения её в издательство, как того удалось добиться
в случае с "Тайнами еврейских расистов". Возможно, молодым
антифашистам удастся сделать это при помощи Московского бюро по
правам человека, известного своей бескомпромиссной борьбой с
нарождающимся произволом фашистских издателей. Стоит ли напоминать,
что на выставке любой желающий мог приобрести переизданную
"Русофобию" А. Шафаревича, а также пресловутые "Тайны Израиля" Ю.
Мухина и "Время быть русским" нацистского идеолога А. Севастьянова!
Это далеко не полный список! Молодёжная правозащитная
интернет-газета "Я не хочу ненавидеть!"
В Санкт-Петербурге убит студент из Конго В Петербургской
больнице в ночь на среду после нападения неизвестных скончался
студент из Конго. Студент третьего курса лесотехнической академии
был избит группой неизвестных в ночь на субботу в Калининском районе
Петербурга на улице Науки. Около полуночи он был госпитализирован
"скорой помощью" с улицы, а минувшей ночью скончался, не приходя в
сознание. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 111
часть 4 (нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть
потерпевшего). Московское бюро по правам человека направило
соболезнования в посольство Конго в Москве и в Союз африканских
студентов. Правозащитники убеждены, что убийство совершено одной из
радикальных группировок северной столицы, очевидно, скинхедами. «Это
уже одиннадцатая жертва от рук расистов в стране за этот год, -
заявил директор МБПЧ Александр Брод. – Три года назад к нам
обращались африканские студенты из Санкт-Петербурга и говорили о
том, что боятся поодиночке ходить по ночному городу, поскольку
скинхеды устраивают облавы на них. Мы неоднократно заявляли об этих
проблемах губернатору Валентине Матвиенко, знаем, что она переживает
по этому поводу, постоянно ставит эти вопросы перед прокуратурой и
милицией. В городе начались судебные процессы в отношении лидеров
скин-группировок, но действий правоохранительных органов пока
недостаточно. По сей день возле Гостиного двора продаются
неонацистские газеты, а в книжных магазинах - расистские книги, в
частности, книга «Расология» Владимира Авдеева, издательство «Белые
альвы». Это книга о превосходстве «белой расы» и неполноценности
других этнических групп, фактически – руководство к действию для
скинхедов».
«Час Ноль» читают израильские журналисты Дмитрий Цвибель,
редактор газеты «Общинный вестник», принял участие в однодневном
семинаре для журналистов «Израиль сегодня», проведенном Израильским
культурным центром Санкт-Петербурга. На семинар были приглашены
журналисты Санкт-Петербурга и северо-западного региона РФ,
освещающие события в Израиле и еврейскую жизнь в диаспоре. «План
одностороннего размежевания», «Обзор СМИ в Израиле», «Участие
репатриантов в политической жизни Израиля на уровне партий и рядовых
избирателей», «Влияние репатриантов на культуру и искусство Израиля»
- вот темы, прозвучавшие на семинаре. Семинар провели известные
журналисты Моти Розенблюм и Роман Гуревич из Израиля. Кроме
означенных тем были подняты и проблемы ксенофобии и антисемитизма в
современной России, и освещение в прессе этих явлений. Д.Цвибель
рассказал о совместных проектах еврейской общины и Молодежной
правозащитной группы Петрозаводска и продемонстрировал последний
выпуск газеты «Час Ноль» с репортажем об открытии Информационного
центра по Холокосту, антисемитизму и ксенофобии «ИЦХАК» на базе
музея Жертв фашизма им. М.Кольбе. Бен Гирш
ФРАГМЕНТЫ ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Статья 1. Понятие толерантности 1.1. Толерантность означает
уважение , принятие и понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности. Ей способствуют знания , открытость, общение и
свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в
многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и
правовая потребность. Толерантность- это добродетель, которая делает
возможным достижение мира и способствует замене культуры войны
культурой мира. 1.2.Толерантность- это не уступка, снисхождение
или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение
, формируемое на основе признания универсальных и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может
служить оправданием посягательств на эти основные ценности ,
толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и
государства. 1.3.Толерантность - это обязанность способствовать
утверждению прав человека, плюрализма ( в том числе культурного
плюрализма) , демократии и правопорядка. Толерантность- это понятие,
означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и
утверждающее нормы , установленные в международных правовых актах в
области прав человека. 1.4. Проявление толерантности, которое
созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к
социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим
убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих
убеждений и признает такое же право за другими. Это означает
признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему
виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить
в мире и сохранить свою индивидуальность. Это также означает, что
взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2. Государственный уровень 2.1. На государственном
уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного
законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и
административных норм. Толерантность также требует предоставления
каждому человеку возможностей для экономического и социального
развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация
могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и
фанатизма. 2.2.Для того чтобы сделать общество более толерантным,
государствам следует ратифицировать существующие международные
конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать
новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного
подхода и равенства и равенства возможностей для всех групп и
отдельных людей. 2.3.В интересах международного согласия
существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и
уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир
невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без
мира. 2.4.Нетерпимость может принимать форму маргинализации
социально наименее защищенных групп, их исключения из из
общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации
по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых
предрассудках, « все люди и группы людей имеют право отличаться друг
от друга » ( статья 1.2).
