|
|
|
|
30.05.2006 Молодёжная антифашистская и правозащитная газета Карелии «Час Ноль» №52
Письмо
скинхеду Здравствуй, мой лысый «друг». Жду, не дождусь, когда
снова увижу тебя по телевизору. Хочу увидеть, как вы по-мужски
разбираетесь с евреями, азиатами и кавказцами. Какая смелость! Это
ведь пример для подражания! Я бы, наверное, так бы не смог: 20 на 1!
Да еще и сзади! Молодцы, настоящие благородные арийцы. А вот если бы
вас было 15, то вы, наверное, на 1 бы не полезли. Да? Страшно? А
вдруг побьет? Сбоку тоже нападать опасно, так как он может заметить.
Страсти-то, какие! А когда же вы пойдете громить кладбища? Хочу это
увидеть! Разоренные еврейские кладбища - это ведь очень круто! Евреи
нам много плохого сделали: напали на нашу страну и убили 20
миллионов? Гитлер ведь специально объявил СССР войну, чтобы спасти
нас от еврейского нашествия! Евреи бы напали на нас, сделали бы всем
обрезание и убили бы нас! Еще обязательно надо разрушить могилы
русских солдат, которые погибли в период ВОВ, так как они помешали
нашему великому вождю захватить нашу страну, половину населения
перерезать, а другую сделать рабами. Ведь как круто быть рабом
самого Гитлера, стирать белье его солдатам, мыть за ними посуду,
ублажать их, быть их ручной собачкой! Кавказцев бейте за то, что они
не пропустили немцев через Кавказ. Не забудьте съездить в
Прибалтику, там славят фашистов, может и тебе перепадет жирный кусок
мяса. Срочно нужно послать вашу лучшую СС группу в Китай, а то их
слишком много развелось, вдруг нам что-то сделают всей кучей? А у
Швейцарии денег много, самый высокий уровень ВВП. Ой, прости, ты
ведь не знаешь, что такое «деньги» и «ВВП». Короче, у них бабла
дофига и живут они лучше нас. Мочить всех, мочить. Нужно еще в
Англии побывать, так как там скины не настоящие, они не расисты, не
убивают за цвет кожи. Как же так? А может быть, лучше вообще всех
замочим? На всякий случай! Тогда у нас останутся только 50 тысяч
арийцев, почему-то славянского происхождения. Странно. А вообще,
проверь свою родословную - да, именно родословную, а не
генеалогическое древо, так как древо у людей - до 15 помета, и если
ты не чистокровный ариец, то застрелись как можно быстрей! Тогда ты
убьешь еще одного нечистого во славу Гитлера! Пока! Гена Олейник,
активист МПГ, учащийся.
Отведём беду вместе! С 12 по 14 мая в Москве состоялись сразу
два знаменательных события. Первое. Юбилейная конференция МХГ. Как
написала, обращаясь к каждому участнику дня рождения, Л.М.
Алексеева, председатель организации, «тридцатилетие Московской
Хельсинкской группы – большой праздник для членов МХГ и её
сотрудников, для всего правозащитного сообщества. Спасибо, что Вы
отмечаете этот юбилей вместе с нами. Если мы едины – мы
непобедимы!». Открывал встречу Ю.Ф. Орлов, инициатор создания и
первый председатель МХГ, ныне профессор Корнельского университета.
Такое собрание, состоящее из представителей многих регионов
России, президентов крупных Фондов, известных диссидентов и
правозащитников, послов и сотрудников посольств, адвокатов,
публицистов, высокопоставленных иностранных гостей стало возможным
благодаря верным спонсорам российского правозащитного движения:
Агентству США по международному развитию («USAID от американского
народа»), Институту «Открытое общество», Посольству Королевства
Нидерландов, программа МАТРА, Офиса председателя ОБСЕ Карла де Гухта
(Бельгия). Все иностранные докладчики говорили о значимом вкладе МХГ
в дело построения демократии и защите прав человека в России, а
также о необходимости продолжения этой важной работы, поскольку
нашей стране предстоит ещё долгий путь кардинальной перемены
государственного, социального и индивидуального мировоззрения, в
основе которого будет уважение прав и свобод человека и
самоуважение, а следовательно, и благополучие всего общества. Именно
на правозащитные организации и должно опираться государство,
действительно заботящееся об улучшении положения людей. Выступления
российских коллег во многом повторяли одно другое, благодаря чему
зал порой засыпал. Ничего удивительного в этом нет, ведь здесь
собрались люди одних взглядов и убеждений, объединённых заботой об
одних и тех же плачевных делах. Не скрою своей радости от того
обстоятельства, что моё выступление на конференции не осталось
незамеченным. Вот один из отзывов, принадлежащий В.И. Скурлатову:
«Обратил внимание на Максима Ефимова, прослушав его выступление.
Голос, энергетика, чёткость мысли – на голову выше других более
именитых докладчиков… Свою речь, резонирующую с моими мыслями, он
закончил чтением сильного стихотворения». Речь идёт о стихотворении
Ю. В. Линника «Болезнь», с которого я, правда, начал выступление.
