|
|
|
|
01.07.2003 Час Ноль № 8
Угроза
распространения идей фашизма и национализма в школьной среде
Угроза распространения идей фашизма и национализма в школьной
среде не только не исчезла, а стала более актуальной. Для пресечения
попыток разжигания национальной розни среди школьников по инициативе
МПГ Карелии и руководителя секции истории ЦРО М.Л.Гольденберга в
здании Центра развития образования была проведена лекция для
учителей истории школ Петрозаводска. В роли лектора выступил Антон
Лапшин, - старший преподаватель кафедры международных отношений
ПетрГУ. Он поведал об истоках фашизма, его разновидностях и
современном фашизме. Лекция выявила неподдельный интерес к данной
теме и прошла при активном участии самих учителей. После лекции
учителя истории школы № 48 Александр Константинович Павлов и
гимназии № 37 Светлана Валерьевна Пахомова любезно согласились
ответить на некоторые мои вопросы: - Как учитель через уроки
истории может воспитывать учащихся в духе толерантности и неприятия
всех форм фашизма и национализма. А.К.: – Воспитывает сам урок,
во-первых, так как любой урок, и в первую очередь история и
обществознание, обязан носить воспитывающую функцию и в зависимости
от той или иной темы, особенно в современных курсах истории, мы
пытаемся учить наших воспитанников быть терпимыми и толерантными.
Что же касается неприятия всех форм фашизма и национализма, несмотря
на то, что речь об этом идёт с середины сороковых годов ХХ века, но
длительный период времени эта тема была полностью закрыта. Сейчас
же, в связи с поднятием тени прикрытия и недоступности, и нам
открылись новые возможности, поскольку о неприятии нужно говорить
прежде всего досконально зная всё о теме разговора. С.В.: – Урок
истории, конечно, имеет очень серьёзный воспитывающий потенциал и
через уроки истории можно воспитывать всё, что угодно. Поэтому очень
важно сейчас, когда у нас в классах сидят ребята различных
национальностей, во-первых, создать максимально доброжелательную
обстановку на уроке, для того, чтобы ребята откровенно и в
раскрепощённой обстановке могли поделиться своим мнением по этому
вопросу, поскольку вопрос, конечно же, не такой простой как кажется,
будто бы нет национализма и всё тут. Через такие активные формы
общения как дискуссии и диспуты, где, подчёркиваю, обязательно
доброжелательная обстановка ко всем. Конечно же, на уроках истории
таким образом можно воспитывать толерантность. Ну и ещё меня всегда
выручала великая русская литература и на примерах из этой литературы
можно воспитывать достойного гражданина. - Сталкивались ли вы в
школьной практике с национальной нетерпимостью? А.К.: –
Практически нет, так как, несмотря на то, что в школах Петрозаводска
появляется много, так скажем, лиц других национальностей, отличных
от русских, я вообще считаю, что термин «лицо кавказской
национальности», крайне неверен, такого понятия, как лицо Кавказа –
это не только исторически, это филологически просто смешно. Такие
случаи крайне редки и за десятилетнюю работу нашей школы мы
столкнулись с этим 1-2 раза, это я могу заявить вам абсолютно точно
и официально. С.В.: – Вы знаете, бывали такие случаи, но, как
правило, такие люди получали отпор. Они получали достойный отпор, и
чтобы восторжествовала чья-то националистическая точка зрения, я не
видела. - Как вы считаете, существует ли опасность
распространения фашизма и национализма в российском обществе. Чем
обусловлена ваша уверенность? А.К.: – Да, существует. Это
обусловлено экономической нестабильностью. Несмотря на все попытки и
меры правительства стабилизировать обстановку, мне кажется, что
бюджетная сфера остаётся самой незащищённой и если говорить о
распространении фашизма, национализма, расизма и т.д., то это
коснётся наиболее незащищённых слоёв населения. С.В.: – Такая
опасность в обществе, конечно же, существует. Нестабильность в
обществе, поляризация в доходах граждан, очень резкая грань между
богатыми и бедными, длительные и не всегда удачные реформы, ну и
плюс внутренние вооружённые конфликты, всё это, конечно же,
питательная среда для распространения национализма в обществе. Но
будем надеяться, что нам, и в частности в нашей Республике, удастся
разумно решать эти вопросы. - Существует ли здоровый
национализм? А.К.: – Трудно провести грань между здоровым и
нездоровым национализмом. Пока что в современной науке нет чёткого
определения грани между здоровым и нездоровым национализмом, есть
понятие собственно национализм. Если мы говорим о научной
направленности понятия, то трудно провести эту грань, ну, а на
практике, мне кажется, от самого человека зависит та грань здорового
и нездорового национализма. С.В.: – Здоровый национализм – это,
наверное, гордость за своё Отечество. Если говорить о школе, то это
гордость за историю этой школы. Это ни в коем случае не замалчивание
каких-то сложных моментов истории, а умение найти в них проявления
высоты человеческого духа. Вот это и есть здоровый национализм. -
Как вы думаете, актуальны ли проводимые лекции по предотвращению
случаев разжигания национальной розни в школьной среде. А.К.: –
Они безусловно актуальны, т.к. в связи с тем, что эти проблемы стали
более явными, то это интересно в связи с всплеском и национализма, и
фашизма, взять то же РНЕ. Это так же актуально, поскольку запретный
плод всегда сладок, а фашизм и национализм представляют из себя эти
плоды. С.В.:– Да, конечно, У нас в школе они уже проходили,
благодаря «МПГ», и ребятам очень понравилось. Поэтому мы с
удовольствием, если будет возможность, будем приглашать приходить к
нам снова.