Статья 3. Социальные аспекты 3.1.Толерантность необходима в
отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и
общины. В школах и университетах, в рамках неформального
образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности
и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и
солидарности. Средства коммуникации способны играть
конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу
и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения
опасности проявления безразличия по отношению набирающим силу
группам и идеологам , проповедующим нетерпимость. 3.3.В
Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается,
что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в
достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это
необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально
наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных
социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им
правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья,
занятости и охраны здоровья , обеспечить уважение самобытности их
культуры и ценностей и содействовать , в особенности посредством
образования , их социальному и профессиональному ростуи
интеграции. 3.4.В интересах решения этой глобальной задачи
необходимо проведение соответствующих научных исследований и
налаживание контактов с целью координации деятельности
международного сообщества, включая анализ в контексте социальных
наук коренных причини этого явления, принятие эффективных
контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга,
способствующих выработке политических решений и нормативной
деятельности деятельности государств-членов.
Статья 4. Воспитание 4.1. Воспитание является наиболее
эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе
толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их
общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с
поощрения стремления к защите прав других. 4.2.Воспитание в духе
толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного
императива; в связи с этим необходимо поощрять методы
систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие
культурные, социальные, экономические ,политические и религиозные
источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.
Политика и программы в области образования должны способствовать
улучшению взаимопонимания , укреплению солидарности и терпимости в
отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими,
социальными , культурными, религиозными и языковыми группами, а
также нациями. 4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть
направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство
страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать
формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического
осмысления и выработки суждений, основанных на моральных
ценностях. 4.4.Мы заявляем о своей готовности поддерживать и
претворять в жизнь программы научных исследований в области
социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и
ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание
вопросам повышения уровня педагогической подготовки , учебных
планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других
учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целю
воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию
других культур, способных оценить свободу , уважать человеческое
достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или
разрешать их ненасильственными средствами. Статья 5. Готовность к
действию Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие,
используя для этого программы и учреждения в областях образования,
науки , культуры и коммуникации.
3.1.2. Некоторые симптомы нетерпимости и их проявление в
поведении
Язык - очернительный, уничижительный, отчуждающий,
обесценивающий и унижающий культурные, расовые и другие группы;
отрицающий за этими группами право употреблять собственный
язык. Стереотипы - определение всех членов какой-либо
социокультурной группы посредством обобщенных, как правило,
негативных, характеристик. Насмешки- привлечение внимания к
конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам
с целью высмеивания и оскорбления. Предубеждения- вынесение
суждения по поводу отдельных людей или групп на основании негативных
обобщений и стереотипов, а не реальных фактов или конкретных
поступков. Поиск «козла отпущения» - обвинение конкретной группы
или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных
проблем. Дискриминация – лишение отдельных лиц,групп или целых
сообществ равных социальных, политических или экономических прав;
преследование по причине этнического происхождения, национальности,
мировоззрения или других социальных факторов. Остракизм (бойкот)
– поведение, игнорирующее присутствие или существование других ;
отказ говорить с другими, признавать их самих или их
культуру. Преследование - преднамеренные действия, направленные
на устранение или унижение других; часто предпринимаемые с целью
вытеснения человека или группы из сообщества или