Справедливости ради отразим мнение Валерия Ивановича и по поводу
редактируемой мной газеты «Час Ноль»: «Материалы интересны, хотя по
сути надстроечны. Есть некоторый перебор по еврейской части -
антисемитизм клеймится почти на каждой странице, как будто в
нынешнем российском обществе нет базисных кричащих проблем,
порождающих беспросветность, комплекс неполноценности и ксенофобию».
Принимаю и благодарю за критику. Второе. Конференция «Фашизм –
угроза будущему России», собравшая не менее солидный состав
участников, известных интеллектуалов, многим из которых, к
сожалению, не удалось выступить, а вещание других слишком
затягивалось. Конференция проходила при поддержке СПС. Тут же
состоялось вручение наград победителям конкурса региональной прессы
"Без розни и вражды". В номинации "Против ксенофобии и
антисемитизма" первой премии удостоился ваш покорный слуга. Из рук
Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина я получил
диплом, который подписали, кроме Лукина, председатель МХГ
Л.М.Алексеева и главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок»
Д.С. Авраамов, а также денежную премию в размере 15000 рублей. Эта
сумма будет потрачена на текущую деятельность организации и её
инициативы. На конференции было принято обращение к гражданам
России, которое подписали все участники встречи, в том числе и я.
(Текст приводится ниже).
М. Ефимов, лидер МПГ.
Фашизм снова угрожает России Обращение участников конференции
«Фашизм – угроза будущему России» к гражданам России. Фашизм в
России есть. Через 60 лет после победы над немецкими фашистами эта
беда пришла на нашу землю в новом обличье – фашизмом заражено
российское общество. Мы ежедневно сталкиваемся с симптомами этой
болезни: мы видим свастики на стенах, мы каждый день узнаем об
избиениях и убийствах «чужаков», ксенофобские призывы звучат с
экранов телевизоров и со страниц газет. Политические силы,
использующие нацистскую риторику, завоевывают все большую
популярность. Проблему фашизма вынуждена была, наконец, заметить
и власть. В нормальном государстве власть вместе с обществом борется
с фашизмом. Однако у нас к власти сегодня есть ряд вопросов: Почему
не пресекаются фашистские марши в городах страны? Почему мы не видим
мэров городов, руководителей регионов во главе антифашистских акций
– как это принято во многих странах? Почему правоохранительные
органы до сих пор ловят «лиц кавказской национальности» в московском
метро, а не настоящих террористов? Почему остаются безнаказанными
ксенофобские высказывания губернаторов, мэров и депутатов? Почему
прокуратура и суды в действиях очевидных ксенофобов – бандитов и
убийц – сплошь и рядом усматривают лишь простое хулиганство? Почему
под предлогом противодействия ксенофобии закрывают независимые
региональные газеты? Зачем создаются и финансируются безликие
массовые организации, которые действуют против идейных противников
власти свойственными фашистам силовыми методами? Их усилиями термин
«фашизм» лишается смысла, потому что фашистами называют не только
тех, кто использует ксенофобские лозунги и разжигает межнациональную
рознь, – слово «фашизм» стало дежурным ругательством в адрес
политиков, оппонирующих власти. Мы утверждаем: в огромной
многонациональной России такие игры преступны. Мы утверждаем:
остановить фашистов можно только совместными усилиями гражданского
общества и власти. И только массовые гражданские действия заставят
власть серьёзно включиться в борьбу с фашизмом. Ждать от власти
самопробуждения бессмысленно. Мы призываем всех здравомыслящих
граждан России, осознающих фашистскую угрозу, присоединиться к нам и
встать на защиту мира и согласия в нашей стране. Мы призываем власть
осознать ответственность за будущее России и перестать
потворствовать фашистам. Победить фашизм можно. Делать это надо
сейчас. Всем вместе.
ВСЕ НА ПРОДАЖУ 25 мая 2006 года прошли пикеты у здания мэрии
Петрозаводска. Один был в поддержку сохранения всенародных выборов
мэра, другой – одобрял отмену народного голосования. Отстоять
демократическое право выбора пришли активисты «Молодежной
правозащитной группы Карелии» (мы не связаны с какой-либо
политической партией и всегда придерживаемся своего собственного
мнения). Поддерживали данную позицию и другие сознательные горожане,
которые были искренне удивлены, увидев у входа в здание
администрации группу ребят и девушек, стоящих с транспарантами,
содержащими надписи в поддержку отмены народных выборов мэра. Когда
мы подошли к этим молодым людям и спросили их, что они здесь делают,
в ответ не получили даже мало-мальски вразумительного объяснения.
Многие из тех, кто держали плакаты в поддержку отмены выборов, даже
не знали, что там было написано и того, что значила надпись. Одна из
них гласила: «Хватит политики – даешь конкурс на мэра». Абсолютно
бессмысленная фраза, имеющая манипулятивный характер. Технология
заключается в замалчивании существенной информации и использовании
стереотипов. У таких заявлений – настроение обреченности: мол, раз
мы не умеем проследить за чистотой выборов, так они и не нужны
вовсе; пускай мафия рулит в городе! И нам понятно, кому это
выгодно! Большинство же ребят и девушек прямо заявляли, что они
пришли на это собрание только для того, чтобы получить обещанные
организаторами акции деньги – сто рублей. Ранее была запущена
информация в кругах студентов университета о такой «халявной»
возможности подзаработать. Радует то, что людей, торгующих своим
мнением и гражданской позицией, оказалось немного. Студентка
ПетрГУ, активистка МПГ Оксана Свинцицкая по поводу увиденного
говорит: «Здесь существует много нюансов. Кто-то пришел просто
заработать денег, ведь жизнь студента не сахар. Для кого-то это
способ забавно и опять же с пользой для кармана провести время.