Беседовал Виктор Кондратьев
Как преподавать историю Холокоста в школе?
Беседа с Валерием Сергеевичем Ивановым, учителем истории
Державинского лицея Петрозаводска.
- Я родился в Петрозаводске и всю активную жизнь прожил здесь.
Закончил наш ПетрГУ. По специальности - историк, преподаватель
истории и обществоведения. По окончании ВУЗа работал в школе №20,
где преподавал историю. Затем перешел в лицей №1, на Древлянке,
который организовал Исаак Самуилович Фрадков, куда он меня раньше
приглашал. Там 3 года я проработал. Сейчас я работаю в Муниципальном
Державинском лицее более шести лет. Если говорить о моих интересах,
подходах к нашей исторической дисциплине, нужно искать какие-то
инновационные технологии и особые программы. Ещё во время моей
работы в первом лицее был задуман курс «Мифы и легенды народов
мира». Я благодарен Терацуянцу Георгию Ервандовичу, который озвучил
необходимые для курса фрагменты мифов на радио. В Державинском лицее
сейчас я занимаюсь проблемами, свяэанными с историей второй мировой
войны. Состоялась в это время моя первая поездка в Ленинград на
семинар Преподавания Холокоста в общеобразовательных учреждениях.
Обывателю мало что известно о политике Холокоста. Это объясняется
несколькими причинами: во-первых, мало литературы. Во-вторых,
недостаточная просветительская работа, иначе говоря, об этом мало
говорится в школе, ВУЗе. Существует и методическая проблема- как
преподавать? Есть учебники: шведские и российские. Но, тем не менее,
эта тема нуждается в серьёзной программе: что давать и как давать? О
чем необходимо говорить? Первое, показать вариативность
фашизма. То что происходило в Германии следует называть национал
социализмом. Фашизм как историческое явление многоплановое и
многовариантное. Существовал испанский, итальянский, югославский,
болгарский, греческий, австрийский, венгерский, румынский фашизм или
фашизмы Фашистские диктатуры на оккупированных территориях
устанавливали свой оккупационный режим, который также был
многовариантный. Проблема фашизма не является проблемой связанной с
прошлым. Это скорее проблема настоящего. Неофашизм сегодня это и
европейская и чисто российская проблема. Сегодня фашизм в России
существует как движение. Организации фашистского типа заставляют
сегодня ставить проблему профилактики экстремизма в российской
школе. Проблема профилактики экстремизма напрямую связана с историей
фашизма и фашизации общества в кризисных ситуациях. Поэтому сегодня
следует показывать истинное лицо фашизма. На уроках истории следует
говорить об оккупационных режимах на территории Европы и СССР о
политике Холокоста, об истории гетто, лагерей смерти. Следует
учителю в преподавании истории 2 мировой войны говорить о
разнообразных оккупационных режима на территории Европы и СССР. Один
оккупационный режим был в Белоруссии, другой - в Украине, третий – в
Прибалтике, четвёртый – в Карелии, на Северо-Западе и даже на
Кавказе. Все они разнолики. Оккупационный режим напрямую связан с
политикой Холокоста (эта политика не была тоталитарна, а
многовариантна) Например, в Украине было самое массовое гетто. Дети,
например, не знают, что такое Варшавское гетто, Смоленское гетто,
Прибалтийское гетто. Мало кому из современных школьников известны
события связанные с Бабьим Яром. Понимать Холокост нужно как
европейскую политику в общеисторическом контексте. В
преподавании Холокоста нужна грамотная программа и особые методы и
средства в реализации данной программы. Примером может служить урок
М.Л. Гольденберга, когда весь урок построен на видеосюжете. Методика
использования видеофильмов очень редко применяется в российской
школе. Например, фильм Чухрая «Дети из бездны». Об этом лучше
показать, чем рассказывать. Эту тему надо очень осторожно
преподавать. Если дети не готовы к этой теме, лучше её не
трогать. Не хватает методического аппарата. Нужна даже методика
работы с фильмом, а не просто его запустить. Например, события о
Хатыне лучше показать, чем рассказать. - Сами ребята проявляют
интерес к этой теме? - Вообще, да. Наши издательства выпускают
«Командиров третьего рейха», «Майн Кампф», многие вещи, которые они
там читают, им нравятся. Изучают «Азбуку немецкого солдата», прямо
по пунктикам. Читают там, что арийская раса – самая лучшая.