организации. Осквернение или порча- нанесение прямого ущерба или
искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий
с целью дискредитации или осмеяния верований и идентичности тех, для
кого эти здания, предметы и символы являются
значимыми. Запугивание- использование физического, морального или
численного превосходства для унижения других, лишения их
собственности, статуса или для склонения их к конкретным
сомнительным действиям. Изгнание - официальный запрет или
насильственное лишение права на посещение каких-либо общественных
мест, на присоединение к некой социальной группе, на участие в
коллективной деятельности или на профессию, т.е. на все то, от чего,
в частности, зависит возможность выживания ( например, запрет на
трудовую деятельность, на кров). Отчуждение-отрицание возможности
удовлетворения фундаментальных потребностей и/или полноценного
участия в жизни общества в целом или отдельных
сообществ. Сегрегация- установление принудительных ограничений
для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола,
как правило , с ущербом для этой группы (сегрегация включает
апартеид). Подавление - ограничение и лишение человека его
прав. Насилие - физические или моральные издевательства, изгнание
из мест проживания, вооруженные нападения, убийства (включает
геноцид). Некоторые особо тяжелые формы нетерпимости Расизм-
отрицание прав человека на основании расовой принадлежности,
исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над
другими. Ксенофобия - боязнь иностранцев и представителей других
культур, неприязнь к ним; Убежденность в том, что «чужие» могут
нанести обществу (человеку) вред. Этноцентризм - отчуждение
других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине
употребления ими иного языка , основанное на представлении о том,
что Одни культуры являются более ценными и развитыми, чем
другие. Агрессивный национализм - вера в то, что одна нация
превосходит другие и имеет право ими распоряжаться. Эксплуатация
- использование времени и труда людей без справедливого возмещения
их затрат; неразумное, расточительное отношение к природным ресурсам
и окружающей среде. Религиозный фанатизм - насаждение
определенной веры, религиозных ценностей, обрядов( иногда в
масштабах целых сообществ) ; предоставление преимуществ сторонникам
одной веры на основании представления, что данная вера является
единственно правильной интерпретацией религиозной или духовной
истины. Тоталитаризм - препятствование свободному , открытому
обсуждению политических идей, стратегий и тактик; препятствование
политическому участию , свободным и справедливым выборам;
ограничение свободы распространения информации; наказание
политических диссидентов, а также стремление государства к
тотальному контролю над частной жизнью человека. Сексизм -
политика, формы поведения, направленные на исключение женщин из
полноценного участия Вт жизни общества, на отрицание возможности для
женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы
поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей
природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами.
По Бэтти Э.Риэдрон. Толерантность - дорога к миру.- М.,2001, с.
18-20,27-28
Толерантность – видение различий, признание их права на бытие,
умение сосуществовать с «инакостью», даже чуждой и странной.
Добродетель терпимости может сопровождаться чувствами
отстраненности, безразличия, стоического приятия, любопытства или
восторженности.
Материалы постоянной рубрики «История Холокоста»
МСТИТЕЛИ ГЕТТО И ГЕРОИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОДПОЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ В гетто существовало две формы сопротивления:
духовное и вооруженное. Духовное сопротивление проявилось уже в
самом факте выживания в нечеловеческих условиях гетто и концлагерей.
Невыполнение приказов нацистов, попытки дать отпор, спрятаться или
бежать в ходе «акций», мужественное поведение во время массовых
казней, семейная солидарность, предсмертные слова о возмездии
палачам. Узники пытались сохранить своих детей, открывали школы,
устраивали концерты, ставили спектакли. Читали лекции, вели
дневники. Это ли не сопротивление?! В гетто было запрещено
устраивать религиозные собрания, но, по свидетельствам выживших,
существовали тайные синагоги. Было и открытое вооруженное
сопротивление. В ряде гетто возникли и активно действовали
подпольные организации. В августе 1941 г. в Минском гетто была
сформирована первая подпольная группа. Она тесно сотрудничала с
первым председателем юденрата И. Мушкиным, казненным
нацистами. Советские евреи, как правило, с поддельными или чужими
документами, скрыв свою национальность, участвовали в деятельности
подпольных групп Киева (Таня Маркус), Одессы (сестры Канторович) и в
других городах. Одним из руководителей городского подполья столицы
Белоруссии был Исай Казинец, посмертно удостоенный звания Героя
Советского Союза. Подпольщица гетто Маша Брускина была казнена в
октябре 1941 г. вместе с 11-ю другими участниками Сопротивления.