Естественно, никто не задумывается о последствиях. Для этих молодых
людей не важны результаты их времяпрепровождения. А почему так?!
Потому что у нас очень низкая политическая культура и этим
пользуется власть, которой не выгодно ее (политическую культуру)
повышать, т.к. неграмотным народом проще управлять». «К
сожалению, до настоящей политической активности молодёжи очень
далеко. Так же, как далеко нам до состязательности и реальной
конкуренции в предвыборной гонке между отдельными политически и
социально активными личностями и между существующими партиями.
Сегодняшняя власть имитирует демократию, которой, по сути, нет.
Происходит манипуляция людьми, причём грубая и банальная. В эту
бездарную игру вовлекается молодёжь, одна часть которой всеми силами
пытается стать винтиком существующей системы, другая - используется,
получая за согласие быть фоном мизерные гонорары. И те, и другие
должны вызывать рвотный рефлекс у тех людей, которые действительно
болеют за судьбу своей страны и своего народа», - считает Максим
Ефимов, лидер МПГ. Только нам с вами, уважаемые горожане,
придется отвечать перед нашими детьми и внуками за то, что мы
построим сегодня. Что же нам нужно: произвол властей, которые
отстаивают лишь свои корыстные интересы, или чистые всенародные,
свободные и цивилизованные выборы? Давайте же научимся избирать себе
хотя бы местную власть в своем родном городе и республике, которая
не будет вести себя, как оккупанты. Наладим жизнь на своей малой
родине – Карелии, в своем доме – Петрозаводске. Пришло время сказать
свое твердое слово. Лощинин Дмитрий, активист МПГ, студент
ПетрГУ.
От интуитивного ощущения к национальному самосознанию Беседа
Александра Локшина, доктора исторических наук, старшего научного
сотрудника Отдела по изучению Израиля и еврейской диаспоры Института
востоковедения РАН и Владимира Берштейна,
психотерапевта-конфликтолога.
В.Б. Александр Ефимович, проблема национального самосознания
извечна. Насколько мне известно, она ещё и не изучена до конца, и
существует масса философских суждений на эту тему? А.Л. Временами
откуда-то из подсознания выплывает некое понимание себя как
субъекта, принадлежащего к определённой группе людей… В.Б. Но вот
что мне точно известно: когда сходятся больше двух евреев, и они
начинают «щупать» эту тему, то неизменно выходят на вопрос, когда и
как они почувствовали себя евреями? А.Л. Всё верно. Мне
приходилось не раз находиться в подобных компаниях. И там, как
правило, говорили о том, что большинство присутствующих ощутили свою
«инакость» благодаря окружению: когда впервые оскорбили по
национальному признаку, впервые недвусмысленно дали понять, что
относятся к тебе негативно… У меня всё складывалось как-то
по-другому. И в связи с этим всплывают два воспоминания из детства.
Мои бабушка и дедушка частенько говорили между собой на идиш. Я это
слышал, но особого значения не придавал. Но когда, то ли в первом,
то ли во втором классе, взял учебник «Родная речь», внезапно вдруг
подумал: «А разве для меня она родная?». А в девятилетнем возрасте
мама привела меня в «Третьяковку». Там я застыл перед картиной
«Явление Христа народу». Изображённый на ней мальчик, выходящий из
воды, поразил меня своей выраженной семитской внешностью. Мне
привиделось нечто знакомое. И я побежал в туалет, подошёл там к
зеркалу и в своём изображении увидел того самого мальчика. В
Ташкентской области, где я в детстве жил и играл с детьми немцев и
высланных крымских татар, был такой Коган. И я почему-то чувствовал,
что нас с ним объединяет нечто особенное, отличное от объединения с
другими ребятами. И жили в посёлке ещё несколько еврейских семей.
Моё ощущение было таким же: что-то есть между нами общего, что-то
нас объединяет. Не мог понять, что именно. На это наслаивалось,
опять же неосознанное, стремление выдать себя за другого, не такого,
как Коган. И ещё эпизод из детства. Помню, с русским приятелем пел
какую-то песню с выраженным антисемитским душком. Моя мама услышала
и покачала головой. И я вдруг подумал: «Что ж это я пою?! Уж не о
себе ли?». Видимо, вот так, постепенно и неосознанно, я становился
евреем. В.Б. Я часто размышлял на эту тему. И приходил к выводу,
возможно, неверному. Да, мы рождены евреями. Но сами, возможно, об
этом не узнали бы. Нас ими сделали. Я совершенно не религиозен. Но у
меня с раннего детства есть осознание своей национальной
принадлежности. Это мне никогда не мешало, и я никогда этого не
стыдился. Другое дело, что моя национальность всегда мешала
антисемитам. И не только им, но и тем, кто был к ней совершенно
безразличен, искренне мне симпатизировал, пытался куда-то
продвигать, но из-за определённой государственной политики не мог
этого сделать. Как в строке из песни Высоцкого: «Но огромное это
светило, к сожалению, было еврей». Я считаю, что меня евреем сделали
не папа с мамой, прекрасно говорившие, читавшие и писавшие на идиш.