Сверхчеловек, сверхсила. Всякие другие популистские, демагогические
лозунг. Необходима коррекция взглядов школьников. Разговор на уроке
просто необходим. В условиях современной России, когда идёт
демонтаж многих институтов, наблюдается экономический и социальный
кризис, когда практически прежние ценности потеряны, - вот
собственно говоря, база для фашистских организаций РНЕ – достаточно
молодая организация и открытая. В странах Европы такие организации
закрыты, наподобие рыцарского ордена: кто туда вошёл, тот оттуда
просто не выйдет. В Латино-американских странах есть немецкие
общины, которые пропагандируют фашистскую идеологию. Тема неофашизма
сегодня нуждается в особом изучении. Как в школе? В лексикон
детей вошли такие слова как жид, жидовка, юда, естественно, с
негативной окраской. На столах рисуют фашистскую свастику, не
понимая смысла. Нельзя изжить многовековую историю России, всегда
она была тоталитарной. И вот демократия не свойственная нам, привела
к легализации фашистского движения. В принципе, в нашей школе
дети терпимы. Люди, которые приехали сюда, привнесли элементы
культуры: уважение к учителю, старшему, чего у российского
школьника, в принципе, нет. Я учил детей из Грозного. Для них
учитель – это святое. Там нет категоричности в оценках, что
характерно для наших. Казалось бы была война и прошло столько лет, а
перспектива рисуется нерадужная. Если мы, вступив в 21 век,
занимаемся программами профилактики фашизма и экстремизма, то что
ждет нас в будущем. - Можно личный вопрос? У вас такой
«экзотический» облик восточного мужчины. Дети не дразнят? - Есть
такое. К исламу отношения не имею. Но почему-то куда ни приезжаю,
все меня перекрещивают в другую национальность. По паспорту –
русский. Жил всю жизнь в Карелии, которая просто уникальна. Это
исключительное место.
Записал Макс
Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной
общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная
группа (МПГ)» Петрозаводская инициативная группа «Международной
Амнистии»
Анкета для учителей истории петрозаводских школ 1. Существует
ли, по вашему мнению, опасность распространения национализма,
фашизма, экстремизма в российском обществе? Чем обусловлена ваша
уверенность? 2. Сталкиваетесь ли вы в школе с проявлением
национальной нетерпимости? 3. Как вы думаете, что такое здоровый
национализм? 4. Можно ли через уроки истории повлиять на
воспитание толерантности, неприятия фашизма и национализма любых
форм у учащихся? 5. Что должны делать учителя для профилактики
фашизма, национализма, интолерантности среди учащихся? Какие
трудности вы испытываете, проводя такую работу? 6. Хотели бы вы,
чтобы в вашей школе были прочитаны лекции по проблеме
распространения фашизма, национализма?
Спасибо за подробные ответы!
1. Да. Причина – всем известные проблемы. 2. Да, но пока
он не принял опасных размеров и форм. 3. Всерьёз я такой термин
не воспринимаю. 4. Да. 5. Развивать способность к критическому
мышлению. 6. Да, но такие лекции должны быть увлекательными по
форме и содержанию, т.к. аудитория – школьники. Калиновская
Елена, лицей №38.
1. Да, экономическая, социальная нестабильность. 2. Да,
есть учащиеся, состоящие в организации. 3. Очень трудно быстро
ответить, но, скорее всего, здоровый национализм основан на идеях
толерантности. 4. Да. 5. Работать, ставить вопросы воспитания
на первое место. Особых трудностей нет. 6. Да. Солоухина
Ванда, школа №5.
1. Да. Обусловлена экономической нестабильностью. 2. Редко,
практически нет. 3. Трудно определить грань между здоровым и
нездоровым национализмом. 4. Да. 5. Работать и доводить до
сведения учащихся информацию подобного рода, порой, даже и
противоречивую. Особых трудностей нет. 6. Конечно, и как можно
подробнее на уровне сознания учащихся школы.