Фото казни этой 17-летней девушки вошло во многие учебники и
энциклопедии мира по истории Второй мировой войны. Имя юной
подпольщицы стало известно в результате журналистского поиска только
в конце 60-х годов. Маша работала медсестрой в больнице гетто и
участвовала в переправе вылеченных врачами гетто советских офицеров
к партизанам. Один из них был задержан и выдал девушку. Кто знает
его имя? Надо ли нам его знать? Многочисленные группы
подпольщиков действовали в гетто Литвы. Вильнюсские подпольщики
первыми в Европе призвали узников к вооруженному
сопротивлению. Воззвание подпольной молодежной организации
Вильнюсского гетто: «Нас не поведут, как овец, на бойню!
Еврейская молодежь, не дай сбить себя с пути. Сомневающиеся!
Избавьтесь от иллюзий! Ваши дети, ваши мужья и жены погибли. Понары
– это не лагерь. Их всех убили там. Гитлер намерен уничтожить всех
евреев Европы. Евреям Литвы суждено стать первыми на этом пути. Не
будем же овцами, покорно идущими на убой! Правда, что мы слабы и
беззащитны, но сопротивление должно стать единственным ответом
врагу! Братья, лучше погибнуть свободным борцом, чем выжить по
милости убийц. Сопротивляйтесь! До последнего вздоха! 1 января 1942
г.» В силу разных причин вооруженное восстание в гетто Вильнюса
организовать не удалось. Многие члены подпольной группы стали
бойцами еврейских партизанских отрядов Литвы, другие погибли. В
историю европейского Сопротивления вошло восстание в августе 1943 г.
в гетто Белостока (накануне войны этот город входил в состав СССР).
Как и самое крупное восстание узников гетто в Варшаве, оно было
жестоко подавлено. Однако сам факт этих вооруженных выступлений
обреченных, но не сломленных людей, стал символом мужества
еврейского народа. Активные антифашистские группы действовали в
гетто Каунаса, Риги, Слонима, Барановичей, Бобруйска, Бреста,
Гродно. Подпольщики изготовляли в мастерских (в том числе – на
территории гетто) или приобретали оружие, организовывали побеги
узников, переправляли партизанам медикаменты и лечили их в больницах
гетто, информировали евреев о положении на фронте, спасали
культурные ценности. Накануне акций уничтожения летом – осенью 1942
г. прошли восстания в гетто Несвижа, Клецка, Мира, Лахвы
(Белоруссия), Тучина, Луцка, Мизочи, Борщова, Рогатина, Брод
(Украина). С оружием в руках сопротивлялись евреи весной 1942 г. в
гетто украинских городов Ковеля, Дубно, Дубровиц. Одной из
распространенных форм сопротивления стали массовые побеги узников
гетто из небольших местечек Белоруссии и Украины. Восстание в лагере
смерти Собибор 14 октября 1943 г., завершившееся массовым побегом
узников, возглавлял советский офицер – еврей Александр Печерский.
Советские военнопленные-евреи, которым удалось скрыть свою
национальность, входили в состав подпольных групп многих нацистских
концлагерей.
ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ Около 25 тысяч евреев воевали в
партизанских отрядах на территории СССР. Только в Белоруссии их было
свыше 15000. Среди них – командиры военно-оперативных групп,
партизанских бригад, партизанских отрядов. Особую известность
получили отряды № 106 (командир Ш. Зорин), семейный лагерь Т.
Бельского, действовавший в Налибокской пуще, и отряд «Форвертс»
(«Вперед»), который сформировали бежавшие узники белостокского
гетто. Семь еврейских партизанских отрядов, в том числе «Некама»
(«Месть») и «Мститель», воевали в Литве. На Украине партизаны-евреи
воевали во всех крупных партизанских отрядах, в том числе Федорова и
Ковпака (в составе последнего была отдельная еврейская рота). На
территории России и в Крыму сражались сотни еврейских партизан.
Особенно много их было в Брянских лесах. В Ленинградской области
сражался отряд «Боевой», которым командовал Д. Новаковский. И
конечно, еврейские женщины – врачи, медсестры, разведчицы и просто
бойцы. ЧЕРНОСОТЕНЦЫ – члены крайне правых организаций в России в
1905–1917 гг. Они выступали под лозунгами великодержавного шовинизма
и антисемитизма («Союз русских людей»). Были одними из организаторов
еврейских погромов в Одессе, Ярославле, Кишиневе. После Февральской
революции запрещены. ЭРЕНБУРГ ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891–1967) –
русский писатель, публицист, яростный антифашист. «История
Холокоста на территории СССР».