Он с моего рождения непрерывно звучал в нашем доме. И не дедушка,
соблюдавший религиозные праздники. Всё это я воспринимал как должное
и, подобно вам, не придавал национального значения. До определённого
возраста считал себя неотличимым от других. Просто у кого-то в доме
говорят, например, на украинском, а у меня – на другом языке. Кто-то
на праздник ест свиные отбивные, а мы – фаршированную рыбу… Вот и
вся разница. В национальность я не втягивался. Меня в неё вогнали
антисемиты. Те взрослые мужики, которые, собравшись вечерами на
лавке, выпытывали у меня, пятилетнего, как в моём доме называют
разные предметы. Я, тогда прилично знавший идиш, им наивно отвечал.
Они ржали и передразнивали меня. Я в слезах прибегал домой. А
родители учили, чтобы никогда не отвечал на такие вопросы. А.Л.
Мои и ваши родители были обычными советскими евреями. Не до конца
обрусевшими, но обученными жизнью, что не быть евреем для них уже
невозможно, но признаваться в этом и демонстрировать это – как-то
постыдно, а то и опасно. В.Б. Да. Некий национальный гибрид:
дома, в семье, среди своих – одни, во «внешней среде», в социуме –
другие. Состояние «полуеврейства». А.Л. Но при этом в нас уже
прочно сидело национальное самосознание. В.Б. Я опасался его
выплеска наружу, контролировал его. А.Л. Как вы отреагировали на
«шестидневную войну» 67-го года? В.Б. Я, будучи в тот период
студентом и членом институтского комитета комсомола, старался
дистанцироваться от этой темы и ни с кем не говорить. А.Л. А я
помню, как в первый день той войны ехал на велосипеде и плакал от
ужаса. Мне казалось, что начинается второй Холокост. И только на
переломе, когда Израиль начал уверенно побеждать, появилось
непередаваемое ощущение счастья. При этом мой дед всё отслеживал, а
родители, как и вы, боялись и не хотели ни с кем эту войну
обсуждать.
Вынужденное дополнение В. Берштейна: По техническим причинам
аудиозапись приведённого здесь диалога прервалась. Мы ещё долго
беседовали с Александром Ефимовичем о национальном самосознании.
Приводить по памяти его мысли считаю некорректным, поскольку
возможны искажения. Потому позволю себе высказать лишь собственные
некоторые суждения. Думаю, моё еврейское самосознание, как и у
многих сверстников, дисгармонично. Факт, что в советский период мы
были лишены возможности открыто отмечать свои праздники, изучать
свой язык, говорить на нём где и когда хотим. В итоге большинство из
нас его попросту не знают! Мы не являемся носителями языка своей
нации, не можем передать его детям, и сегодня его судьба на
пространстве бывшего Советского Союза довольно печальна. Факт, что
для исполнения по радио песни на идиш требовалось особое разрешение.
Факт, что в тот период на памятниках в местах массовых расстрелов
евреев запрещалось писать национальность. Полагалось писать «Здесь
похоронены жертвы фашизма». Факт, что за попытку отметить очередную
годовщину расстрелов евреев в Бабьем Яре несколько молодых людей
получили реальные тюремные сроки… И это – далеко не все факты. В
таких условиях национальное самосознание формируется не «благодаря»,
а «вопреки»! Гармоничным оно прорастает только при беспрепятственном
повседневном соприкосновении со своей национальной культурой,
языком, религией… При толерантном отношении к другим нациям, при
стремлении понять их традиции. Отрадно, что в последние 15 лет в
России это начали понимать. И я вижу: у детей в различных диаспорах
Петрозаводска, включая еврейскую, уже совсем другое – естественное,
гармоничное – национальное самосознание. А когда наблюдаю
взаимоотношения диаспор и их руководителей между собой (по крайней
мере, публичные), то думаю: вот так и надо бы жить – во взаимном
уважении и понимании, без пустого громыхания лицемерными словами
«интернационализм» и «братская дружба народов»! В. Берштейн
Наши новости Петрозаводский городской суд РК, в лице судьи
М.И. Сиренева, принял решения в пользу М. Ефимова и Д. Лощинина,
двух участников акции против преступлений в армии, за отмену призыва
и отставку министра обороны РФ С. Иванова. Суд постановил отменить
решение мирового судьи, освободив активистов «Молодёжной
правозащитной группы» от административной ответственности и уплаты
штрафа, за малозначительностью содеянного производство по делу
прекратить. Напомним, в ходе пикета здания правительства РК 31
марта двое участников были задержаны за использование мегафона и
сопровождены в отделение милиции. В тот же день мировой судья вынес
решение о наложении штрафа на обоих в размере 1500 рублей. Решение
это было обжаловано в суде первой инстанции. Тогда поведение
милиционеров напомнило советские времена, когда разгонялись
демонстрации диссидентов и всех тех, кто «думал иначе». Всё это
делалось по закону и приказу. Решение городского суда продиктовано
не буквой абстрактного закона, придуманного для того, чтобы
ограничивать свободы граждан и покрывать именем закона произвол
власть имущих, а умом и совестью судьи, доверяющего правде молодых
правозащитников. Пророк за толерантность и социальную
справедливость "Молодежная правозащитная группа" выпустила
DVD-диск с записями выступлений муфтия Карелии Висама Али Бардвила.