Павлов А.К., МОУСОШ №48.
1. В России довольно сложная экономическая обстановка, многие
социальные слои населения не получают должной поддержки от
государства. Во главе государства выдвинулся сильный политический
лидер, человек, пользующий широкой поддержкой населения. 2. Мне
не приходилось сталкиваться с проявлением национализма,
фашизма. 3. Здорового национализма быть не может; существует
уважение, любовь к своему народу. 4. На уроках истории и
обществоведения учитель, несомненно, может противостоять
распространению фашистских, националистических идей. Ученики не
могут остаться равнодушными после рассказов о преступлениях против
человечества, совершённых идеологами данных течений. 5. В
государстве должны существовать законы, следящие, наказующие за
массовое проявление национальной нетерпимости. Без подписи, Школа
№25.
1. Да. Причина – не обязательность выполнения законов, их
«многочисленность», правовой нигилизм и малограмотность общества.
Проявления социального неравенства – поиск виновных. 2.
Практически нет. 3. Попытка сохранения национальных культурных
ценностей, языка, элементов быта и т.д. (Без идей национального
превосходства). 4. Не только возможно, но необходимо. 5.
Трудности в наличии националистических настроений на бытовом уровне,
роль СМИ (проповедь насилия, богатства, западных элементов культуры
без соответствующего уровня пропаганды общечеловеческих
ценностей). 6. Школа №34. Петрозаводск. Да. Даже те уроки,
которые давали у нас студенты – политологи, бывшие у нас на пед.
практике и касавшиеся этих вопросов в старших классах имели большой
политический резонанс. Петерценс А.Э., школа № 34.
1. Опасность, конечно, существует. Нестабильность в
обществе, поляризация в современной России создают предпосылки для
этого. 2. Почти нет. 3. Это гордость за своё
Отечество. 4.5. На уроках истории можно повлиять на воспитание
чего угодно. Важно, чтобы сам учитель осознал, что это необходимо.
Через использование произведений художественной литературы, активное
использование дискуссий, дебатов на уроке, формирование толерантной
культуры происходит очень эффектно. 6. Да. Пахомова Светлана
Валерьевна, 37-я гимназия.
1. Опасность эта не только существует – национализм, фашизм
и т.д. существуют как таковые в нашем обществе, а государство
всерьёз и не занимается искоренением этих страшных явлений. 2. В
нашей школе – очень редко, слава Богу. 3. Наверное, он напрямую
связан с патриотизмом, с воспитанием любви к Родине. 4.5.
Конечно, можно. Всё зависит от убеждённости педагога, кроме того –
одних слов мало, должна быть необходимая наглядность, документальные
материалы и т.д. К сожалению, нет никакой возможности вывезти детей
на экскурсии (Хатынь, например и т.д.). Интернет – ресурсы хорошо,
но это всё равно не то. 6.Эту работу мы проводим, запланирована
она и на будущее. Без подписи
1. Существует опасность распространения экстремизма?…
Обусловлено это кризисными явлениями, нестабильностью в обществе,
ростом резкой грани между различными слоями общества ( богатыми и
бедными ). 2. В школе не сталкивалась. 3. Здоровый национализм
– это чувство гордости за достижения своей нации, любовь к своему
Отечеству, но не ненависть к другим нациям. 4. Можно повлиять на
воспитание толерантности, неприятия фашизма у учащихся, объясняя
причины, сущность, следствия этих явлений. 5. Проводить уроки,
посвящённые этим явлениям. 6. Необходима помощь
специалистов. Китнерман Светлана Николаевна.
1. Да. Слишком много людей живёт в бедности. Большой разрыв
между бедными и богатыми. Размываются моральные ценности. Проявление
национализма на бытовом уровне не осуждается. 2. Иногда. Идут
высказывания против выходцев из Закавказья. Здоровый национализм.
Стремление людей к изучению культуры своего народа. Защита
экономических интересов наших народов. 3. Да. 4. Трудности в
том, чтобы подбирать соответствующие факты в разговоре с детьми.
Формы работы интересные для детей. 5. Да. Моторина Г.И., школа
№33.
1. Опасность распространения национализма и фашизма
существует, особенно среди молодёжи. Эта опасность связана с
усилением национальной и религиозной розни прежде всего в больших
городах. 2. В школе пока ярких прецедентов не было. 3. На
уроках обсуждение данных тем необходимо, но лучшей формой поднимать
более серьёзно темы опасности фашизма, наверное, является свободные
внеурочные обсуждения, когда дети больше раскрепощены. 4.