КРО “Молодежной правозащитной группы (МПГ)”в рамках проекта
“Налаживание демократической просветительской работы и работы с
молодежью в Карелии” при поддержке Фонда “Память и будущее” готовит
к выпуску брошюру известного ученого Виктора Александровича
Шнирельмана “ОЧЕРКИ СОВРЕМЕННОГО РАСИЗМА”. В.А. Шнирельман - главный
научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор
исторических наук, действительный член Academia Europaea. Публикуем
здесь введение. “Расизм… в России?” Слова, вынесенные в заглавие,
вызывают вначале недоумение, затем – резкое неприятие и даже
возмущение. Как? Расизм в России? В стране с многовековой традицией
межэтнических браков и активного смешения культур и языков? Где
десятилетиями людям прививалась советская идеология
интернационализма, утверждавшая равенство рас, национальностей и
культур? Где величайшим национальным поэтом признается Александр
Пушкин с его эфиопскими корнями? И тем не менее, как это ни
печально, сегодня надо признать, что расизм уже пришел в Россию. Он
с устрашающей скоростью завоевывает медийное пространство,
соблазняет некоторых ученых, входит в бытовую лексику, руководит
действиями скинхедов и начинает влиять на общественные
настроения. Расизм появился не вдруг. Корни расовых установок
уходят, как это ни странно, в советскую эпоху, но благоприятный
климат для роста их популярности возник за последние
десять–пятнадцать лет. Советский марксизм имел свою специфику.
Сохраняя на словах преданность классовому подходу, на деле в течение
последних советских десятилетий он все больше внимания уделял не
столько классовому, сколько этническому делению общества. Речь шла
не только об идентичности. Этносы воспринимались как обособленные
целостности со своими самобытными культурами и языками, а также –
внимание! – со своими «национальными характерами». Они могли быть
добрыми или злыми, проявлять благородство и доброжелательность или,
напротив, отличаться мстительностью или коварством. Этносам
приписывались строго определенные стереотипы поведения, с железной
последовательностью воспринимавшиеся как свойства, имманентно
присущие любому члену этнической группы. Такие представления не
просто широко бытовали у народов СССР, но вызывали симпатии и
искусственно культивировались местными интеллектуалами как мощное
средство защиты от всеобщей русификации. В своих целях их
использовала и власть, которой ничего не стоило обвинить целые
народы в измене и отправить их в депортацию, несмотря на то, что
немало представителей этих народов честно защищали Родину на фронтах
самой кровопролитной войны XX века. Дело доходило до того, что
героев войны снимали с фронта и отправляли в ссылку вслед за своими
наказанными сородичами. Так выковывался комплекс коллективной вины,
преследовавший людей даже после их возвращения домой. За всем этим
стояла вера в «национальный характер» с его устойчивым набором черт,
присущих якобы всем без исключения членам данной этнической группы.
Такое стало возможным благодаря восприятию этноса как некого
закрытого организма. Действительно, в последние советские
десятилетия рожденная в XIX веке в недрах германского национализма
«органическая теория» получила в советской науке необычайную
популярность. Она вошла в советскую теорию этноса в виде
«этно-социального организма». Последний шаг по реабилитации расового
подхода сделал историк-маргинал Л. Н. Гумилев, наделивший этнос
биологическим началом. Напомню, что в своей классической форме
расовая теория утверждала, во-первых, дискретность человечества,
состоящего из четко отграниченных друг от друга расовых категорий, а
во-вторых, неразрывную связь физического облика с духовным миром –
расисты любили говорить о «расовой душе». И, если «научный расизм»
потерпел на Западе сокрушительное поражение, то в СССР он фактически
возродился в теории этногенеза Гумилева, апеллирующей к якобы
неизменным «этническим стереотипам поведения», возвращающим нас все
к той же концепции «национального характера», справедливо
отвергнутой западной наукой к началу 1960-х гг. Сегодня, когда
многие интеллектуалы с жаром цитируют труды Гумилева, а некоторые
даже готовы ставить ему памятники, невредно напомнить, что его
теория, содержащая положения о «плохих народах» («химерах») и
«некомплиментарных» межэтнических отношениях, фактически оправдывает
как сталинские депортации, так и современные этнические
конфликты. В конце 1980-х гг. из маргинала Гумилев превратился во
«властителя дум». Его книги стали выпускаться огромными тиражами,
его идеи были подхвачены деятелями системы образования и начали
входить в школьные учебники, а его «теория этногенеза» постоянно
цитируется как политиками, так и лидерами этнонациональных движений.