Муфтий рассказывает о соотношении исламской доктрины с понятием
толерантность, о социальных аспектах вероучения ислама. Объясняются
методы борьбы с наркоманией, алкоголизмом, пути оказания поддержки
социально незащищенных слоев населения. Излагаются предложения
мусульман Карелии в области социальной и национальной политики,
например, рекомендации обращать больше внимания на проявления среди
учащихся ксенофобии, расизма, национализма, пресекать любые попытки
разжигания межнациональной или межрелигиозной вражды. В числе
инициатив Духовного управления мусульман (ДУМ) Карелии также
повышение уровня прожиточного минимума, размера детских пособий,
реальная защита материнства и детства. Выступление развенчивает
некоторые заблуждения об исламе, бытующие среди далеких от религии
людей. В частности, это миф о том, что ислам не запрещает
употребление наркотиков и наркоторговлю. На основании аятов из
Священного Корана и высказываний Пророка муфтий объясняет, что иметь
дело с наркотиками в любой форме по шариату запрещено. Набивший
оскомину миф об угнетенном положении женщин в исламе не оставлен без
внимания. Подробно объясняется, что ношение головного убора и
определенная форма одежды есть не дискриминация женщины, а повышение
ее социального статуса, так как предполагает, что окружающие будут
оценивать женщину исходя не из ее внешних данных, а по уму,
образованности, характеру. Распространяется бесплатно среди учебных
заведений.
И.Дзялошинский, Председатель Совета директоров Независимого
института коммуникативистики Социальное насилие и толерантность:
реальность и медиаобразы
Насилие, экстремизм всегда были частью жизни общества и
человека, ее естественной составляющей. Насилие повсюду. Насилие –
универсально. На нем строятся педагогика, секс, реклама, семейная
жизнь… Анализ материалов, полученных в ходе исследований,
проведенных Независимым Институтом коммуникативистики, показывает:
хотя большинство россиян в принципе не одобряют интолерантное
поведение и даже негативно относятся к фактам немотивированной
агрессивности, но вместе с тем почти 30% граждан не видят ничего
дурного в интолерантном поведении. Кроме того, приходится
констатировать, что, не одобряя такое поведение в принципе, многие
из наших сограждан (от 33% до 42%) довольно часто совершают
интолерантные поступки, понимая их несовместимость с правилами
человеческого общежития, но одновременно считая, что они вынуждены
так поступать в определенной ситуации и потому имеют на это право.
При этом уровень немотивированной агрессии по отношению к
представителям других наций и народностей довольно высок.
Сторонники политического экстремизма и ксенофобии, национализма,
шовинизма, антисемитизма этим пользуются. В стране действуют десятки
военизированных экстремистских организаций, издаются сотни газет,
книг, брошюр, листовок, в которых пропагандируются национальная,
религиозная и социальная рознь, ведется психологическая подготовка,
оправдывающая применение насилия, цель которого – свержение законно
избранной власти и установление в стране
«национально-ориентированного» режима. По данным социологов,
идеология национал-шовинизма находит, к сожалению, откровенную
поддержку не только у определенной части населения, но и среди
работников государственного аппарата, военнослужащих, сотрудников
правоохранительных органов. Активно ведется безнаказанная
пропаганда, призывающая к изгнанию «инородцев» из России. Следствием
этой пропаганды, не получающей должного противодействия, является
распространение ксенофобии, а также конкретные
криминально-террористические действия: взрывы, погромы, акты
физического насилия, плакаты с оскорбительными лозунгами,
призывающими к насилию по отношению к мигрантам и представителям так
называемого некоренного населения. В печати все чаще мелькает
термин «криминализация несовершеннолетних». Сообщают об угрожающих
темпах роста детской и подростковой преступности. Можно
констатировать, что наше общество застигнуто врасплох этим грозным
явлением, семья, школа, церковь, детские организации оказались перед
ним бессильными. Конечно, опасная тенденция к усилению насилия среди
молодежи свойственна далеко не одной России и не только странам,
переживающим период социальных и ценностных сдвигов. Она присуща и
вполне благополучным обществам. Однако там она давно стала объектом
пристального внимания социальных работников, политиков, которые в
своих долгосрочных стратегиях опираются на солидный пласт
разработок, проведенных социологами, психологами, психиатрами,
педагогами, философами. История ХХ века показала, что среди
причин насилия появились и относительно новые, связанные с
воздействием на сознание и поведение людей с помощью средств
массовой информации. Специалисты много спорят о роли СМИ в создании
той общественной атмосферы, в которой существует терроризм. И здесь
приходится констатировать, что этот общественный климат для
терроризма весьма благоприятен, что также способствует его
распространению. Стоит включить телевизор, неважно где — в
Нью-Йорке, Сан-Паулу или Москве, — и на вас обрушиваются бесконечные
боевики: звучат выстрелы, льется кровь, захватываются самолеты,
страдают заложники, а «крутые парни», облаченные в спец
обмундирование, сражаются насмерть с «крутыми авантюристами». Уже не
один десяток лет полицейский, шпион, человек из «органов» и
романтический налетчик являются героями нашего времени. Эти триллеры
награждаются кинопремиями, иногда даже Оскарами. Агрессивность,
насилие буквально пронизывают современный шоу-бизнес. Проведенные в
последние годы исследования, касающиеся проблемы отражения насилия в
средствах массовой информации, установили, что существует связь
между уровнем насилия в СМИ и уровнем насилия в обществе. Еще в
1969 году Национальная комиссия США по расследованию причин и
предотвращению насилия сделала вывод о том, что жестокие фильмы учат
людей добиваться своих целей с помощью насилия. Один из ведущих
мировых исследователей агрессии Леонард Берковиц указывал, что в
1975 году, после покушения на президента Джералда Форда, о котором
подробно рассказывалось в СМИ, число угроз, пришедших в адрес
президента, выросло в три с лишним раза. Аналогичные истории
происходят и в тех случаях, когда СМИ сообщают о серийных убийствах.