Трудность в том, что дети не готовы к такому разговору или не
воспринимают его серьёзно. Жарская, школа № 7.
1. На наш взгляд, опасность распространения национализма
существует в отдельных регионах, что может быть связано с
миграционными процессами. В то же время, как противодействие
национализму может возникнуть и экстремизм. 2. В школе
столкновений на национальной почве, нетерпимости не
наблюдается. 3. Здоровый национализм – гордость за национальную
культуру, отсутствие стыда за принадлежность к той или иной
нации. 4. Воспитание толерантности должно идти от политики
государства в целом, через семейное воспитание и через уроки, но не
только истории. 5.6. С удовольствием примем лекторов по данной
проблеме, т.к. встреча с новыми интересными людьми всегда очень
полезна. Достаточно сложно достучаться до ребёнка, если связь
односторонняя, т.е. если дома отношение иное. Трофимова А.Н.,
Никольская Н.Г., школа №43.
1. Существуют причины: социально-экономические и политические
проблемы в государстве, миграционные процессы. 2. Случаи были, но
пока достаточно редкие. 3. Здоровый национализм: забота о
единстве нации. 4. Можно. 5. Прежде всего: а) быть терпимым
самому, т.е. воспитание личным примером. б) через уроки, через
практические занятия с привлечением конкретных примеров из жизни
школы, города, нашего государства. 6. Да, хотела. Дайте
координаты, к кому обращаться. Ломоносова И.Е., СОШ №12.
1. Да, т.к. молодёжь привлекают идеи национализма,
фашизма. 2. Да. Сейчас в школах появляется много представителей
южных национальностей и некоторые дети негативно реагируют на этих
детей. 3. Это, прежде всего, гордость за принадлежность к той или
иной национальности, знание своих корней, родословной, гордость за
своих дедов и т.д. 4. Да. 5. На уроках истории,
обществоведения надо не только объяснять детям и показывать на
примерах негативные факты этих течений, но и привлекать детей самих
к нахождению и обсуждению подобных примеров. 6. Да. Без
подписи
1. Да, современные подростки не принимают в свой коллектив ребят
кавказской национальности, они становятся изгоями, (на примере р-она
Ключевая.) У ребят отнимают деньги, пытаются избить. У многих таких
русских подростков погибли родные в Чечне, свою злость, обиду они
переносят на ребят «кавказцев». 2. Да. 3. Способность людей
данной нации гордиться ею, знать и уважать традиции своей
нации. 4. Да. 5. Первое, попытаться в ходе бесед убедить
ребят, что все люди, не взирая на нации, одинаковы. Второе, побольше
наглядного материала, буклеты, фотографии, видеоматериал по данной
проблеме. 6. Да. Мошанина А.А., школа № 33.
1. Да, такая опасность существует, т.к. фашизм, по сути
своей, - неистребимое живучее явление. Лозунги неофашистов слишком
популярны, влекущие, подчас с ними трудно не согласиться, тем более
молодым людям. Это объективное явление. 2. Нет, у нас в школе
много выходцев с Кавказа, но национальной нетерпимости нет. Я не
сталкивалась лично. 3. Здоровый национализм? Это большой вопрос,
я затрудняюсь ответить на него. 4. Конечно, да. В этом и
заключается работа учителя через уроки влиять на воспитание ученика,
в том числе и воспитание толерантности, да чего угодно. 5.
Подавать личный пример. 6. Да. Ильина Т.В., школа № 36.
1. Конечно, опасность распространения таких явлений в
современном российском обществе существует. Эти явления не будут
возникать в благополучном обществе, наше, к сожалению, таковым не
является (социальная незащищённость, низкая заработная плата и
прочее порождают тех «униженных и оскорблённых», которые вполне
могут стать социальной базой фашизма; национализм и экстремизм тоже
являются ответом на нашу действительность). 2. В нашей школе с
проявлением национальной нетерпимости я не сталкивалась ни
разу. 3. «Здоровый национализм»? По-моему, это какое-то
неестественное сочетание слов. Национализм предполагает не только
гордость за свою нацию, но и возвеличивание её, принижение
достоинств других народов и т.п. В моём понимании национализм –
негативное явление, поэтому «здоровым» он быть не может. 4. Через
уроки истории не только можно, но и нужно воспитывать в учащихся
неприятие фашизма и национализма. Настоящий учитель истории должен
не только давать знания, но и воспитывать. 6.Лекции по этим
проблемам в нашей школе? Конечно! Без подписи
|
|
© 2005—2007 КРО
ММОБО "Молодёжная правозащитная группа"
Электронная
почта yhrg#sampo.ru |
|