Объясняется это просто – ведь объявляя этносы биологическими
целостностями, она идеально вписывается в парадигму этнического
национализма, не только легитимизируя его, но и снабжая паранаучной
аргументацией. Поэтому «этническое возрождение» рубежа 1980-1990-х
гг. с энтузиазмом восприняло многие идеи Гумилева, благо крайняя
противоречивость и непоследовательность его построений позволяла
любому национализму интерпретировать их в свою пользу. Российская
популярная, общеобразовательная и даже научная литература
заполнилась столь же малосодержательными, как и привлекательными
терминами «суперэтнос», «цивилизация», «пассионарность», «фазы
этногенеза», позволявшими любому автору трактовать их вкривь и
вкось, заполняя информационное пространство все новыми
псевдонаучными аргументами. Между тем, прорвавшиеся в масс-медиа
и даже в школьные учебники такие концепции далеко не безобидны. Ведь
они учат тому, что есть не только «пассионарии», но и
«субпассионарии», что этносы не только расцветают, но и приходят в
упадок, что, кроме «цивилизаций непрерывного развития», есть и
«цивилизации непрогрессивной формы существования». Пуще того, из
представления об этносах как закрытых целостностях с их особыми
мировоззрением и стереотипами поведения вытекает идея об их
культурной несовместимости, а учение о разных «фазах этногенеза»
неизбежно приводит к мысли о реальном неравенстве и даже «конфликте»
цивилизаций. Все такие представления свойственны сегодня «новому
расизму», который одни ученые называют «культурным», другие –
«дифференциальным». В отличие от старого расизма, он делает акцент
не столько на принципе крови, сколько на культуре, рассматривая
человека не как индивида, способного творчески, активно
адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде, а как члена
этнической группы (или даже цивилизации!), пассивно усваивающего ее
нетленные ценности и механически воспроизводящего свойственные ей
стереотипы поведения. С этой точки зрения индивид не представляет
большого интереса; достаточно знать его этническую (или
«цивилизационную») принадлежность, чтобы проникнуть в его мысли и
предсказать его поведение. Так и появляются термины-монстры типа
«лица кавказской национальности». Именно этот упрощенный подход к
окружающей действительности и заложен в теории Гумилева, который,
называя себя «отцом этнологии», никогда не проводил этнографических
исследований и чей опыт тесного общения с людьми других
национальностей ограничивался пребыванием в ГУЛАГе. Поэтому он не
знал, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей,
ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с
языковой принадлежностью, как привыкли думать советские люди. Иногда
она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары),
хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые
коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию
(шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как
это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской
жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека. Причем
языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо
владели обоими языками. Еще парадоксальнее сегодня выглядит
традиционная культура, которую общественное сознание сплошь и рядом
кладет в основу этнической принадлежности. Однако роль такой
культуры в современном этнополитическом контексте кардинально
меняется. Ведь традиционной культуре трудно выдержать конкуренцию со
стороны современной массовой культуры постиндустриального общества.
В современном обществе традиционная культура вынужденно теряет свою
неразрывную связь с образом жизни. Однако для группы, борющейся
против дискриминации, именно традиционная культура представляется
важнейшим символическим ресурсом, делающим эту борьбу легитимной.
Парадокс ситуации заключается в том, что для получения равноправного
положения в современном обществе такой группе приходится обращаться
к ресурсу, функционально такому обществу не соответствующему.
Поэтому, утрачивая былую функциональность, традиционная культура
становится источником ценных символов, да и сама становится знаковым
символом, позволяющим группе демонстрировать свое своеобразие и,
опираясь на него, требовать общественного признания. Но, становясь
символом, традиционная культура неизбежно теряет аутентичность и
открывает безбрежный простор для фольклорных инноваций и
интерпретаций, предоставляющих своим пользователям широкую свободу
выбора. Вот почему зоркий взгляд специалиста тут же отмечает
нарушение ритуальных норм, отход от традиционного обычая, сплошь и
рядом наблюдающиеся в современных народных ритуалах и праздниках.
Все это вполне закономерно, ибо сегодня этнополитическая символика
становится едва ли не единственной функцией традиционной культуры.