Берковиц считает, что новости о насильственных событиях и
соответствующие фильмы могут разбудить жестокость в некоторых людях.
В 1975 году психологи Лейенс и Камино (Бельгия) провели такое
исследование: одним мальчикам-подросткам в течение пяти дней подряд
показывали жестокие фильмы, другим – нейтрального содержания. И
первые стали чаще нападать друг на друга, а вторые вели себя как
прежде. К аналогичным результатам пришла в 1991 году американка
Венди Вуд. «Изображение насилия в СМИ, - пишет она, - влияет на
уровень агрессивности человека». Берковиц дает этому явлению такое
объяснение: когда люди сталкиваются с неким стимулом или событием,
им в голову приходят родственные этому событию идеи. Например, если
одному испытуемому предлагают составить предложение из «агрессивных»
слов («пистолет», «ударить», «напасть» и пр.), а другому — из слов
нейтрального значения, то первый после эксперимента продемонстрирует
повышенный уровень агрессивности. Попросту говоря, он будет думать о
пистолетах, ударах и нападениях. Но даже чрезвычайно агрессивный
фильм НЕ спровоцирует усиливающие агрессию мысли и моторные реакции,
если насилие в нем будет подано как нечто отвратительное и
осуждаемое. То же самое касается и «реальных» телепередач. Скажем,
новости об убийце, казненном или приговоренном к пожизненному
заключению, способны привести к кратковременному спаду уровня
убийств в стране. Вероятность появления агрессивных мыслей у зрителя
снижается, если он не слишком «втягивается» в сюжет, осознавая, что
это «всего лишь кино». Взрослые люди могут управлять своим
сознанием, а вот дети… Они не понимают, что все это «понарошку». По
данным Берковица, дети из неимущих семей менее склонны осознавать,
что кино - это лишь вымысел, и поэтому они могут подвергаться
большему воздействию телевизионной агрессии. Большинство же
российских детей растут в неимущих семьях... Телевизионная
агрессия не только провоцирует реальную жестокость, она учит
относиться к ней как к норме. Дети, посмотревшие агрессивный фильм,
наблюдают за настоящей дракой более равнодушно, чем те, кто фильма
не видел, и не пытаются вмешаться. Та же реакция была обнаружена и у
студентов. «Чрезмерно частый показ насилия по телевидению, - пишут
психологи Томас и Хортон, - может привести к тому, что население
будет все больше привыкать к насилию». Получается, что люди смотрят
жестокие фильмы, и в памяти у них откладываются соответствующие
сценарии поведения. Особенно если герои добиваются своего, но не
получают наказания . Американский психиатр Д. Хаббарт
проинтервьюировал сотни угонщиков самолетов - и почти все они
говорили о воздействии на них медийной продукции. В 1979 году
демонстрация в одном из американских кинотеатров гангстерских
фильмов «Ночные бульвары» и «Воины» («Warriors») настолько возбудила
присутствующих в зале подростков, что они открыли стрельбу, убив 8 и
ранив 5 человек. Эти примеры можно множить. Достаточно взглянуть на
нынешнюю Россию, где «фанаты» и «бритоголовые» выросли в атмосфере
беспредела на телевизионных экранах. Роль средств массовой
информации, которые соревнуются между собой в сенсационной подаче
материалов о террористических актах, аналогична. Журналисты
ссылаются на принцип объективности, обязанность предоставлять
публике жизненные факты. Но прав американский автор Л. Мартин,
утверждающий, что в основе этого лежит погоня за высоким рейтингом,
что для ньюсмейкеров событие, связанное с терроризмом, - это новость
высокого качества (high news value). В результате СМИ, сами,
возможно, того не осознавая, работают на террористов, создавая им
паблисити. Коммерческий успех любой ценой, этот главный внутренний
импульс современной шоу- и СМИ-индустрии, приводит медиа к вольной
или невольной пропаганде терроризма. Таким образом, к
традиционным объяснениям истоков насилия (врожденная склонность
человека к насилию; экономические и социальные особенности условий
жизни общества; особенности взаимоотношений конкурирующих групп
населения) добавились новые, указывающие на то, что существуют формы
насилия, которые не имеют видимых социальных и экономических причин.