В современном мире этничность вообще апеллирует, прежде всего, к
символам. Скажем, человек может называть себя казахом и считать
казахский язык родным, но говорить только по-русски. Тот, кто
попробует отвлечься от бытовых представлений и взглянуть на
окружающий мир свежим взором, непременно заметит, что все мы живем
не в одной, а сразу в нескольких разных культурах. Да, мы говорим
по-русски, но смотрим американские боевики, носим китайскую одежду,
покупаем японские автомобили... А что составляет образ традиционной
русской культуры? Самовар, пришедший из Ирана, матрешка, завезенная
из Восточной Азии, и картофель, попавший в Россию из Южной Америки!
Все это доказывает, что этничность опирается не столько на реалии,
сколько на образы. В действительности так называемые этнические
культуры гибридны и гетерогенны. Ничего биологического в них нет.
Только такой подход способен преодолеть наследие советской теории
этноса, опровергнуть псевдонаучные построения Гумилева и
противостоять культурному расизму.
Тренинги по толерантности и преодолению
стереотипов Санкт-Петербургская общественная правозащитная
организация «Дом мира и ненасилия» работает с 2003 года. Миссия
организации: мир без насилия, переход от насилия к культуре мира,
демилитаризация общественного сознания и поведения (отказ от культа
силы), толерантность, приоритет прав личности (жизнь, достоинство,
свобода), солидарность, защита прав человека, гражданское общество.
В настоящее время совместно с нашими бельгийскими партнерами из
общественной организации Пакс Кристи Фландрии при поддержке
Министерства иностранных дел Бельгии мы осуществляем проект «Твоя
роль как гражданина», направленный на обучение толерантности,
ненасилию и правам человека школьников, учителей и родителей. 11
сентября мы провели тренинг по толерантности, преодолению
стереотипов в 8 классе 43-й школы Петрозаводска. В нем приняло
участие 17 человек. Ребята впервые участвовали в тренинге, такая
форма интерактивного обучения была для них новой. Тренинг выявил
серьезные проблемы класса. Довольно большая группа артикулировала
нацистские и фашистские взгляды, демонстрировали ксенофобию,
отсутствие знаний о тех, кого они ненавидят. Их сознание перегружено
стереотипами. Тренинг позволил участникам задуматься о собственной
личности, о различиях и сходствах с другими людьми. Успешность
тренинга заключалась в том, что дети получили навык построения
диалога, увидели стереотипность собственного мышления,
беспочвенность своего негативного отношения к другим, в процессе
игры почувствовали себя в роли тех, кого они ненавидят или не
принимают. 12 сентября состоялся тренинг в 10 классе 42-й школы
Петрозаводска. В нем участвовало 26 человек. Тренинг был посвящен
частному пространству человека и ненасильственному разрешению
конфликтов. Школьники этой группы также впервые участвовали в
тренинге. Тренинг показал, что не все ребята осознают своего
частного пространства. Для них упражнение на эту тему оказалось
довольно сложным, так как эта тема практически нигде в нашем
обществе не обсуждается. Нас поразило, что в этой школе один из
учащихся носит военную форму с бронежилетом, несмотря на то, что
школа – это не казарма. Мы считаем, что тренинг прошел успешно, так
как побудил ребят к размышлению о себе, о построении своих
взаимоотношений с другими людьми с учетом неприкосновенности
частного пространства своего и другого человека, о роли диалога в
предотвращении и разрешении конфликтов. Нас очень порадовала работа
на тренинге, который мы провели 13 сентября в Центре развития
образования Петрозаводска. В тренинге приняли участие 15 человек:
учителя, психологи, студенты, завуч по воспитательной работе,
социальный педагог. Участники проявили высокую заинтересованность и
к теме и форме обучения. В процессе тренинга участники не только
познакомились с возможными формами работы и конкретными
упражнениями, но и активно вырабатывали идеи и планы практического
применения. Тренинг помог участникам овладеть практическими
инструментами обучения детей методикам ненасилия, преодоления
стереотипов. Мы договорились с учителями о продолжении
сотрудничества. Мы очень благодарны школьникам и учителям –
участникам тренингов за сотрудничество. Наша организация
признательна МПГ Карелии за организацию тренингов и возможность их
проведения в Петрозаводске. Елена Виленская, Елена Смирнова
Издание осуществлено при поддержке гранта, предоставленного
Комиссией по демократии Посольства США в Российской Федерации
общественной организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа
(МПГ)», которая несет полную ответственность за содержание данной
публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения
грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США
или американского правительства. Учредитель и издатель:
Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной
общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная
группа (МПГ)» Редактор: Максим Ефимов
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|