Эти формы становятся особо значимыми в условиях информационного
общества. Анализ показывает, что нередко причиной этих конфликтов
становится некая «скрытая» от глаз информация, которая толкает к
применению массового насилия. Такая скрытая информация может
возникать стихийно, как некий предрассудок, воспринимаемый
общественным сознанием, как не требующая доказательств истина. Но
она может формироваться и вполне целенаправленно, возникать в
результате усвоения определенных идеологических постулатов
. Средства массовой информации России, освещая проблему насилия,
в основном живописуют жестокость, с которой участники насильственных
акций расправляются друг с другом. Разумеется, все это приводит к
тому, что массовое сознание отнюдь не настраивается на борьбу с
насилием, а наоборот, начинает либо воспринимать его как
естественный элемент жизни, либо восхищаться насилием и
насильниками. Особый интерес СМИ вызывают массовые формы насилия
— кто бы их ни совершал, чем бы и как бы ни мотивировал. Террористы,
антиглобалисты, футбольные фанаты, бунтующие студенты издавна
являются любимыми героями медийных материалов. Кроме того, на
людей действуют не только образы насилия (то есть семантика
медиатекстов), но и специфический «язык вражды», которым пользуются
СМИ, описывая даже вполне мирные ситуации. Агрессивную реакцию
значительной доли населения вызывают сексизм и эротика, отвязный
молодежный стёб (сленг), агрессивная реклама. Разумеется,
значение СМИ в продвижении норм агрессивного поведения людей не
стоит преувеличивать. Многие исследователи считают, что «высокий
уровень насилия, характерный для современной кино- и телепродукции,
предположительно, наряду с другими факторами, может оказывать свое
влияние на осуществление некоторых видов агрессивного поведения, но
не следует переоценивать важность этой зависимости.»(см. об этом -
Бэрон.Р., Ричардсон. Д. Агрессия - СПб., 1998, с. 117) . Проще
говоря, насилие на экране не является первичной мотивацией
агрессивного поведения. Кстати, в свое время, основываясь на
обширном исследовательском материале, аналогичный вывод сделал И.С.
Кон в отношении порнографии. Другие исследователи полагают, что
реакция на прочитанное, услышанное или увиденное зависит от
интерпретации полученного сообщения. По существу, воздействие
масс-медиа объясняется праймингом - активизацией воспоминаний.
Другими словами, насилие в СМИ может вызвать соответствующие мысли и
идеи. В свою очередь, эти мысли могут вызвать конкретные эмоции и
поведенческие реакции. Причем, происходит все это почти
автоматически. Следовательно, необходимо, чтобы журналисты,
определяющие основной набор транслируемых через СМИ образов и
суждений, были, как минимум, знакомы с современным пониманием
проблематики насилия. И совсем было бы хорошо, если бы журналисты
понимали свою роль в культивировании той террорсреды, в которой всем
нам приходится жить из-за специфического толкования некоторыми СМИ
своих профессиональных и социальных обязанностей.
Культурная инициатива зашла в тупик - Юрий Владимирович, у
нас для Вас хорошая новость – мэрия положительно откликнулась на
нашу инициативу создания в Петрозаводске «Музейона», который
сосредоточит Ваши коллекции.
- Я читал этот ответ. На нём лежит печать интеллигентности. Но
власть мне много чего обещала. И всегда обманывала.
- Мы слышали, что у Вас возникли какие-то осложнения с Музеем
Русского Севера.
- Случилась беда: ушла из жизни Раиса Васильевна Разумейко, мой
большой друг, спонсировавший музей. Я оказался перед необходимостью
возврата большого долга. Писал Путину, дважды писал Катанандову и
Пивненко, обращался к нашим сенаторам, стучался во многие другие
двери. Прошло почти 4 месяца. Никто не протянул мне руку
помощи.
- Имеется информация, что Вас вызывали в Министерство культуры
РК.
- Честно говоря, не хотелось бы вспоминать об этом. Но коли вы
спрашиваете, то скажу следующее. Я действительно был на приёме у
Г.Т. Брун, министра культуры. Это обаятельная и интеллигентная
женщина, проявившая внимание к моим проблемам. К сожалению,
инициативу в разговоре перехватила её заместитель И.Г. Иванова. С
полной неожиданностью для меня она перевела разговор в другое русло:
предложила мне подарить свою библиотеку Национальной библиотеке.
Очень бестактно! Как будто я завтра должен помереть. Как будто,
активно работающему писателю и учёному, можно обойтись без книг,
собранных ценой величайших усилий. Я пришёл в министерство с большим
горем, со сложнейшими проблемами. И вдруг такая нахрапистость!
Ладно, если деликатно – и в другой обстановке – был бы поставлен
вопрос о наследовании. А тут прямо, в лоб: подарите. Тщетно я
пытался изменить содержание разговора. Иванова упрямо возвращалась к
нему. Бестактность стала переходить всякую меру. Замечу, что
около десяти лет назад Министерство культуры – вместе с Текобанком –
пыталось заполучить мою коллекцию в качестве залога для крайне
сомнительного акционерного общества. Мне бы не хотелось думать, как
считают многие, что нынешняя власть – чудовищная смесь алчности и
глупости, но опыт моего общения с МК РК наводит на подобные грустные
мысли. Считаю, что при нынешней системе власти никаких надежд на
создание моего музея в Карелии нет. М.Е.
Одного закона мало! В нашем городе, в противоположность
сложившемуся мнению, происходят события не только из разряда
развлекательных, где для людей главное с толком напиться и «весело»
провести время. Думающую молодёжь интересуют и проблемы современного
мира, которые, наряду с мегаполисами, начинают представлять также
угрозу и спокойствию таких небольших городов, как Петрозаводск. В
частности, такая смертельная для современного многонационального
общества болезнь, как ненависть на национальной или религиозной
почве, а попросту национализм. В рамках программы решения этой
проблемы 18 мая был проведён «круглый стол», на котором были
представители еврейской религиозной общины Петрозаводска, духовного
управления мусульман Карелии, церкви Иисуса Христа и святых
последних дней, прокурор Петрозаводска, психотерапевт-конфликтолог,
журналист В.М. Берштейн, доктор исторических наук, профессор
института востоковедения РАН РФ А.Е. Локшин и активисты нашей
«Молодёжной правозащитной группы», выступившие организаторами
мероприятия. Главная цель встречи – «сверка часов» на нынешнем этапе
ведущейся борьбы с национализмом и религиозной нетерпимостью.
Участники «круглого стола» делились опытом, обсуждали, чего удалось
добиться, и чего пока нет на пути прививания обществу, особенно
молодежи, принципов толерантности и гуманизма. Присутствовавшие
выносили на обсуждение наболевшие вопросы, критиковали власть,
сквозь пальцы смотрящую на нарушения гражданских прав нерусского
населения и проявление так называемого «бытового национализма» в
различной печатной прессе и других СМИ. Хотя, если вдуматься, а в
чём принципиальное отличие «бытового» национализма от небытового,
государственного? А ни в чём! Просто это банальная попытка властей
смягчить, уйти от решения скользких проблем. Хорошо придумано -
навесил ярлык «бытовой» и всё, нет настоящего национализма,
запрещённого Конституцией, вопрос вроде бы снят. И на закономерное
требование общественности своевременно реагировать на попытки
определенных кругов разжечь межнациональные конфликты в республике,
слышен ответ: «Позвольте, что мы можем сделать? Да и зачем? Это же
всего лишь на бытовом уровне, так, ерунда. А если бы и захотели
повлиять на ситуацию, то и не смогли бы – нет законов, механизмов,
состава преступления». Замкнутый круг. Поэтому сложно пришлось
прокурору республики, присутствовавшему на «круглом столе». Поначалу
он состряпал чрезвычайно скучную мину, всем видом показывая, что
сейчас заснёт. Однако позже, когда тема разговора от общемировых
тенденций спустилась на уровень города, оживился, предчувствуя ряд
вопросов на болезненную тему нераскрытых пока преступлений,
совершённых, по-нашему мнению, на национальной почве, спорных, мягко
говоря, публикаций в СМИ и пр. Представители национальных меньшинств
и религиозных течений интересовались о действиях предпринимаемых
властями в этой области, расследованиях по заведённым уголовным
делам. Прокурор вертелся как уж на сковородке, доказывая, что «в
Багдаде всё спокойно». Хотя справедливости ради стоит признать, что
кое в чём он действительно прав: юриспруденция не может
регламентировать все тонкости человеческих взаимоотношений, тут
нужна этика. Однако «плодотворный диалог» с властью, к сожалению,
продолжался недолго, её представитель, сославшись на жутко
неотложные дела, поспешил ретироваться. Но и на том спасибо, ведь
остальные приглашённые муниципальные власти, репортёры, и другие
ответственные за ситуацию в городе и вовсе проигнорировали наше
собрание. В целом, после ухода прокурора, разговор пошёл свободнее,
ведь кто их, представителей Фемиды, знает… Наше общение
продолжалось более двух часов. Всем участникам «круглого стола» было
предоставлено право высказать своё мнение на проблемы и пути их
решения, никакой цензуры и оглядок по сторонам, тут были все
единомышленники, все свои. Для многих это было глотком свежего
воздуха, возможностью почувствовать рядом плечо товарища. В целом
были приняты решения о совместных действиях на фронте борьбы с
проявлениями национализма, пусть даже и пресловутого «бытового», с
ненавистью и непониманием по отношению к людям другого языка и веры.
Очень жаль, что подобные мероприятия, позволяющие объединить
единомышленников, проводятся так редко. Ведь истину из древней
притчи о том, как легко сломать вицы по отдельности и невозможно
целой охапкой, никто не отменял. Только вместе возможно повлиять на
власть и общество, доказать правоту своих взглядов. И хочется
верить, что в будущем подобные форумы будут объединять не десятки, а
сотни людей, а это будет обязательно. И мы уверены, что заставим
власть слышать и слушать голос всех людей, живущих в городе,
республике и стране. Юрий Бездорожев, активист МПГ, студент
истфака ПетрГУ 5 курс.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Издание
осуществлено при поддержке гранта, предоставленного Комиссией по
демократии Посольства США в Российской Федерации общественной
организации КРО ММОБО «Молодежная правозащитная группа (МПГ)»,
которая несет полную ответственность за содержание данной
публикации. Содержание брошюры отражает точку зрения
грантополучателя и не может расцениваться как мнение Посольства США
или американского правительства. Учредитель и издатель:
Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной
общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная
группа (МПГ)» Главный редактор: Максим Ефимов
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|